Лига блюза

Лига блюза — российская блюзовая группа, созданная Николаем Арутюновым в 1979 году. Одна из самых именитых российских блюзовых групп. В разное время в группе играли Сергей Воронов, Борис Булкин, Игорь Кожин, Маша Кац, Лада Колосова.

Лига блюза
Жанры блюз-рок, блюз, рок-н-ролл
Годы с 1979 по 1999
Страны  СССР
 Россия
Состав Николай Арутюнов
Игорь Кожин, Лада Колосова, Алексей Осташев, Мария Кац, Екатерина Шемякина, Александр Косорунин
www.arutunov.ru

История

История «Лиги Блюза» полна неожиданных поворотов, трудностей и преодолений. Уровень профессионализма и креативности позволял этой группе рассчитывать на более существенный коммерческий успех, чем тот, который у неё был. Вместе с тем, «Лига Блюза» занимала заметное место в отечественной рок-музыке. У неё была своя аудитория, которая ценила группу за верность стилю, событийность концертов и позитивный посыл. Те, кто бывал на выступлениях «Лиги Блюза», помнят – это была мощная, драйвовая и качественная команда.

Весной 1979 года, под впечатлением от исторического первого концерта в Москве B.B. King`а, вокалист Николай Арутюнов решил собрать блюзовую группу. Надо полагать, тогда он не мог себе представить, что через 17 лет, в 96-м году, «Лига Блюза» будет играть в одном концерте с B.B. King`ом, а сам он споёт с королём блюза несколько песен.

В конце 70-х в Москве было мало музыкантов, желавших исполнять блюз, поэтому с первых же дней Арутюнов столкнулся с кадровыми проблемами. Тогда в группе убеждённым блюзменом, наряду с Николаем, был только гитарист Сергей Воронов, но через полгода он ушёл. На фоне вялотекущего процесса поиск новых единомышленников продолжался три года. В 1980 году пришёл Михаил Савкин (гитара, затем бас-гитара), в 1981 – Алексей Котов (барабаны), в 1982 – Борис Булкин (гитара), и ансамбль, наконец, был готов к серьёзной работе. В 1982 году появилось и название – «Лига Блюза». Раньше в нём просто не было нужды – группа выступала очень редко.

С 1983 года «Лига Блюза» активизировалась, периодически играя, в основном, на «сэйшенах» в ДК «Калибр», где она тогда базировалась. На что-то большее любительской ритм-энд-блюзовой команде, да ещё полностью англоязычной, в СССР рассчитывать не приходилось. Но на компромисс музыканты идти не хотели. Всё держалось на энтузиазме. Исполнялся тогда исключительно англо-американский репертуар – песни «Rolling Stones», Jimmy Reed`а, «ZZ Top», «Family», Chuck`а Berry, «Grand Funk», «Pretty Things», Muddy Waters`а и т.п.

Коллектив много репетировал. Со временем это стало приносить плоды. И, несмотря на то, что «Лига Блюза» к середине 80-х добилась лишь «широкой известности в узких кругах», она уже тогда была вполне боеспособной единицей. Первый состав группы наметил то, что и впоследствии было характерно для «Лиги Блюза» – хороший уровень исполнения, плотное звучание и концертная энергетика. Результатом проделанной работы стал магнитоальбом, записанный в 1986 году. Но его, кроме друзей группы, никто так и не услышал.

Тем временем начиналась «перестройка», и страна постепенно менялась. Для музыкантов-любителей появлялись перспективы. Но «Лига Блюза», в отличие от многих полуподпольных команд середины 80-х, не влилась в ряды Московской рок-лаборатории. Возможно, из-за очевидной своей инородности на фоне остальных, а возможно, из-за чрезмерного стремления «лигаблюзменов» к независимости. Так или иначе, но они тем самым лишали себя какой-никакой поддержки. Не исключено, что этот состав «Лиги Блюза» смог бы стать профессиональным, но не сложилось. В 1986 году Борис Булкин ушёл делать свой проект «Вольный Стиль», а позже «Stainless Blues Band». Михаил Савкин через несколько лет присоединился к «СrossroadZ».

