Леонт Саламинский
Леонт, также Леон (др.-греч. Λέων; около 471—404 годы до н. э.) — государственный деятель и стратег Древних Афин. Во время Пелопоннесской войны одержал несколько побед над спартанцами и их союзниками. После прихода к власти олигархии «Тридцати тиранов» в 404 году до н. э. Леонта арестовали и казнили. Описанная Платоном история ареста Леонта способствовала появлению мнения о приверженности Сократа демократии.
Леонт | |
---|---|
др.-греч. Λέων | |
|
|
Рождение | 471 год до н. э. |
Смерть |
404 год до н. э. Древние Афины |
Дети | два сына; имя младшего неизвестно, старшего — Панталеон |
Командовал | частью афинского флота во время Пелопоннесской войны |
Идентификация
Имя Леонта упоминается в нескольких эпиграфических и письменных источниках в связи с событиями V века до н. э. Если просуммировать все свидетельства, то они касаются 453/452, 421, 412—411, 406 и 404 годов до н. э. В них идёт речь о Леонте — секретаре эллинотамия (магистрата, который заведовал казной Афинского морского союза), Леонте — после Афин в Спарту, Леонте — успешном стратеге и Леонте — приговорённом к казни правительством Тридцати тиранов. Ни один из античных источников не касается идентичности этих Леонтов. Вопрос о том, идёт ли речь об одном человеке, либо о тёзках, в них не рассматривается. Современные историки однозначно отождествляют Леонта посла, стратега и приговорённого к казни[1][2].
Их тождественность с Леонтом-магистратом считается возможной[3].
Биография
Информация о дате рождения Леонта и других фактах его биографии основана на одной из сохранившихся речей Лисия. В ней сын Леонта, среди прочего, говорит: «Отец мой много раз бывал стратегом; много и других опасностей делил он с вами; как врагам он не отдавался в руки, так и согражданами никогда не бывал осуждён при сдаче отчёта; шестидесяти семи лет он был приговорён к смертной казни во время олигархии за свою приверженность к вашей демократической партии». Дата казни Леонта известна (404 год до н. э.). Сопоставив возраст Леонта и год казни можно предположить, что он родился в 471 году до н. э.[4][2]
Информация о жизни Леонта крайне скудна. Согласно данным эпиграфики в 453/452 году до н. э. некий Леонт выполнял функции секретаря эллинотамия. Человек с таким именем предложил Народному собранию проект указа, каким-то образом связанного с малоазийским Фаселисом, а также заключить мирный договор с полисом Эрмиони в Арголиде[3].
Впервые, в письменных источниках, Леонт упомянут в связи с событиями 421 года до н. э. Спарта и Древние Афины заключили перемирие, получившее название Никиева мира, а также пятидесятилетний оборонительный союз. Среди семнадцати афинян, которые принесли клятвы во время подписания договоров, находился и Леонт[5][2].
В 412 году до н. э. Леонта во главе десяти кораблей отправили на помощь эскадре Диомедонта в восточной части Эгейского моря. Экспедиция была успешной. Корабли под командованием Диомедонта и Леонта зашли в гавань Митилены на Лесбосе, где их совершенно не ожидали, и взяли город штурмом. Затем военачальники смогли захватить укреплённую клазоменцами крепость Полихну на материке, что вынудило Клазомены вновь присоединиться к Афинскому морскому союзу. Афиняне, использовав Лесбос в качестве военной базы, одержали три победы над армиями хиосцев[6][7][2].
Зимой 412/411 годов до н. э. Диомедонта с Леонтом отправили принять командование над афинским флотом на Самосе. Прежних военачальников Фриниха и Скиронида отстранили по доносу Писандра. Под командованием новых стратегов афиняне совершили успешный поход на Родос[8]. Во время олигархического переворота Четырёхсот в 411 году до н. э. Леонт не поддержал заговорщиков, за что был смещён с поста стратега[9][2].
Согласно Ксенофонту, в 406 году до н. э. после поражения афинского флота у мыса Нотий в Афинах избрали новых десять стратегов, в том числе и Леонта[10]. Во время военной кампании афинские корабли с тремя стратегами, в том числе и Леонтом, были заблокированы спартанцами на Лесбосе. После поражения спартанского флота при Аргинусских островах в том же году осада была снята, и Леонт вернулся в Афины[2]. По другой версии, Леонт попал в плен к спартанскому наварху Калликратиду, а затем был отпущен и вернулся домой[1]
В 404 году до н. э. в Афинах к власти пришли олигархи. Этот период в жизни полиса вошёл в историю под названием правления «Тридцати тиранов». Леонт, который придерживался демократических взглядов, переехал на расположенный рядом с городом остров Саламин. По всей видимости, Леонт владел там клерухией. Новые правители считали удалившегося Леонта опасным. Они поручили пяти афинянам, в том числе и Сократу, отправиться на Саламин и привезти Леонта в Афины. Сократ, в отличие от других четырёх сограждан, ослушался приказа и отправился домой, так как он противоречил его внутренним убеждениям. После ареста Леонта казнили без суда. Вскоре, когда один из тиранов Критий обвинил своего коллегу Ферамена в измене режиму, тот стал рассказывать о преступлениях своего оппонента. В изложении Ксенофонта, в ответной речи Ферамена содержались следующие слова: «Но с тех пор как правители стали арестовывать добрых граждан, я разошёлся с ними во взглядах. Когда был казнён Леонт Саламинец, который не только считался, но и действительно был вполне добропорядочным человеком и решительно ни в чём не был повинен, я понял, что эта казнь не может не привести в ужас всех подобных ему добрых граждан и что эти граждане силою вещей должны будут стать врагами существующему государственному порядку»[11][2].
