Красный гаолян
«Красный гаолян» (кит. 红高粱) — китайский кинофильм, дебютная режиссёрская работа Чжан Имоу. Лента основана на романе Мо Яня «Красный гаолян». Международная премьера фильма состоялась в феврале 1988 года на Берлинском кинофестивале.
Красный гаолян | |
---|---|
кит. 红高粱 (Hóng Gāoliáng) англ. Red Sorghum | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Чжан Имоу |
Продюсер | У Тяньмин |
Автор сценария |
Чэнь Цзяньюй Вэй Чжу |
В главных ролях |
Гун Ли Цзян Вэнь |
Оператор | Гу Чанвэй |
Композитор | Чжао Цзипин |
Кинокомпания | Xi’an Film Studio |
Длительность | 91 мин. |
Страна | Китай |
Язык | путунхуа |
Год | 1987 |
IMDb | ID 0093206 |
Работа над фильмом
Знакомство с Мо Янем
В начале 1980-х гг. в кинематографе Китая произошли важные перемены. Они были связаны с появлением плеяды молодых талантливых кинематографистов, которые получили образование уже после завершения «культурной революции». Новаторство их работ заключалось в обновлении как тематики произведений, так и художественного языка, но самым главным нововведением стало обращение к внутреннему миру человека: его чувствам, стремлениям и желаниям. Первыми заметными работами представителей этой генерации (т. н. «пятого поколения китайского кинематографа») стали такие картины как «Один и восемь» (1983), «Жёлтая земля» (1984) и «Старый колодец» (1986). Важную роль в успехе этих фильмов сыграла операторская работа выпускника Пекинской киноакадемии Чжан Имоу, который также выступил в качестве актёра в фильме «Старый колодец». Впрочем сам Имоу, к тому времени перешагнувший тридцатилетний рубеж, не чувствовал в себе призвания актёра и не желал ограничивать свой потенциал операторской работой, он мечтал создать свою собственную работу, в которой смог бы реализовать свои творческие замыслы. Работая под руководством коллег, он одновременно искал литературную основу для своей собственной картины.
Весной 1986 года, когда Чжан Имоу ещё снимался в «Старом колодце», его жена Сяо Хуа[прим. 1] показала ему третий номер «Жэньминь вэньсюэ» — ведущего литературного журнала Китая — с новой повестью молодого, но уже известного прозаика Мо Яня — «Красный гаолян». Эта работа восхитила Имоу. Позже он вспоминал:
Когда я впервые читал повесть Мо Яня, меня переполняло чувство, будто я сам стою посреди гаолянового поля и ощущаю [вокруг себя] все эти мифы-истории, мужчин-женщин, души раскрытые нараспашку, горячее возбуждение и витальную силу, которая наполняет жизнь от рождения и до смерти, радость и свободу, что просачиваются из слепого следования своим желаниям и позволяют почувствовать себя человеком[3]. <…> Внезапная жизненная сила бескрайнего гаоляна и кипящая страстью любовь на гаоляновом поле всецело захватили меня[4][уточните ссылку (уже 90 дней)].
Оригинальный текст (кит.)[показатьскрыть]我当初看中莫言的这篇小说, 就跟在这高粱地里的感觉一样, 觉着小说里的这片高梁地, 这些神事儿, 这些男人女人, 豪爽开朗, 旷达豁然, 生生死死中狂放出浑身的热气和活力, 随心所欲里透出作人的自在和快乐。<…> 那无边无际红高粱的勃然生机,那高亮地里如火如荼的爱情,都强烈地吸引着我。
В августе 1986 года[5][уточните ссылку (уже 90 дней)][6][уточните ссылку (уже 90 дней)], прямо со съёмочной площадки «Старого колодца», Чжан Имоу отправился на встречу с писателем. Загорелый до черноты, в рваной рубахе и сношенных сандалиях на босу ногу, он привёл писателя в восторг. Мо Яню хватило десяти минут, чтобы поверить в творческий потенциал молодого кинематографиста и, отказав всем претендентам на экранизацию повести, он не только передал Имоу права на экранизацию, но и дал свободу для необходимых художественных переработок[6][уточните ссылку (уже 90 дней)].
Знакомство с Гун Ли
Чжан Имоу довольно быстро утвердил актёров на главные и второстепенные роли, заминка произошла лишь с выбором кандидатуры на главную женскую роль. Режиссёр хотел задействовать в фильме молодую, никому не известную актрису, но никак не мог найти подходящую кандидатуру. В поисках претенденток на главную роль помощник режиссёра Ян Фэнлян (кит. 杨凤良) прибыл в Центральную академию драмы, где провёл кастинг среди студенток академии. Ян уже остановил свой выбор на дочери режиссёра Ли Вэньхуа и готов был возвращаться домой, когда один из студентов, Ли Тун (кит. 李彤), заметил, что если бы на отборе присутствовала Гун Ли, она бы идеально подошла для этой роли. В то время девушка снимала в Гуанчжоу свою дебютную работу — телеспектакль «Случай на летних каникулах» и по объективным причинам не могла принять участие в кастинге. Впрочем Ян Фэнлян не проигнорировал замечание, внимательно выслушал студента и попросил показать фотографии девушки. На единственном фото Гун Ли была заснята со спины, поэтому Ян решительно ничего не смог для себя прояснить. Когда Гун Ли вернулась с поездки, Ян вновь прибыл в Академию, на этот раз уже с Чжан Имоу, и в тот же день они утвердили Гун Ли как исполнительницу главной роли[7].