Но Николаю Арутюнову удалось сохранить и идею группы, и её название. В конце 1987 года новая, уже профессиональная, «Лига Блюза» дебютировала на первом Московском фестивале блюза и рок-н-ролла. И опять, как и в самом начале, ансамбль строился вокруг Николая Арутюнова и Сергея Воронова. К тому времени Воронов играл в группе Стаса Намина «Цветы». Он и посоветовал Намину пригласить Арутюнова. Для намечавшегося блюзового проекта было решено сохранить старое название. Примерно в то же время создавался «Центр Стаса Намина», и «Лига Блюза» стала одной из его групп. Сергей Воронов, как и новые бас-гитарист Александр Солич и барабанщик Сергей Григорян, параллельно продолжали выступать с группой Стаса Намина. Пятым музыкантом «Лиги Блюза» стал саксофонист Гарегин Елоян, который играл и на клавишах. Вскоре коллектив сменил барабанщика – пришёл Юрий Рогожин.

Вначале новая «Лига Блюза» традиционно исполняла блюзовые стандарты. Но, наряду с ними, в репертуаре постепенно стали появляться собственные, причём русскоязычные, блюз-роковые композиции, которые вскоре были записаны. Со временем «Лига Блюза» стала придерживаться любопытной двуязычной формулы «50 на 50»: половина песен – классика жанра на английском и половина – свои песни на русском. С 88-го года группа начала гастролировать по стране, а также впервые выехала за рубеж – сначала в Швецию, затем в Перу и Колумбию, вместе с группой Стаса Намина. В том же году она участвовала в двух больших рок-фестивалях в Москве. Такой прогресс не остался незамеченным прессой, радио и телевидением. Летом 88-го года «Лига Блюза» приняла участие во всемирном телемосте «Save The Children», а осенью дебютировала в самой популярной в то время телепрограмме «Взгляд» с «Развяжи Мне Руки», которая стала первой широко известной песней группы.

Чисто внешне события развивались вполне успешно. Однако, Николай Арутюнов, видя ситуацию изнутри, судя по всему, не был удовлетворён происходившим. И в начале 89-го года «Лига Блюза» покинула «Центр Стаса Намина», при этом вместо Сергея Воронова пришёл гитарист Владимир Долгов. Весной группа выступила на втором Московском фестивале блюза и рок-н-ролла. Тогда же она заново записала несколько своих основных песен. Летом вышел первый официальный релиз «Лиги Блюза» – сингл на фирме «Мелодия». Но затем музыканты, кроме Арутюнова, в течение года один за другим покинули группу. Некоторые из них от этого только выиграли. Сергей Воронов сосредоточился на создании своей группы «CrossroadZ», Александр Солич присоединился к «Моральному Кодексу», а Владимир Долгов спустя некоторое время начал играть в «Цветах».

Что же касается самой «Лиги Блюза», то она не только выжила, но и оказалась способной быстро преодолевать кризисы и неуклонно прогрессировать. Несмотря на кадровые перемены, группа продолжала гастролировать, а её медийность возрастала. На радио песни становились всё более востребованными. Был снят ролик на «Июльский Блюз», и, благодаря многочисленным телеэфирам, он стал самой популярной песней «Лиги Блюза» в то время. Параллельно этому Николай Арутюнов собирал новый состав, отправной точкой которого стал Всесоюзный рок-фестиваль «Формула-9» в Ростове-на-Дону в августе 89-го года. Сначала в группу пришли Андрей Шатуновский (барабаны) и Лев Землинский (клавиши), чуть позже – Виктор Тельнов (бас-гитара) и Игорь Хомич (гитара), которого через год заменил Игорь Кожин (гитара).

Этот состав в конце 1990 года приступил к записи первого лонгплея «Лиги Блюза», который вышел на виниле и CD в 1991 году и назывался «Да Здравствует Ритм-энд-блюз!». Половину материала составили блюз-, соул- и рок-н-ролл-стандарты (авторы: Little Richard, Mose Allison, Otis Redding, Rufus Thomas, Willie Dixon) и половину – собственные русскоязычные песни. Среди них была «Ночной Пловец», в которой группа задействовала струнный квартет, на гитаре сыграл Павел Титовец, а на ситаре и табла – индийские музыканты Харвиндер Кумар Шарма и Анил Каул. На двух треках диска клавишные партии исполнил Евгений Кобылянский. В некоторых песнях звучала медная секция, а практически на всём альбоме – женские бэк-вокалы, которые спели Татьяна Анциферова и Ирина Минина. Что же касается непосредственно музыкантов «Лиги Блюза», то их исполнение впечатляло, особенно бронебойный вокал Николая Арутюнова и вкусные гитарные соло Игоря Кожина. Однако в целом звучание альбома получилось излишне тяжёлым для блюз-бэнда. (Справедливости ради надо сказать, что через несколько лет группа избавилась от этого недостатка). Две песни с пластинки – «Лентяй» и «Ваша Дочь» – начали часто звучать в эфире появлявшихся тогда независимых радиостанций. На песню Janis Joplin «Mercedes Benz», которую Арутюнов на диске записал «а-капелла», был снят клип английским режиссёром Робертом Кромби, и он тоже добавил «Лиге Блюза» популярности.

