Красный гаолян

«Красный гаолян» (кит. 红高粱) — китайский кинофильм, дебютная режиссёрская работа Чжан Имоу. Лента основана на романе Мо Яня «Красный гаолян». Международная премьера фильма состоялась в феврале 1988 года на Берлинском кинофестивале.

Красный гаолян
кит. 红高粱 (Hóng Gāoliáng)
англ. Red Sorghum
Жанр драма
Режиссёр Чжан Имоу
Продюсер У Тяньмин
Автор
сценария
Чэнь Цзяньюй
Вэй Чжу
В главных
ролях
Гун Ли
Цзян Вэнь
Оператор Гу Чанвэй
Композитор Чжао Цзипин
Кинокомпания Xi’an Film Studio
Длительность 91 мин.
Страна  Китай
Язык путунхуа
Год 1987
IMDb ID 0093206

Работа над фильмом

Знакомство с Мо Янем

В начале 1980-х гг. в кинематографе Китая произошли важные перемены. Они были связаны с появлением плеяды молодых талантливых кинематографистов, которые получили образование уже после завершения «культурной революции». Новаторство их работ заключалось в обновлении как тематики произведений, так и художественного языка, но самым главным нововведением стало обращение к внутреннему миру человека: его чувствам, стремлениям и желаниям. Первыми заметными работами представителей этой генерации (т. н. «пятого поколения китайского кинематографа») стали такие картины как «Один и восемь» (1983), «Жёлтая земля» (1984) и «Старый колодец» (1986). Важную роль в успехе этих фильмов сыграла операторская работа выпускника Пекинской киноакадемии Чжан Имоу, который также выступил в качестве актёра в фильме «Старый колодец». Впрочем сам Имоу, к тому времени перешагнувший тридцатилетний рубеж, не чувствовал в себе призвания актёра и не желал ограничивать свой потенциал операторской работой, он мечтал создать свою собственную работу, в которой смог бы реализовать свои творческие замыслы. Работая под руководством коллег, он одновременно искал литературную основу для своей собственной картины.

Весной 1986 года, когда Чжан Имоу ещё снимался в «Старом колодце», его жена Сяо Хуа[прим. 1] показала ему третий номер «Жэньминь вэньсюэ» — ведущего литературного журнала Китая — с новой повестью молодого, но уже известного прозаика Мо Яня — «Красный гаолян». Эта работа восхитила Имоу. Позже он вспоминал:

Когда я впервые читал повесть Мо Яня, меня переполняло чувство, будто я сам стою посреди гаолянового поля и ощущаю [вокруг себя] все эти мифы-истории, мужчин-женщин, души раскрытые нараспашку, горячее возбуждение и витальную силу, которая наполняет жизнь от рождения и до смерти, радость и свободу, что просачиваются из слепого следования своим желаниям и позволяют почувствовать себя человеком[3]. <…> Внезапная жизненная сила бескрайнего гаоляна и кипящая страстью любовь на гаоляновом поле всецело захватили меня[4][уточните ссылку (уже 90 дней)].

В августе 1986 года[5][уточните ссылку (уже 90 дней)][6][уточните ссылку (уже 90 дней)], прямо со съёмочной площадки «Старого колодца», Чжан Имоу отправился на встречу с писателем. Загорелый до черноты, в рваной рубахе и сношенных сандалиях на босу ногу, он привёл писателя в восторг. Мо Яню хватило десяти минут, чтобы поверить в творческий потенциал молодого кинематографиста и, отказав всем претендентам на экранизацию повести, он не только передал Имоу права на экранизацию, но и дал свободу для необходимых художественных переработок[6][уточните ссылку (уже 90 дней)].

Знакомство с Гун Ли

Чжан Имоу довольно быстро утвердил актёров на главные и второстепенные роли, заминка произошла лишь с выбором кандидатуры на главную женскую роль. Режиссёр хотел задействовать в фильме молодую, никому не известную актрису, но никак не мог найти подходящую кандидатуру. В поисках претенденток на главную роль помощник режиссёра Ян Фэнлян (кит. 杨凤良) прибыл в Центральную академию драмы, где провёл кастинг среди студенток академии. Ян уже остановил свой выбор на дочери режиссёра Ли Вэньхуа и готов был возвращаться домой, когда один из студентов, Ли Тун (кит. 李彤), заметил, что если бы на отборе присутствовала Гун Ли, она бы идеально подошла для этой роли. В то время девушка снимала в Гуанчжоу свою дебютную работу — телеспектакль «Случай на летних каникулах» и по объективным причинам не могла принять участие в кастинге. Впрочем Ян Фэнлян не проигнорировал замечание, внимательно выслушал студента и попросил показать фотографии девушки. На единственном фото Гун Ли была заснята со спины, поэтому Ян решительно ничего не смог для себя прояснить. Когда Гун Ли вернулась с поездки, Ян вновь прибыл в Академию, на этот раз уже с Чжан Имоу, и в тот же день они утвердили Гун Ли как исполнительницу главной роли[7].

Спустя многие годы Чжан Имоу так вспоминал первую встречу с Гун Ли: «С первого взгляда она произвела на меня впечатление прелестной и умной [девушки] с выразительным взглядом. В тот момент она была одета в широкополую одежду, размер которой в моём представлении не соответствовал тому, какой я представлял главную героиню „Красного гаоляна“. В то же время я представлял главную героиню крепкой эмоциональной девушкой. Позже, познакомившись чуть ближе, я обнаружил, что она обладает тем характером, который в точности нужен персонажу»[7].

