Лазовский, Максим Юрьевич

Максим Юрьевич Лазовский (клички «Макс», «Хромой») (31 июля 1965, Грозный — 28 апреля 2000, пос. Успенское Одинцовского р-на Московской области) — российский криминальный авторитет, связанный с руководством самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия, с чеченскими преступными группировками. По утверждению членов его банды, был также связан и с некоторыми сотрудниками ФСБ[1].

Максим Юрьевич Лазовский
Дата рождения 31 июля 1965(1965-07-31)
Место рождения
Дата смерти 28 апреля 2000(2000-04-28) (34 года)
Место смерти
Гражданство  СССР
 Россия
Род деятельности автоинспектор (до Перестройки), предприниматель, бандит, террорист

Подозревался в целом ряде убийств и других преступлений на криминальной почве, в том числе убийстве директора Туапсинского нефтеперерабатывающего завода Василенко, похищении депутата Госдумы Петрова, убийстве банкира Кантора, а также в организации террористических актов в Москве в 1994 году. Обвинялся рядом лиц (А. Литвиненко, Ю. Фельштинским, а также, по утверждению Фельштинского, самими террористами) в причастности к взрывам домов в Москве и Волгодонске в 1999 году.

Биография

Работал в московском ГАИ. В середине 1980-х оперативные сотрудники милиции знали Лазовского как одного из приближенных Хож-Ахмеда Нухаева — чеченского «авторитета», который потом стал вице-премьером самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия и контролировал значительную часть нефтяного бизнеса Северного Кавказа. Во второй половине 1980-х штаб-квартирой Нухаева и его людей стал один из первых московских кооперативных ресторанов «Лазания». В этом ресторане Лазовский собирал дань с коммерсантов, опекаемых чеченской преступной группировкой. Вскоре Лазовский получил свой первый срок. После освобождения через Нухаева познакомился с одним из совладельцев грозненского НПЗ Атланом Натаевым. В 1992 году Лазовский, Натаев и коммерсант Владимир Козловский стали соучредителями фирмы «Ланако», торговавшего нефтью и нефтепродуктами. Название фирмы составилось из первых букв фамилий учредителей. По свидетельству Козловского, Натаев и Лазовский были связаны с криминальными структурами и в делах фирмы участия не принимали[2].

19 октября 1992 года участники банды Лазовского и Натаева расстреляли в Москве криминального «авторитета» Владимира Толмачева, через месяц убили другого «авторитета» Андрея Колесникова, который, зная об убийстве Толмачева, пытался их шантажировать. В марте 1993 года бандиты из автоматов убили пять человек у ресторана «Разгуляй» — один из убитых не хотел отдавать им долг в 7000 долларов США[2].

В конце 1993 года между корпорацией «Виктор» и фирмой «Ланако» возникли разногласия по поводу сделок, связанных с торговлей нефтепродуктами, в результате чего к квартирам руководителей «Виктора» подложили взрывные устройства. После взрыва предприниматели не пострадали, но возник пожар, приведший к гибели двух соседей по дому[3].

Взрыв моста через Яузу

18 ноября 1994 года произошёл взрыв моста через Яузу на перегоне между станциями Владыкино — Ботанический сад Окружной железной дороги в Москве. Исполнитель этого теракта, служащий фирмы «Ланако» Андрей Щеленков, погиб на месте взрыва. При Щеленкове обнаружили «поддельное», согласно Олегу Рубниковичу, удостоверение капитана российской армии[4][5].

Взрыв троллейбуса

27 декабря 1994 года был организован взрыв московского троллейбуса. Сотрудники ФСБ, МУРа и городской прокуратуры, расследовавшие теракт, сразу же связали его с событиями в Чечне. Президент Ичкерии Джохар Дудаев не раз предупреждал федеральные власти, что нанесёт ответный удар за введение войск на территорию республики[6].