После работы над первым альбомом группа стала периодически приглашать на значимые концерты и съёмки медную секцию, в основном, из «Бригады С» – Максима Лихачёва (тромбон), Алексея Ермолина (саксофон), Петра Тихонова (труба) и затем, вместо последнего, Александра Дитковского. А бэк-вокалистки начали выступать с командой всё чаще, и с 1992 года они уже являлись неотъемлемой частью коллектива. Более того, «Лига Блюза» была одной из первых наших групп, где «бэки» выполняли не просто декоративную функцию, а реально, «по-фирменному», пели, будучи важным компонентом стиля ансамбля.

В 91-м году «Лига Блюза» выступала на блюзовом фестивале в Риге, на рок-фестивале в Ростове-на-Дону и на третьем Московском фестивале блюза и рок-н-ролла. В 92-м году она приняла участие в фестивале «Дети Чернобыля – наши дети» на Манежной площади в Москве, где составила блюзовый блок с известными английскими группами «The Animals» и «The Blues Band». В том же 92-м году «Лига Блюза» играла на блюз-фестивале в Ашхабаде, на фестивалях «Rock Summer» и «Pirita Blues» в Таллинне, а также «50 лет Джими Хендриксу» и «Блюз в России» в Москве. Кроме того, в начале 93-го года концерты группы показали две ключевые тогда музыкальные телепрограммы – «Программа А» и «Рок-н-ролл TV» (здесь с «лигаблюзменами» сыграли специальные гости – Константин Никольский, Алексей «Вайт» Белов и Александр Микоян).

Тем не менее, в начале 90-х текучесть кадров продолжалась и закончилась только в 93-м году. В тот период в группе играли Николай Балакирев (барабаны), Алексей Златоустов (бас-гитара), Михаил Шевцов (клавиши), Юлия Фролова (бэк-вокал), Ирина Минина (бэк-вокал), Андрей Кузменчук (барабаны). Но к тому времени Николай Арутюнов уже научился держать «Лигу Блюза» на плаву. Тем более что с 91-го года в группу постепенно начали приходить музыканты, которые вскоре составили постоянный коллектив. И с 93-го года изменения происходили только на клавишной позиции. В 93-94-м годах играла поющая клавишница Олеся Туркевич, в 95-96-м – Владислав Сенчилло, затем Арминэ Саркисян и затем Сергей Жилин. С Жилиным у Арутюнова получился тогда своеобразный бартер: Сергей играл в «Лиге Блюза», а Николай периодически пел с жилинским «Фонограф Джаз Бэндом». Стабильность наступила в 97-м году, когда пришла поющая клавишница Екатерина Шемякина.

Состав, который собрался к 93-му году, просуществовал шесть лет, до окончания проекта. С начала 90-х к Николаю Арутюнову и Игорю Кожину последовательно присоединялись Алексей Осташев (бас-гитара), Мария Кац (бэк-вокал), Лада Колосова (бэк-вокал) и Александр Косорунин (барабаны).

Начался, пожалуй, самый плодотворный период в истории «Лиги Блюза». К середине 90-х в Москве сформировалась сеть блюз-рок- и джаз-клубов, и группа начала регулярно в них выступать. Продолжалась гастрольная деятельность. И, хотя блюзовая команда по определению не могла быть очень популярной у нас в стране, концерты «Лиги Блюза» пользовались устойчивым спросом в крупных городах России. Группа участвовала в блюз-фестивалях – в Вильнюсе в 93-м году и в Минске в 96-м. В 94-м году первыми из российских музыкантов «лигаблюзмены» играли на Всемирном джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария). В начале 95-го года «Лига Блюза» отметила своё 15-летие большим концертом с участием её бывших музыкантов. В конце шоу все они присоединились к актуальному составу для исполнения песни «Ваша Дочь». В 96-м году в Москве состоялся тот самый концерт с B.B. King`ом.