Спустя многие годы Чжан Имоу так вспоминал первую встречу с Гун Ли: «С первого взгляда она произвела на меня впечатление прелестной и умной [девушки] с выразительным взглядом. В тот момент она была одета в широкополую одежду, размер которой в моём представлении не соответствовал тому, какой я представлял главную героиню „Красного гаоляна“. В то же время я представлял главную героиню крепкой эмоциональной девушкой. Позже, познакомившись чуть ближе, я обнаружил, что она обладает тем характером, который в точности нужен персонажу»[7].
Гаоляновое поле
Помимо двух главных героев в фильме был ещё один центральный персонаж — гаолян, родственная кукурузе техническая культура, которая не употребляется человеком в пищу, а идёт лишь на винокурение и корм скоту. Режиссёр планировал воссоздать бескрайнее поле гаоляна таким, каким его изобразил Мо Ян в оригинальной повести, однако к тому времени в Китае гаолян вышел из употребления и найти засеянное поле необходимого размера было невозможно. Дикий гаолян не обладал нужным эстетическим видом.
В начале 1987 года режиссёр прибыл в провинцию Шаньдун и нанял крестьян, которые должны были засадить гаоляном площадь в 200 му. Когда спустя четыре месяца режиссёр и съёмочная группа прибыли на место съёмки, то они были потрясены увиденным. Из 200 му было засажено лишь 100, и те всходы гаоляна, которые взошли, едва достигали колена, тогда как по замыслу главные герои должны были прятаться в гаоляне.
Сказать по правде, вспоминал Мо Янь, я обалдел, когда увидел эти заросли бурьяна[8].
Сюжет
Действие фильма развивается на рубеже 1920-х—1930-х годов на северо-востоке Китая.
В фильме рассказывается история девятнадцатилетней крестьянки Цзюцзи, которую родители насильно выдают замуж за больного проказой старика — владельца винокурни. Во время свадебной процессии между невестой и одним из носильщиков паланкина, молодым и отважным Юем, внезапно возникает чувство взаимной симпатии. Юй похищает девушку и увлекает её в заросли красного гаоляна, где они и предаются любви. После таинственного убийства больного проказой старика молодые герои становятся хозяевами винокурни, где производят гаоляновое вино. Мирную жизнь прерывает вторжение японцев. Вместе с односельчанами Юй и Цзюцзи встают на защиту родных гаоляновых полей. Земля орошается кровью и огненно-красным вином — крестьяне погибают, но не сдаются.
В ролях
Оценка и критика
Сразу же после выхода фильм немедленно привлёк к себе внимание и успех как в Китае, так и по всему миру: для китайской аудитории он ознаменовал новый этап в развитии отечественного кинематографа, связанный с появлением так называемого «пятого поколения» китайских кинематографистов, в то время как для зарубежного зрителя лента стала одним из первых произведений, прорвавших изоляцию, в которой оказался Китай в ходе Культурной революции. Впрочем, восприятие картины было неоднозначным: известно, что режиссёр получал тысячи писем с обвинениями в государственной измене.[9]
«Красный гаолян» стал первым современным китайским фильмом, попавшим в США в коммерческий прокат. Кинокритик Роджер Эберт, отметив визуальную чувственность фильма, достигнутую с помощью вышедшей на Западе из употребления системы Technicolor, писал: «Есть сила в простоте этой истории, в почти сказочном качестве её образов и шокирующей неожиданности её насилия, что Голливуд в своей искушённости уже утратил».[10]
Награды
- 1987 — премия «Золотой Феникс» (Китай) за лучшую мужскую роль (Цзян Вэнь).
- 1988 — приз «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля
- 1988 — 4 национальные кинопремии Китая «Золотой петух»: лучший фильм, лучшая операторская работа (Гу Чанвэй), лучшая музыка (Чжао Цзипин), лучший звук (Гу Чаннин). Кроме того, фильм был номинирован ещё в трёх категориях: лучший режиссёр (Чжан Имоу), лучший актёр (Цзян Вэнь), лучшая работа художника (Ян Ган).
- 1988 — премия «Сто цветов» за лучший фильм.
Комментарии
Примечания
- Сяо Хуа, 1992, с. 208
- Луо Сюэин, 1993, с. 66666
- Я снимаю Красный гаолян
- Луо Сюэин, 1993, с. 6666
- Луо Сюэин, 1993, с. 666
- Мо Янь, 1987, с. 666
- Gong Li hua zhuan, 2006, pp. 80—82.
- Мо Янь
- Tina Gianoulis. Red Sorghum // International Dictionary of Films and Filmmakers. — 4th ed. — St. James Press. — Vol. 1. — P. 1009—1010.
- R. Ebert. Red Sorghum / Chicago Sun-Times. — February 28, 1989.
Литература
- 何明敏. Gong Li hua zhuan = 巩俐画传. — 第1版. — 汕头: 汕头大学出版社, 2006. — 251 p. — ISBN 7810369121.