Леман, Рудольф (военный юрист)

Рудо́льф Ле́ман (нем. Rudolf Lehmann) — немецкий военный юрист, директор юридического отдела Верховного главнокомандования вермахта, генерал-обер-штабс-рихтер[1]. Осуждён на одном из Нюрнбергских процессов как нацистский преступник.

Рудольф Леман
нем. Rudolf Lehmann

Рудольф Леман (1947 год)
Дата рождения 11 декабря 1890(1890-12-11)
Место рождения Позен, Германская империя
Дата смерти 26 июля 1955(1955-07-26) (64 года)
Место смерти Бонн, ФРГ
Гражданство  Германская империя
 Германия
 Нацистская Германия
 ФРГ
Род деятельности военный юрист
Награды и премии

 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Рудольф Леман родился 11 декабря 1890 года в протестантской семье в городе Позен, находившемся тогда на территории Германской империи. Решив вслед за отцом стать юристом, он изучает юриспруденцию в университетах Мюнхена, Фрайбурга, Лейпцига и Марбурга, а с августа 1914 года добровольцем принимает участие в Первой мировой войне и как фронтовой офицер награждается Железным крестом. По окончании войны Леман получает учёную степень доктора права и работает в министерствах почты и юстиции, а также в качестве судьи.

С приходом к власти Гитлера Леман принимает участие в разработке положений нового уголовного судопроизводства. В октябре 1937 года он зачисляется на военную службу и становится президентом Сената Имперского военного суда, а с июля 1938 года возглавляет юридический отдел вермахта, что делает его высшим военным юристом нацистской Германии[2]. Такой стремительной карьере способствовала данная ему военным министром фон Бломбергом характеристика незаурядно способного и особенно дельного юриста, ревностно следящего за соблюдением военно-уголовного права. Леман участвует в качестве одного из судей на процессе обвинённого в гомосексуализме фон Фрича, является сотрудником нескольких газет, пропагандировавших идеи нового нацистского порядка, консультирует по юридическим вопросам Кейтеля, начальника Верховного главнокомандования вермахта. Однако его важнейшей задачей остаётся юридическая подготовка приказов фюрера и командования вермахта.

Знак отличия генерал-обер-штабс-рихтера

В мае 1944 года Леман получает высшее звание, предусмотренное для юристов Гитлеровской Германии: генерал-обер-штабс-рихтер (нем. Generaloberstabsrichter), по рангу соответствующее генералу от инфантерии[3][4]. По окончании войны он оказывается в американском плену и 28 октября 1948 года на Нюрнбергском процессе по делу военного командования Германии приговаривается к 7 годам лишения свободы, однако, уже в августе 1950 года досрочно выходит на свободу[1] из Ландсбергской тюрьмы для военных преступников в Баварии[5]. После чего не восстановленный на государственной службе Леман работает управляющим экономического объединения Bergbau в Бад-Годесберге и одновременно вместе со своими бывшими коллегами по нацистской военной юстиции пытается создать её привлекательный облик в общественном мнении послевоенной Германии.

26 июля 1955 года Рудольф Леман умер в Бонне и был похоронен на Старом кладбище западногерманской столицы.

Юридической отдел Верховного главнокомандования вермахта

Вместо реорганизованного Гитлером имперского военного министерства в 1938 году было создано Верховное главнокомандование вермахта[6], важное место в структуре которого занимал его юридический отдел[7]. Леман, теперь напрямую подчинявшийся шефу главнокомандования Кейтелю, до самого окончания войны возглавлял этот отдел, в котором было занято 20 сотрудников и основными задачи которого являлись[8]:

  • разработка законов и распоряжений в области военно-уголовного и международного права,
  • обеспечение исполнения судебных приговоров в вермахте,
  • содействие законотворчеству и составление юридических заключений для всего общественного и частного права.

Отделу Лемана были поручены вопросы, представляющие интерес для всех трёх подразделений вооружённых сил нацистской Германии (сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот), однако их собственные юридические штабы ему напрямую не подчинялись[7].

