Классическая культура Веракрус

Классическая культура Веракрус, или Классическая культура побережья Мексиканского залива — культурная область в северной и центральной части современного мексиканского штата Веракрус, где существовала индейская культура примерно с I по XI в. н. э. По месоамериканской хронологии культура относилась к классической эре[1]. Иногда ошибочно именуется тотонакской культурой.

Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры
Пирамида ниш, Эль-Тахин
Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль-Тахине, изображающая принесение в жертву игрока в мяч
Две «пальмы» (принадлежности для игры в мяч, см. текст), культура Веракрус, высота 45 см
Стела из Апарисио, изображающая принесение в жертву игрока в мяч, 400—700 гг, высота 125 см
Пара фигурок на качелях из Ремохадас, примерно IV—IX вв.
Крупная женско-мужская двойная фигура из Ремохадас. Обратите внимание на женскую грудь и птиц справа от фигуры.

Центром культуры был Эль-Тахин; среди прочих поселений выделялись Игерас (Higueras), Сапоталь, Серро-де-лас-Месас, Нопилоа и Ремохадас (последние были двумя важными центрами производства керамики). Культура Веракрус распространялась вдоль побережья Мексиканского залива между реками Пануко на севере и Папалоапан на юге.

Отличительные черты культуры Веракрус были описаны учёным российского происхождения, Т. А. Проскуряковой.[2] [3]

Характеристика

Основной темой искусства культуры Веракрус является человеческое жертвоприношение, в частности, в контексте местной игры в мяч[4]. Характерным элементом являются спиралевидные завитки, представленные как на монументальной архитектуре, так и на малых изделиях, в том числе керамике и даже на резьбе по кости. Как минимум один исследователь предположил, что головы и другие фигуры, образованные завитками, представляют собой форму пиктографической письменности культуры Веракрус[5]. Подобный стиль завитков мог развиться из изображений в Чьяпа-де-Корсо и Каминальхуйу[6].

Кроме завитков, архитектура покрыта множеством других орнаментов, подобных представленным на Пирамиде ниш в Эль-Тахине. Орнаменты представляют собой резкий контраст света и тени[7].

Хотя на культуру Веракрус оказали заметное влияние Теотиуакан и майя, ни одна из указанных двух культур не является её прямым предшественником. Вероятно, по крайней мере отчасти предшественниками культуры Веракрус были некоторые центры эпиольмекской культуры, например, Серро-де-лас-Месас и Ла-Мохарра[8].

Иногда классическую культуру Веракрус ошибочно ассоциируют с тотонаками, которые занимали данную территорию во время конкисты. Тем не менее, как отмечают Майкл Коу и Кюблер, свидетельств того, что тотонаки действительно имели отношение к данной культуре, пока не обнаружено[9]. Название «тотонакская культура» по данной причине следует считать ошибочным.

Социальная организация

На социальное расслоение, наличие элиты и ремесленную специализацию общества Веракрус указывают погребения, монументальные скульптуры, резные рельефы и распространение архитектуры в региональных центрах. Наследственные правители управляли региональными центрами малого и среднего размеров, не превышавшими по площади 2000 км², и осуществляли своё правление путём политического и религиозного контроля над далеко идущими торговыми сетями, а также поддерживали свою легитимность путём таких традиционных для Месоамерики обрядов, как кровопускание, человеческие жертвы, войны и использование экзотических товаров[10]. Большинство населения жило в изолированных крестьянских усадьбах или поселениях[11].

Подобно предшествующим ольмекам и эпиольмекам, культура Веракрус была основана на подсечно-огневом земледелии переложного типа. Основным видом питания была кукуруза, а дополнительными — домашние собаки, дикие олени и другие животные, а также рыба и моллюски. Важной посевной культурой также был хлопок[12].

Классическая культура Веракрус почитала многих месоамериканских богов, в частности, бога смерти (особенно важную роль он играл в Эль-Тахине; его часто ассоциируют с ацтекским богом Миктлантекутли) и монстра земли (по-видимому, унаследованного от ольмеков)[13].

