Кыргызский каганат
Кыргызский каганат[2] — государство енисейских кыргызов, основанное Барсбек Каганом[3], существовавшее в период VI—X веков на территории Южной Сибири, к 840 году расширилось до Тянь-Шаня. В различные периоды своего существования теряло независимость. Каганом становились только представители из рода Ажэ. С 840 по 925 года Кыргызский каганат находился на пике своего могущества. Этот период назван академиком В. В. Бартольдом «кыргызским великодержавием»[4].
Историческое государство | |
Кыргызский каганат | |
---|---|
693 или 840 — 925 или 1207
|
|
Столица | Кемиджкет[1] (с X века) |
Язык(и) | древнекыргызский, древнетюркский |
Официальный язык | Древнекыргызский язык |
Религия | тенгрианство |
Население | тюркские народы, монгольские народы |
Форма правления | Монархия |
Династия | Ажэ |
Каган | |
• 693—711 | Барс-каган |
• 847—866 | Ин-ву Чен-мин-хан |
История
Впервые термин «Кыргызский каганат» был предложен российским и советским востоковедом, тюркологом, В. В. Бартольдом.
В VI—VII веках енисейские кыргызы с подвластными таёжными народами образовывали периферийный удел центральноазиатских государств во главе с наместником — эльтебером. В начале VIII века местные беки и иналы, первым из которых стал Барс-бек, начали борьбу за отделение от каганата и образование собственного государства, претендуя на титул кагана.
В IX веке — быстро расширяющаяся агрессивная степная империя с обожествляемым каганским родом.
В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, енисейские кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием»[5].
Военно-политическая экспансия енисейских кыргызов на запад достигла степных и лесостепных районов юга Западной Сибири. Пришельцы из сердца Азии, по-видимому, стали причиной ухода древних угров-мадьяр из Приуралья. Об этом свидетельствуют находки археологов на юге Челябинской области (погребения так называемой «тюхтятской» культуры)[6].
Енисейские кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран. Император Тан писал кагану енисейских кыргызов:
«Известно, что Вы, хан, берёте начало своей фамилии из одного со мною рода. [При Хань] бэйпинский тайшоу по талантам в Поднебесной не имел равного, заключил дружбу и служил на границе. Если натягивал лук, то пробивал камень. После него потомки много упражнялись в военном искусстве, стали генералами. Его законный внук дувэй Ли Лин повёл пять тысяч отборного войска, далеко углубился в пустыню. Шаньюй поднял государство, чтобы дать отпор. [Ли Лин] не мог сопротивляться силе, и хотя сам потерпел поражение, [его] имя потрясло варварские племена. Моё государство приняло наследство потомков бэйпинского тайшоу, хан тоже, является потомком дувэя, поэтому-то объединились наши роды и можно знать [порядок отношений] высшего к низшему».
— Документы об отношениях Китая с енисейскими кыргызами в источнике IX века[7]
Через 80 лет Кыргызский каганат утратил территории в Монголии[8] Енисейские кыргызы сохранили два основных массива своего расселения: 1) Верхний и Средний Енисей; 2) Алтай и Иртыш. В последующем енисейские кыргызы разделились на несколько ветвей.
Культура
Служение «божественному государству» (кыргызскому элю) и правителю считалось высшей честью для военного сословия. Правитель носил титул кагана. Его жена носила титул катун. Императорская чета почиталась народом как земная «ипостась» божественной пары Тенгри («Небо») и Умай — покровительницы рожениц и детей.
В государстве был единый календарь — циклическая система с периодом в 12, 60 и более лет, сохранившаяся у современных киргизов и хакасов. Интересно, что упоминание о ставшем почти общемировым календаре (гороскопы, символика и т. п.) впервые встречается как раз в китайском повествовании о енисейских кыргызах.
Общегосударственная руноподобная письменность, восходящая через согдийское посредство к ближневосточным алфавитным системам (арамейской и т. д.), являлась главным культурным достижением.