Гаоляновое поле

Помимо двух главных героев в фильме был ещё один центральный персонаж — гаолян, родственная кукурузе техническая культура, которая не употребляется человеком в пищу, а идёт лишь на винокурение и корм скоту. Режиссёр планировал воссоздать бескрайнее поле гаоляна таким, каким его изобразил Мо Ян в оригинальной повести, однако к тому времени в Китае гаолян вышел из употребления и найти засеянное поле необходимого размера было невозможно. Дикий гаолян не обладал нужным эстетическим видом.

В начале 1987 года режиссёр прибыл в провинцию Шаньдун и нанял крестьян, которые должны были засадить гаоляном площадь в 200 му. Когда спустя четыре месяца режиссёр и съёмочная группа прибыли на место съёмки, то они были потрясены увиденным. Из 200 му было засажено лишь 100, и те всходы гаоляна, которые взошли, едва достигали колена, тогда как по замыслу главные герои должны были прятаться в гаоляне.

Сказать по правде, вспоминал Мо Янь, я обалдел, когда увидел эти заросли бурьяна[8].

Сюжет

Действие фильма развивается на рубеже 1920-х1930-х годов на северо-востоке Китая.

В фильме рассказывается история девятнадцатилетней крестьянки Цзюцзи, которую родители насильно выдают замуж за больного проказой старика — владельца винокурни. Во время свадебной процессии между невестой и одним из носильщиков паланкина, молодым и отважным Юем, внезапно возникает чувство взаимной симпатии. Юй похищает девушку и увлекает её в заросли красного гаоляна, где они и предаются любви. После таинственного убийства больного проказой старика молодые герои становятся хозяевами винокурни, где производят гаоляновое вино. Мирную жизнь прерывает вторжение японцев. Вместе с односельчанами Юй и Цзюцзи встают на защиту родных гаоляновых полей. Земля орошается кровью и огненно-красным вином — крестьяне погибают, но не сдаются.

В ролях

  • Гун Ли — Цзюцзи (Девяточка), бабушка рассказчика
  • Цзян Вэнь — Юй, дедушка рассказчика
  • Тэн Жуцзюнь — дядя Лохань
  • Цзи Чуньхуа — бандит
  • Цзи Лю — ребёнок, отец рассказчика

Оценка и критика

Сразу же после выхода фильм немедленно привлёк к себе внимание и успех как в Китае, так и по всему миру: для китайской аудитории он ознаменовал новый этап в развитии отечественного кинематографа, связанный с появлением так называемого «пятого поколения» китайских кинематографистов, в то время как для зарубежного зрителя лента стала одним из первых произведений, прорвавших изоляцию, в которой оказался Китай в ходе Культурной революции. Впрочем, восприятие картины было неоднозначным: известно, что режиссёр получал тысячи писем с обвинениями в государственной измене.[9]

«Красный гаолян» стал первым современным китайским фильмом, попавшим в США в коммерческий прокат. Кинокритик Роджер Эберт, отметив визуальную чувственность фильма, достигнутую с помощью вышедшей на Западе из употребления системы Technicolor, писал: «Есть сила в простоте этой истории, в почти сказочном качестве её образов и шокирующей неожиданности её насилия, что Голливуд в своей искушённости уже утратил».[10]

Награды

  • 1987 — премия «Золотой Феникс» (Китай) за лучшую мужскую роль (Цзян Вэнь).
  • 1988 — приз «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля
  • 1988 — 4 национальные кинопремии Китая «Золотой петух»: лучший фильм, лучшая операторская работа (Гу Чанвэй), лучшая музыка (Чжао Цзипин), лучший звук (Гу Чаннин). Кроме того, фильм был номинирован ещё в трёх категориях: лучший режиссёр (Чжан Имоу), лучший актёр (Цзян Вэнь), лучшая работа художника (Ян Ган).
  • 1988 — премия «Сто цветов» за лучший фильм.

Комментарии

  1. О том, что повесть показала Сяо Хуа, известно с её собственных слов[1][уточните ссылку (уже 90 дней)]. Сам Чжан Имоу в одном из интервью утверждал, что работу Мо Яна ему посоветовал друг[2][уточните ссылку (уже 90 дней)]

Примечания

  1. Сяо Хуа, 1992, с. 208
  2. Луо Сюэин, 1993, с. 66666
  3. Я снимаю Красный гаолян
  4. Луо Сюэин, 1993, с. 6666
  5. Луо Сюэин, 1993, с. 666
  6. Мо Янь, 1987, с. 666
  7. Gong Li hua zhuan, 2006, pp. 80—82.
  8. Мо Янь
  9. Tina Gianoulis. Red Sorghum // International Dictionary of Films and Filmmakers. — 4th ed. — St. James Press. — Vol. 1. — P. 1009—1010.
  10. R. Ebert. Red Sorghum / Chicago Sun-Times. — February 28, 1989.

Литература

  • 何明敏. Gong Li hua zhuan = 巩俐画传. — 第1版. 汕头: 汕头大学出版社, 2006. — 251 p. — ISBN 7810369121.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.