Рудольф Леман на Нюрнбергском процессе

«Зал 600» — место проведения Нюрнбергских процессов

На третьем «малом» Нюрнбергском процессе над нацистскими судьями Леман выступал ещё в качестве свидетеля[9]. Но на двенадцатом (и последнем) из серии Нюрнбергских процессов, проведённом с 30 декабря 1947 года по 28 октября 1948 года, он сам оказался на скамье подсудимых. Среди основных пунктов обвинения, выдвинутых против Лемана, ему вменялись в вину разработка и распространение следующих преступных актов:

  1. «Приказ о комиссарах» — предусматривающий немедленный расстрел взятых в плен политработников Красной Армии.
  2. Приказ «О применении военной подсудности в районе Барбаросса» — по которому, в частности, преступления вражеских гражданских лиц выводились из компетенции военных и военно-полевых судов, а преступления вермахта против вражеского гражданского населения не влекли за собой обязательного преследования.
  3. «Приказ о командос» (нем. Kommandobefehl) — согласно подготовленной в октябре 1942 года директиве военнослужащие противника в составе диверсионно-разведывательных групп должны быть убиты вплоть до последнего человека, даже если они были готовы сдаться в плен[10].
  4. Приказ «Ночь и туман» — по нему участники движения Сопротивления на оккупированных Германией территориях должны быть судимы на месте только в том случае, если ожидался смертный приговор; иначе они должны быть вывезены в Германию и предстать перед военным судом.
  5. Приказ «О борьбе против террора и саботажа» (нем. Terror- und Sabotageerlass) — в выпущенном в июле 1944 года распоряжении Гитлера говорилось, что гражданские лица на оккупированных территориях, обвиняемые в актах насилия, при задержании их «на месте преступления» должны быть расстреляны без суда и следствия, а в случае ареста — переданы в Службу безопасности (что — по сути — было равносильно казни)[11].

В другой директиве Кейтеля, подготовленной для него Леманом в ноябре 1943 года, указывалось: «Виновные, которые были оправданы в ходе судебного разбирательства армией, или в отношении которых приостановлено судебное разбирательство, или которые во время войны полностью отбыли тюремное заключение, назначенное им военным судом, должны быть переданы гестапо для содержания под стражей на время войны»[11].

По итогам процесса Леман был признан виновным по разделам обвинения II и III (Военные преступления и преступления против человечности: преступления против комбатантов противника и военнопленных, а также Военные преступления и преступления против человечности: преступления против гражданских лиц) и приговорён к 7 годам лишения свободы[12]. В материалах суда в отношении Лемана было отмечено: «Не утверждается, что он лично отдал приказ стрелять в российских гражданских лиц... Но без общих приказов, которые разработал и издал Леман, ни один отдельный приказ не мог быть отдан... То, что уголовные преступления были совершены в результате законодательства, разработанного Леманом, не подлежит сомнению»[13]. Отдельно по директиве о военной подсудности в районе Барбаросса было записано: «Чтобы оградить военные суды от упрёков со стороны Гитлера, подсудимый явно был готов жертвовать жизнями ни в чём не повинных людей»[12].

Рудольф Леман: мнения и оценки

Один из подчинённых Лемана, Вернер Хюлле (нем. Werner Hülle), говорил на его похоронах: «Справедливость и человечность — вот главные цели, за которые он боролся с искренней мужской страстью»[14]. По мнению бывшего судьи люфтваффе Отто Петера Швелинга (нем. Otto Peter Schweling) Леман и вовсе был «душою сопротивления» и пытался отстоять независимость юстиции вермахта против неправового настроя Гитлера, чтобы «спасти то, что можно было спасти». Высказывания же Лемана о том, что задачей суда не является поиск абстрактной истины, которой попросту не существует[15]; решения судьи должны базироваться не на знании, а на воле[16]; а право и закон — лишь благороднейшая форма приказа фюрера[17], были по словам военного судьи Эриха Швинге (нем. Erich Schwinge) лишь «маскировкой», чтобы иметь возможность продолжить его благородную миссию. Сам Леман рассматривал свою работу в юридическом отделе как ослабление намеренного произвола Гитлера и направление его в определённый правовой путь[9].

Отдельно стоит отметить, что Леман при его высоком положении в иерархии Третьего Рейха никогда не был членом НСДАП, но боевой опыт и страх перед коммунизмом облегчили его переход в лагерь нацистов, которые поначалу были ему «слишком громкими и высокомерными»[8]. Не было установлено и факта получения Леманом каких-либо партийных наград[12].