В 95-м году на CD и виниле вышел альбом «Неужели прошло 15 лет?», в котором были как старые, так и новые треки, свои и чужие. Среди чужих обращали на себя внимание сразу четыре песни Jimi Hendrix`а, а среди своих – «Мой Мышонок», которая быстро попала в плей-листы практически всех радиостанций. В середине 90-х были сняты три клипа. Правда, выбор песен для них казался неочевидным – «Открой Глаза, Дружище» (режиссёр Роберт Кромби), «Ваша Дочь» (англоязычная версия, режиссёр Дмитрий Фикс) и «Ты Споёшь Hoochie Coochie Man» (режиссёр Михаил Сегал). При этом группа умудрилась не сделать клип на свою самую «народную» песню «Мой Мышонок».

В 98-м году были показаны, наверное, два наиболее удачных телеконцерта «Лиги Блюза» – на «Муз-ТV» и в программе «Живая Коллекция», которая также выпустила CD- и DVD-версии концерта. На них, наряду с классикой (композиции «Cream», Jerry Lee Lewis`а, Little Richard`a, Mick`a Taylor`a, Johnny Copeland`а), группа играла, в основном, свои новые песни. Одна из них – «Я Отменяю Этикет» – казалась потенциальным шлягером, но осталась нераскрученной. Дело в том, что во второй половине 90-х начиналась эпоха коммерческой ротации. Судя по всему, финансовый ресурс «Лиги Блюза» не был сильным, поэтому группа уже не могла, как раньше, рассчитывать на серьёзное внимание радио и телевидения. Кроме того, складывалось впечатление, что на делах команды сказывался плохой менеджмент. Участники группы начали заниматься сольными проектами, активной студийной работой с другими исполнителями и выступлениями с коммерчески более успешными артистами. В этой ситуации неизбежно пришлось бы набирать новых музыкантов, но, как говорил позже Николай Арутюнов, проходить эту процедуру снова он уже не хотел. В результате в начале 99-го года группа прекратила существование, оставив ощущение не до конца реализованного потенциала.

Арутюнов создал группу «Четверг Арутюнова» (вместе с гитаристом Дмитрием Четверговым), а после неё – группу «Funky Soul». Игорь Кожин, Алексей Осташев и Александр Косорунин продолжали играть в своём проекте «Треф», который они образовали параллельно «Лиге Блюза» ещё в середине 90-х. Потом Кожин играл в «Арсенале» Алексея Козлова и с Константином Никольским. Осташев и Косорунин присоединились к «Неприкасаемым» Гарика Сукачёва. Косорунин также выступал с «Мегаполисом». Лада Колосова стала вокалисткой Оркестра Олега Лундстрема. Мария Кац (она была первой российской участницей конкурса «Евровидение» в 94-м году) пела в группе «Красавица и Чудовище» с Сергеем Ефимовым, после чего выступала с группой «Great Balls Of Fire». Екатерина Шемякина начала петь в группе Андрея Давидяна «Sound Cake», затем собрала группу «Шемякина Бэнд».

Николай Арутюнов через некоторое время неоднократно говорил о желании возродить «Лигу Блюза», но дело ограничивалось лишь разовыми акциями. В конце 99-го года он и Игорь Кожин выступили в Лондоне с акустическим сетом песен «Лиги Блюза». В 2003-м году группа сыграла на юбилее Марии Кац, а в 2009-м – на дружеской вечеринке в честь собственного 30-летия. В 2005-м году «Лига Блюза» собралась специально для совместного концерта с легендарной английской группой «Colosseum» в Москве в ДК Горбунова. В тот вечер ядро коллектива (Арутюнов, Кожин, Кац, Колосова) было дополнено Андреем Шатуновским (барабаны), Петром Макиенко (бас-гитара) и Денисом Мажуковым (клавиши). Наконец, в 2018-м году, выступая на телешоу «Голос 60+», Николай Арутюнов пел, в том числе, и песню «Лиги Блюза» «Этикет», пригласив для её исполнения Ладу Колосову, Марию Кац и блюзового гитариста Юрия Новгородского. Это выглядело как очередной намёк на возрождение «Лиги Блюза».

