Леонт Саламинский

Леонт, также Леон (др.-греч. Λέων; около 471—404 годы до н. э.) — государственный деятель и стратег Древних Афин. Во время Пелопоннесской войны одержал несколько побед над спартанцами и их союзниками. После прихода к власти олигархии «Тридцати тиранов» в 404 году до н. э. Леонта арестовали и казнили. Описанная Платоном история ареста Леонта способствовала появлению мнения о приверженности Сократа демократии.

Леонт
др.-греч. Λέων

Рождение 471 год до н. э.
Смерть 404 год до н. э.
Древние Афины
Дети два сына; имя младшего неизвестно, старшего — Панталеон
Командовал частью афинского флота во время Пелопоннесской войны

Идентификация

Имя Леонта упоминается в нескольких эпиграфических и письменных источниках в связи с событиями V века до н. э. Если просуммировать все свидетельства, то они касаются 453/452, 421, 412—411, 406 и 404 годов до н. э. В них идёт речь о Леонте — секретаре эллинотамия (магистрата, который заведовал казной Афинского морского союза), Леонте — после Афин в Спарту, Леонте — успешном стратеге и Леонте — приговорённом к казни правительством Тридцати тиранов. Ни один из античных источников не касается идентичности этих Леонтов. Вопрос о том, идёт ли речь об одном человеке, либо о тёзках, в них не рассматривается. Современные историки однозначно отождествляют Леонта посла, стратега и приговорённого к казни[1][2].

Их тождественность с Леонтом-магистратом считается возможной[3].

Биография

Информация о дате рождения Леонта и других фактах его биографии основана на одной из сохранившихся речей Лисия. В ней сын Леонта, среди прочего, говорит: «Отец мой много раз бывал стратегом; много и других опасностей делил он с вами; как врагам он не отдавался в руки, так и согражданами никогда не бывал осуждён при сдаче отчёта; шестидесяти семи лет он был приговорён к смертной казни во время олигархии за свою приверженность к вашей демократической партии». Дата казни Леонта известна (404 год до н. э.). Сопоставив возраст Леонта и год казни можно предположить, что он родился в 471 году до н. э.[4][2]

Информация о жизни Леонта крайне скудна. Согласно данным эпиграфики в 453/452 году до н. э. некий Леонт выполнял функции секретаря эллинотамия. Человек с таким именем предложил Народному собранию проект указа, каким-то образом связанного с малоазийским Фаселисом, а также заключить мирный договор с полисом Эрмиони в Арголиде[3].

Впервые, в письменных источниках, Леонт упомянут в связи с событиями 421 года до н. э. Спарта и Древние Афины заключили перемирие, получившее название Никиева мира, а также пятидесятилетний оборонительный союз. Среди семнадцати афинян, которые принесли клятвы во время подписания договоров, находился и Леонт[5][2].

В 412 году до н. э. Леонта во главе десяти кораблей отправили на помощь эскадре Диомедонта в восточной части Эгейского моря. Экспедиция была успешной. Корабли под командованием Диомедонта и Леонта зашли в гавань Митилены на Лесбосе, где их совершенно не ожидали, и взяли город штурмом. Затем военачальники смогли захватить укреплённую клазоменцами крепость Полихну на материке, что вынудило Клазомены вновь присоединиться к Афинскому морскому союзу. Афиняне, использовав Лесбос в качестве военной базы, одержали три победы над армиями хиосцев[6][7][2].

Зимой 412/411 годов до н. э. Диомедонта с Леонтом отправили принять командование над афинским флотом на Самосе. Прежних военачальников Фриниха и Скиронида отстранили по доносу Писандра. Под командованием новых стратегов афиняне совершили успешный поход на Родос[8]. Во время олигархического переворота Четырёхсот в 411 году до н. э. Леонт не поддержал заговорщиков, за что был смещён с поста стратега[9][2].

Согласно Ксенофонту, в 406 году до н. э. после поражения афинского флота у мыса Нотий в Афинах избрали новых десять стратегов, в том числе и Леонта[10]. Во время военной кампании афинские корабли с тремя стратегами, в том числе и Леонтом, были заблокированы спартанцами на Лесбосе. После поражения спартанского флота при Аргинусских островах в том же году осада была снята, и Леонт вернулся в Афины[2]. По другой версии, Леонт попал в плен к спартанскому наварху Калликратиду, а затем был отпущен и вернулся домой[1]