В 1996 году был арестован его исполнитель — Владимир Воробьев, бывший работник Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, разработчик систем ПВО. После увольнения из академии Воробьев занялся бизнесом в команде Лазовского. По версии следствия, он через свои связи должен был достать партию драгоценных камней для одного из партнеров Лазовского, чеченского преступного «авторитета» и начальника Службы внешней разведки самопровозглашённой Ичкерии[7][8] Хож-Ахмеда Нухаева, однако эта сделка сорвалась и Нухаев потерял большие деньги. Расплатиться с чеченцами Воробьев не мог, и они предложили ему совершить теракт в Москве. «Жертвы нам не нужны. Главное резонанс», — говорили чеченцы[3][4]. В последнем слове на суде Воробьев заявил, что был внештатным агентом спецслужб и что дело против него сфабриковали те, кто хотел бросить тень на ФСБ. В апреле 1999 года суд приговорил Воробьева к 5 годам заключения[4][9]. Затем Верховный суд РФ снизил Воробьеву срок до 3 лет, которые к тому времени он фактически провёл в заключении, и уже в августе того же года Воробьев вышел на свободу[10].

Суд

В феврале 1996 года Лазовский был задержан МУРом. Вместе с ним был задержан действующий сотрудник московского УФСБ Алексей Юмашкин (по версии ФСБ, он был специально внедрён в банду для разоблачения преступной деятельности её участников). Сотрудники МУРа не исключали, что Лазовский был прекрасно осведомлён о «внедрённом» контрразведчике и быстренько перевербовал его «деньгами, которые людям с Лубянки и не снились». У самого Лазовского при обыске изъяли поддельные удостоверения ФАПСИ, Минобороны и милиции. В деле Лазовского фигурируют шесть оперативников московского УФСБ, входившие в его окружение. Несмотря на то, что в самом управлении из-за этого был серьёзный скандал, неопровержимых подтверждений о причастности сотрудников ФСБ к криминальным разборкам найти не удалось. Лазовский и другой участник банды, Харисов, утверждали, что пользовались документами прикрытия ФСБ.[2][3]

Состоявшийся в 1997 году суд признал обвинения против Лазовского недоказанными и приговорил его к двум годам заключения за хранение наркотиков и оружия. К моменту вынесения приговора большую часть срока он уже отсидел и в 1998 году вышел на свободу.

Взрывы жилых домов в Москве

По утверждению историка Юрия Фельштинского, он проследил его косвенные связи в 1999 года с Ачимезом Гочияевым, обвиняющимся в организации взрывов жилых домов в Москве, а также с предполагаемой любовницей последнего Татьяной Королевой, также связанной с этим делом. По утверждению Фельштинского, другие обвиняемые — Батчаев и Крымшамхалов — в своем письме в независимую комиссию расследования высказывают предположение, что именно Лазовский работал с ними под именем «Абдулгафар».

Смерть

Жил после выхода на свободу в селе Успенском Одинцовского района Московской области. Расстрелян неизвестными 28 апреля 2000 года на пороге местной церкви[4].

Примечания

  1. ГЕКСОГЕНОВЫЙ СЛЕД (недоступная ссылка). Новая газета (10 ноября 2003). Дата обращения: 6 июня 2018. Архивировано 6 декабря 2006 года.
  2. Дело мертвых. Коммерсантъ (12 марта 2002). Дата обращения: 6 июня 2018.
  3. Безнаказанный террор. (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июня 2018. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  4. Загадки Макса Лазовского. Независимое нефтяное обозрение СКВАЖИНА (14 марта 2001). Дата обращения: 6 июня 2018.
  5. Олег Рубникович. Макс не дожил до суда, Городские заметки (20 ноября 2001). Архивировано 30 сентября 2007 года.
  6. Безнаказанный террор. Коммерсантъ (21 апреля 1999). Дата обращения: 6 июня 2018.
  7. Спонсор Гелаева пишет Конституцию Чечни, Утро.ру (17 января 2003). Дата обращения 6 июня 2018.
  8. "Секретные материалы России" ("СекретИнфо") - Информационно-аналитическое интернет-издание (недоступная ссылка). Компрометирующая информация/. Дата обращения: 6 июня 2018. Архивировано 4 января 2005 года.
  9. 23 сентября 2002 г. Международный Мемориал. Дата обращения: 6 июня 2018.
  10. Правозащитный сайт. www.russianlife.nl. Дата обращения: 6 июня 2018.

Литература

Ссылки

Материалы российской прессы
Материалы «Новой Газеты»
Материалы зарубежной прессы
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.