В музыкальном плане «Лига Блюза» с самого начала стояла в нашем роке немного особняком. В 80-е годы это объяснялось просто – в то время мало кто играл блюз. Но и в 90-е группа не очень была похожа на большинство появившихся тогда собратьев по блюзу. «Лига Блюза» претендовала на нечто большее, чем просто воспроизведение блюзовых стандартов. Да, ансамбль, как принято в этом жанре, исполнял и даже записывал много классики блюза, блюз-рока и рок-н-ролла, но преподносил это явно по-своему. Музыкальный и энергетический масштаб группы был ощутимо крупнее, чем у обычного клубного блюз-бэнда.

Но, главное, половину репертуара «Лиги Блюза» составлял авторский материал, и он в большей степени определял творческое лицо команды. Музыку писал Николай Арутюнов (несколько песен – в соавторстве с партнёрами по группе Александром Соличем, Сергеем Вороновым, Михаилом Савкиным и Львом Землинским). Получалось достаточно ярко, а иногда даже хитово, что в музыке, ограниченной рамками блюза, сделать непросто. Стилистически собственный материал «Лиги Блюза» – это, в основном, традиционный блюз-рок, сформулированный в Англии и Америке в 60-е-70-е годы. Вместе с тем, в некоторых песнях были слышны элементы близких направлений – фанка («В Моём Доме Без Меня»), хард-рока («Так Получилось»), арт-рока («Ночной Пловец»), джаза («Я Возвращаюсь»), кантри («Девушки с Окраин»).

Притом, что для «Лиги Блюза» в приоритете была музыка, группа нуждалась в качественных и стильных стихах. Поэтому она привлекала известных авторов. Большинство песен «Лиги Блюза» «вербализировал» Карен Кавалерян, четыре – Вадим Степанцов и одну – Маргарита Пушкина. Также несколько текстов написали Олег Горбунов, Сергей Воронов и Роберт Кромби. Для некоторых песен слова Николай Арутюнов сочинял сам. Лёгкие для восприятия, часто слегка ироничные и самоироничные, тексты «Лиги Блюза» создавали нужный группе образ.

«Лигу Блюза» было интересно не только слушать, но и смотреть. Хотя, надо сказать, Николай Арутюнов выглядел в те годы несколько грузно, а на концерты он тогда одевался излишне скромно. Но всё это компенсировал напористой подачей. В то время как инструментальная часть состава была поглощена исполнением, вокальный «департамент» искренне добивался от зрителей активной реакции. Одна из бэк-вокалисток совмещала пение с энергичной игрой на клавишах, а две другие, что было необычно, были выдвинуты вперёд, где их подвижность и женственность в сочетании с мужской харизмой фронтмена составляли фирменную картинку «Лиги Блюза».

В «Лиге Блюза» всегда играли сильные музыканты – Борис Булкин, Александр Солич, Сергей Воронов, Андрей Шатуновский и др. А состав 90-х – весь, целиком – в профессиональной среде котировался очень высоко. Каждый из музыкантов – гитарист Игорь Кожин, бас-гитарист Алексей Осташев и барабанщик Александр Косорунин – на своей позиции входил в число топовых. Николай Арутюнов имел репутацию одного из лучших вокалистов страны, а бэк-вокальное трио – Мария Кац, Лада Колосова и Екатерина Шемякина – считалось едва ли не эталонным.

«Лига Блюза» не была первым блюз-бэндом в Советском Союзе. Когда группа только делала первые шаги, в Москве уже была популярна группа «Удачное Приобретение», а на рок-фестивале 80-го года в Тбилиси прогремел эстонский «Магнетик Бэнд». Но всё же в то время блюз был привилегией достаточно узкого круга посвящённых. А в конце 80-х – начале 90-х на авансцену вышла «Лига Блюза», и во многом благодаря ей эту музыку тогда начала открывать для себя более массовая аудитория по всей стране. В культурно-историческом плане это – главная заслуга группы.

Дискография

  • 1986 — «Лига блюза» (магнитоальбом)
  • 1989 — «Лиге Блюза — 10 лет» (миньон, «Мелодия»)
  • 1991 — «Да здравствует ритм-энд-блюз!» (LP, CD; «SNC Records»)
  • 1992 — «Блюз в России» (2LP, CD; «Эвита») разные исполнители; «Лига блюза» — 3 песни
  • 1995 — «Неужели прошло 15 лет?» (LP, CD; «RDM»)
  • 1996 — «The Night Blues Festival» (CD; «Союз») разные исполнители; «Лига блюза» — 4 песни
  • 1998 — «Лига блюза. Живая коллекция» (CD, DVD; «Союз»)

Примечания

    Литература

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.