Телфорд Тейлор, обвинитель на Нюрнбергских процессах, говорил о нацистской юстиции: «Под робой юриста был спрятан нож убийцы»[18]. Документально не было подтверждено ни одного факта сопротивления, оказанного Леманом насаждаемой рейхсминистром юстиции Тираком политики окончательной нацификации правовой системы Германии. Отмечается, что он несёт свою долю ответственности за далеко зашедшее расширение сферы применения уголовных наказаний и за устрашающую юстицию военных судов, а также за подгонку сословия немецких юристов в рамки национал-социализма.

Литература

  • Norbert Haase Generaloberstabsrichter Dr. Rudolf Lehmann // Hitlers militärische Elite. — Konrad Theiss Verlag, 2015. — С. 154—161. — ISBN 978-3-8062-3043-7

Примечания

  1. Залесский, Константин. «Элита» Гитлера во Второй Мировой. Кто был кто в Третьем Рейхе — С. 358. Litres, 05.09.2017.
  2. Fröhlich, Gregor. Soldat ohne Befehl: Ernst von Salomon und der Soldatische Nationalismus — С. 335 (нем.). Verlag Ferdinand Schöningh, 24.11.2017.
  3. Heinz Boberach, Rolf Thommes, Hermann Weiß, Werner Röder, Christoph Weisz. Ämter, Abkürzungen, Aktionen des NS-Staates — С. 50 (нем.). Walter de Gruyter, 14.02.2012.
  4. Trials of War Criminals Before the Nuernberg Military Tribunals Under Control Council Law No. 10, Volume XI — С. 1323 (англ.). United States Government Printing Office, Washington: 1950.
  5. „Wir werden am Galgen enden!“ — С. 137 (нем.). Der Spiegel Nr. 25 / 1969.
  6. Oberkommando der Wehrmacht (OKW) - Chef des OKW, einschl. Wehrmachtrechtsabteilung (Bestand) (нем.). Stiftung Preußischer Kulturbesitz.
  7. Trials of War Criminals Before the Nuernberg Military Tribunals Under Control Council Law No. 10, Volume XI — С. 502—503 (англ.). United States Government Printing Office, Washington: 1950.
  8. Toppe, Andreas. Militär und Kriegsvölkerrecht: Rechtsnorm, Fachdiskurs und Kriegspraxis in Deutschland 1899-1940 — С. 188—189 (нем.). Walter de Gruyter, 31.10.2012.
  9. Huhle, Rainer. „Nacht und Nebel“ – Mythos und Bedeutung — С. 131—133 (нем.). zeitschrift für menschenrechte 1, 2014.
  10. Law Reports of Trials of War Criminals, Volume XII — С. 115 (англ.). The United Nations War Crimes Commission, London: 1949.
  11. Trials of War Criminals Before the Nuernberg Military Tribunals Under Control Council Law No. 10, Volume X — С. 120—121 (англ.). United States Government Printing Office, Washington: 1950.
  12. Судебный процесс по делу верховного главнокомандования гитлеровского вермахта: Приговор пятого американского военного трибунала, вынесенный в Нюрнберге 28 октября 1948 г — С. 350—356 / Пер. с нем. Г. В. Кычаковой. М.: Прогресс, 1964.
  13. Law Reports of Trials of War Criminals, Volume XII — С. 117 (англ.). The United Nations War Crimes Commission, London: 1949.
  14. Kramer, Helmut. Karrieren und Selbstrechtfertigungen (нем.). justizgeschichte-aktuell.de.
  15. Wolfgang Bialas, Lothar Fritze. Ideologie und Moral im Nationalsozialismus — С. 334 (нем.). Vandenhoeck & Ruprecht, 2014.
  16. Hornung, Ela. Denunziation als soziale Praxis — С. 46 (нем.). Böhlau Verlag Wien · Köln · Weimar.
  17. Rolf-Dieter Müller, Hans-Erich Volkmann. Die Wehrmacht: Mythos und Realität. Sonderausgabe — С. 476 (нем.). Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 31.07.2015.
  18. Wette, Wolfram. Frühe Selbstentlastung der Wehrmachtrichter – späte Rehabilitierung ihrer Opfer — С. 132—133 (нем.). Staatsarchiv Ludwigsburg, 2013.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.