Вероятно, часть населения жила преимущественно оседло, так как возделывались разнообразные земледельческие культуры: пшеница, просо, ячмень, конопляное семя, фруктовые деревья, овёс и рожь. В основном зерно перемалывали ручными мельницами, но имеются сведения об устройстве водяной сложной мельницы. Плужное земледелие и разветвлённая ирригационная сеть позволили получать при засушливом лете и морозной зиме хорошие урожаи. Источники противоречиво отмечают, что в Кыргызском каганате были города. Очень широкими были торговые связи — в каганат приходили караваны из городов Восточного Туркестана, Афганистана, Средней Азии, Китая и Тибета.
Военное дело
Верховная власть кагана опиралась на государственный аппарат, основывавшийся на военной силе. Мощная армия, комплектовавшаяся десятитысячными округами (туменами), в случае ведения тяжёлой войны дополнялась ополчением. Закованный в панцирь рыцарь у енисейских кыргызов — алып, вооружённый копьём, палашом, боевой палицей или чеканом, являлся главной ударной силой конницы. Армией управляли сангуны (генералы). Среди других титулов — бек, тархан, тутук, джарган (судья) и т. д. Численность армии достигала 100 тыс. воинов, включая воинов из вассальных народов. Из них 30 тыс. воинов были отборными и набирались из енисейских кыргызов, а 70 тыс. воинов набирались из кыштымов (вассальных народов).
Экономика
Было развито производство оружия, качеством которой енисейские кыргызы прославились на всю Центральную Азию. Енисейские кыргызы занимались охотой, выделкой меха. Разводили овец, верблюдов, лошадей.
У енисейских кыргызов золотых дел мастера создали особый стиль. Их изделия, форма которых соответствовала степной моде, отличались богатым и причудливым растительным орнаментом.
О степени оседлости енисейских кыргызов в науке не существует определённого мнения. Тем не менее именно земледельческие навыки и склонность к оседлым поселениям привели к созданию государственного объединения енисейских кыргызов.
Были налажены торговые отношения с уйгурским государством, династией Тан, Тибетом, Согдом. Караваны купцов енисейских кыргызов доходили до реки Итиль (современная Волга). Каганат экспортировал в соседние страны своих чистопородных лошадей. Купцы привозили из других стран шёлк, фарфор, кувшины, зеркала.
Каганы
См. также
Примечания
- Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху Глава IV. Позднетюркское время. 1. «Кыргызское великодержавие».
- БРЭ/Кыргызский каганат
- Т.К. Чороев. Зарождение Кыргызского Каганата / Т.К. Чороев. — 2005. — г. Бишкек, Кыргызская Республика: Издательство "Раритет", 2005. — С. 12—14. — 3 с.
- Чотонов Усеналы, Досбол Нур уулу. История Отечества. — Б., 2009. — 344 с. — ISBN 978-9967-428-81-2.
- Бартольд В. В. Киргизы: Исторический очерк. Фрунзе, 1927
- Иванов В. Финно-угры на южном Урале и в Приуралье // История татар с древнейших времён в 7 тт. Т. I. Народы степной Евразии в древности. — Казань, 2002. — С. 204—209.
- Супруненко Г. П. Документы об отношениях Китая с енисейскими кыргызами в источнике IX века «Ли Вэй-гун хойчан ипинь цзи» («Собрание сочинений Ли Вэй-гуна периода правления Хойчан, 841—846 гг.») // Известия Академии наук Киргизской ССР, серия Общественных наук, Т. V, Вып. 1, (История). — Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1963. — С. 67—81.
- Т.К. Чороев. Зарождение Кыргызского Каганата / Т.К. Чороев. — 2005. — г. Бишкек, Кыргызская Республика: Издательство "Раритет", 2005. — С. 86—95. — 10 с.
- Кыргызский каганат - «Энциклопедия» . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 марта 2018.
Источники и литература
- Бартольд В. В. Киргизы: Исторический очерк. Фрунзе, 1927.
- Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I., М.; Л. 1950.
- Козьмин Н. Хакасы: Историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. — Иркутск, 1925.
- Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. — Абакан, 2000.
- Чороев Т. К. Зарождение Кыргызского Каганата. Бишкек, 2005.
- Худяков Ю. С. Кыргызский каганат.