У Леонта было по меньшей мере два сына. Младшему на момент казни отца было тринадцать лет. Опеку над ним взял старший совершеннолетний Панталеон. Возможно, учитывая афинскую традицию называть сына в честь деда, потомком Леонта был тёзка-математик IV века до н. э.[12]
Арест Леонта в историографии Сократа
Арест и последующая казнь Леонта упомянуты в нескольких античных источниках. Андокид писал о том, что арест и последующая казнь без суда были преступлением. Несмотря на это, по закону, дети Леонта не могли привлечь арестовавшего их отца Мелета к ответственности[13]. Информация об аресте также содержится у Ксенофонта и Лисия. Событие детально описал Платон. В «Апологии Сократа» он приписал своему учителю следующие слова во время судебной речи: «когда наступила олигархия, то и Тридцать в свою очередь призвали меня и еще четверых граждан в Круглую палату и велели нам привезти из Саламина саламинца Леонта, чтобы казнить его. … Только и на этот раз опять я доказал не словами, а делом, что для меня смерть, если не грубо так выразиться, — самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного — это для меня самое важное. Таким образом, как ни могущественно было это правительство, а меня оно не испугало настолько, чтобы заставить сделать что-нибудь несправедливое, но, когда вышли мы из Круглой палаты, четверо из нас отправились в Саламин и привезли Леонта, а я отправился домой. И по всей вероятности, мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени»[14][12].
В русле изложения Платона, Сократа, как античные и современные авторы, изображают бесстрашным врагом тирании, не боящимся смертельной опасности. Так, к примеру, Диоген Лаэртский писал, что отказавшись выполнить указание Крития Сократ проявил твёрдость своих убеждений и приверженность демократии[15]. Антиковеды А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-Годи считали, что при тиранах Сократ «едва избежал казни, да от кого? От тех, кого считали его учениками, Крития и Хармида»[16]. Однако, при детальном рассмотрении фрагмента в нём можно обнаружить несколько противоречий. Леонта казнили до Ферамена, то есть в 404 году до н. э., в то время как тираны утратили власть в мае 403 года до н. э. Поэтому фраза «мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени» не соответствует действительности. В целом, несмотря на критику тиранов и принципиальность Сократа, философ во время их правления никак не пострадал. В этом эпизоде, поручение выполнить постыдное действие и отсутствие наказания за ослушание, можно трактовать как заигрывание тиранов с Сократом, желание сделать из него «придворного философа» и идеолога антидемократического типа правления. Также следует принимать во внимание особенности источника утверждений об ослушании Сократа. Платон в своём трактате оправдывал учителя перед современниками уже после казни. Он пытался не только нивелировать высказанные на суде, но и более поздние, обвинения Поликрата. Чрезмерное внимание к противоречиям между Сократом и тиранами в трактате Платона может свидетельствовать о существовании в обществе мнения о приверженности Сократа олигархии[17][18].
Примечания
- McCoy, 1975, p. 192—195.
- Nails, 2002, p. 185.
- Andrewes, 1957, p. 179.
- Лисий, 1994, X. 27.
- Фукидид, 1981, V. 19, 24, с. 229—230.
- Фукидид, 1981, VIII. 23—24, с. 229—230.
- McCoy, 1975, p. 188.
- Фукидид, 1981, VIII. 54—55, с. 374—375.
- Фукидид, 1981, VIII. 73—76, с. 374—375.
- Ксенофонт, 1935, I. 5. 16.
- Ксенофонт, 1935, II. 3. 38—39.
- Nails, 2002, p. 185—186.
- Андокид, 1996, I. 94.
- Платон, 1990, Апология Сократа 32 c—e, с. 86—87.
- Диоген Лаэртский, 1986, II. 24.
- Лосев, 1993, с. 24—25.
- Суриков, 2011, с. 278—281.
- Шичалин, 2012, с. 84—85.
Литература
- Андокид. Речи, или история святотатцев / Пер. Э. Д. Фролова. — СПб.: Алетейя, 1996. — 256 с. — (Античная библиотека. Античная история). — ISBN 5-85233-003-26.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Редактор тома и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев. — второе. — М.: Мысль, 1986. — (Философское наследие).
- Лисий. Речи / Пер., статья, коммент. С. И. Соболевского; предисл. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. — М.: Ладомир, 1994. — 373 с. — (Античная классика). — 10 000 экз. — ISBN 5-86218-124-5.
- Ксенофонт. Греческая история / Перевод, вступительная статья и комментарий С. Я́. Лурье. — Л.: ОГИЗ Соцэкгиз — Ленинградское отделение, 1935.
- Платон. Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, Л. Л. Τахо-Годи. Автор вступительной статьи и статей в примечаниях А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — (Философское наследие). — ISBN 5-244-00451-4.
- Фукидид. История. — Л.: Наука, 1981. — (Литературные памятники).
- Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. — М.: Молодая Гвардия, 1993. — 383 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-01337-9.
- Суриков, И. Е. Сократ. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 384 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03455-6.
- Шичалин Ю. А. Сократ-пифагореец — изобретение Платона? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2012. — Вып. 3, № 41. — С. 76—86. — ISSN 2409-4692.
- Andrewes A., Lewis D. M. Note on the Peace of Nikias (англ.) // The Journal of Hellenic Studies. — The Society for the Promotion of Hellenic Studies, 1957. — Vol. 77. — P. 177—180. — doi:10.2307/629355.
- McCoy W. J. The Identity of Leon (англ.) // The American Journal of Philology. — The Johns Hopkins University Press, 1975. — Vol. 96, no. 2. — P. 187—199. — doi:10.2307/294382.
- Nails Debra Leon of Salamis and Athens // The people of Plato: a prosopography of Plato and other Socratics (англ.). — Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, Inc., 2002. — P. 185—186. — ISBN 0-87220-564-9.