В 404 году до н. э. в Афинах к власти пришли олигархи. Этот период в жизни полиса вошёл в историю под названием правления «Тридцати тиранов». Леонт, который придерживался демократических взглядов, переехал на расположенный рядом с городом остров Саламин. По всей видимости, Леонт владел там клерухией. Новые правители считали удалившегося Леонта опасным. Они поручили пяти афинянам, в том числе и Сократу, отправиться на Саламин и привезти Леонта в Афины. Сократ, в отличие от других четырёх сограждан, ослушался приказа и отправился домой, так как он противоречил его внутренним убеждениям. После ареста Леонта казнили без суда. Вскоре, когда один из тиранов Критий обвинил своего коллегу Ферамена в измене режиму, тот стал рассказывать о преступлениях своего оппонента. В изложении Ксенофонта, в ответной речи Ферамена содержались следующие слова: «Но с тех пор как правители стали арестовывать добрых граждан, я разошёлся с ними во взглядах. Когда был казнён Леонт Саламинец, который не только считался, но и действительно был вполне добропорядочным человеком и решительно ни в чём не был повинен, я понял, что эта казнь не может не привести в ужас всех подобных ему добрых граждан и что эти граждане силою вещей должны будут стать врагами существующему государственному порядку»[11][2].

У Леонта было по меньшей мере два сына. Младшему на момент казни отца было тринадцать лет. Опеку над ним взял старший совершеннолетний Панталеон. Возможно, учитывая афинскую традицию называть сына в честь деда, потомком Леонта был тёзка-математик IV века до н. э.[12]

Арест Леонта в историографии Сократа

Арест и последующая казнь Леонта упомянуты в нескольких античных источниках. Андокид писал о том, что арест и последующая казнь без суда были преступлением. Несмотря на это, по закону, дети Леонта не могли привлечь арестовавшего их отца Мелета к ответственности[13]. Информация об аресте также содержится у Ксенофонта и Лисия. Событие детально описал Платон. В «Апологии Сократа» он приписал своему учителю следующие слова во время судебной речи: «когда наступила олигархия, то и Тридцать в свою очередь призвали меня и еще четверых граждан в Круглую палату и велели нам привезти из Саламина саламинца Леонта, чтобы казнить его. … Только и на этот раз опять я доказал не словами, а делом, что для меня смерть, если не грубо так выразиться, — самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного — это для меня самое важное. Таким образом, как ни могущественно было это правительство, а меня оно не испугало настолько, чтобы заставить сделать что-нибудь несправедливое, но, когда вышли мы из Круглой палаты, четверо из нас отправились в Саламин и привезли Леонта, а я отправился домой. И по всей вероятности, мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени»[14][12].

В русле изложения Платона, Сократа, как античные и современные авторы, изображают бесстрашным врагом тирании, не боящимся смертельной опасности. Так, к примеру, Диоген Лаэртский писал, что отказавшись выполнить указание Крития Сократ проявил твёрдость своих убеждений и приверженность демократии[15]. Антиковеды А. Ф. Лосев и А. А. Тахо-Годи считали, что при тиранах Сократ «едва избежал казни, да от кого? От тех, кого считали его учениками, Крития и Хармида»[16]. Однако, при детальном рассмотрении фрагмента в нём можно обнаружить несколько противоречий. Леонта казнили до Ферамена, то есть в 404 году до н. э., в то время как тираны утратили власть в мае 403 года до н. э. Поэтому фраза «мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени» не соответствует действительности. В целом, несмотря на критику тиранов и принципиальность Сократа, философ во время их правления никак не пострадал. В этом эпизоде, поручение выполнить постыдное действие и отсутствие наказания за ослушание, можно трактовать как заигрывание тиранов с Сократом, желание сделать из него «придворного философа» и идеолога антидемократического типа правления. Также следует принимать во внимание особенности источника утверждений об ослушании Сократа. Платон в своём трактате оправдывал учителя перед современниками уже после казни. Он пытался не только нивелировать высказанные на суде, но и более поздние, обвинения Поликрата. Чрезмерное внимание к противоречиям между Сократом и тиранами в трактате Платона может свидетельствовать о существовании в обществе мнения о приверженности Сократа олигархии[17][18].

Примечания

  1. McCoy, 1975, p. 192—195.
  2. Nails, 2002, p. 185.
  3. Andrewes, 1957, p. 179.
  4. Лисий, 1994, X. 27.
  5. Фукидид, 1981, V. 19, 24, с. 229—230.
  6. Фукидид, 1981, VIII. 23—24, с. 229—230.
  7. McCoy, 1975, p. 188.
  8. Фукидид, 1981, VIII. 54—55, с. 374—375.
  9. Фукидид, 1981, VIII. 73—76, с. 374—375.
  10. Ксенофонт, 1935, I. 5. 16.
  11. Ксенофонт, 1935, II. 3. 38—39.
  12. Nails, 2002, p. 185—186.
  13. Андокид, 1996, I. 94.
  14. Платон, 1990, Апология Сократа 32 c—e, с. 86—87.
  15. Диоген Лаэртский, 1986, II. 24.
  16. Лосев, 1993, с. 24—25.
  17. Суриков, 2011, с. 278—281.
  18. Шичалин, 2012, с. 84—85.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.