Игра в мяч

По-видимому, игра в мяч получила в культуре Веракрус широкое распространение[14]. В каждом из культурных центров данной культуры имелось хотя бы одно поле для игры в мяч, а в Эль-Тахине их было обнаружено 18[15]. Именно в культуре Веракрус послеклассической эры игра достигла своего расцвета[16].

Ритуалы игры в мяч широко представлены в монументальном искусстве Веракрус. Стены крупнейшего стадионов для игры в мяч, Южного Стадиона в Эль-Тахине, покрыты резными настенными изображениями, где представлены сюжеты человеческого жертвоприношения в контексте игры. Наиболее драматичным является сюжет, где бог дождя прокалывает свой пенис (акт ритуального кровопускания) и наполняет кровью из него ритуальный бак с одурманивающим напитком пульке, который, по-видимому, выпивали по окончании игры, после ритуала жертвоприношений[17].

Характерным для культуры Веракрус является использование специфического каменного инвентаря для игры в мяч: «ярмо» (или «хомут»), «свечей» (исп. hachas) и «пальм» (palmas). «Ярмо» представляло собой U-образный камень, который одевался на талию игрока, а «свечи» и «пальмы» насаживались на него. Археологи предполагают, что подобные каменные пояса не использовались в игре, а являлись ритуальными изображениями, тогда как в реальности игровое «ярмо» изготавливалось из кожи или ткани. По причине недолговечности данных материалов в раскопках подобные предметы не были обнаружены. Существовала и местная специфика использования инвентаря: «хомуты» и «свечи» обнаружены в раскопках от Теотиуакана до Гватемалы, а «пальма» встречалась на территории современного штата Веракрус.

Керамика

До начала 1950-х гг. имелись лишь немногочисленные образцы керамики Веракрус, обычно с неясным местом происхождения. С тех пор были открыты тысячи фигурок и фрагментов керамики на таких археологических памятниках, как Ремохадас, Лос-Серрос, Дича-Туэрта и Тененешпан (некоторые — «чёрными археологами»). Они попали в многочисленные музейные экспозиции и помогли расширить современное представление о данной культуре[18].

Фигурки в стиле Ремохадас — возможно, наиболее характерные для данной культуры — обычно изготавливались вручную и украшались накладным орнаментом. Особенно следует отметить фигурки с улыбающимися лицами (Sonrientes) с треугольными головами и вытянутыми ушами. Фигурки в стиле нопилоа[19] обычно хуже украшены, без накладного орнамента, нередко изготавливались путём отливки[20].

К культуре Веракрус относятся несколько из известных месоамериканских фигурок с колёсами (колесо было нехарактерным для месоамериканских культур). Кроме того, культура Веракрус использовала для окраски битум.

Примечания

  1. Различные авторы по-разному датируют временные рамки культуры, например, Noble (p. 645) — с 250 по 900 гг, прочие более обтекаемо ссылаются на классическую эру месоамериканской хронологии, временные рамки которой для разных регионов различны.
  2. Proskouriakoff T. A. ProsClassic Art of Central Veracruz. Handbook of Middle American Indians Vol XI, 1971
  3. Proskouriakoff T. A. Varieties of Classic Central Veracruz Sculpture. American Anthropology and History LVIII, 1954.
  4. Kampen (1978) p. 116.
  5. See Kampen-O’Riley, p. 299.
  6. Kubler, p. 141.
  7. Kubler, p. 139.
  8. Wilkerson, p. 46-47.
  9. Coe, p. 115, и Kubler, p. 137
  10. Pool, et al., p. 207.
  11. Pool, p. 205.
  12. Pool, p. 212.
  13. Pool, et al., p. 208.
  14. Дэвис (Davies, p. 123) и Майкл Коу (Coe, p. 118) единодушно отмечают, что данная игра среди обитателей Эль-Тахина стала «массовым помешательством».
  15. По данным Метрополитен-музея, игровых полей в Эль-Тахине было 17 «Palma with Skeletal Head Figure (Mexico, Veracruz) (1978.412.16)», тогда как Дэй (Day, p. 75) пишет о 18-ти. По данным других исследователей, игровых полей было меньше. Возможно, расхождения связаны с тем, что книги писались в разное время, тогда как исследователи продолжали делать новые открытия.
  16. Уилкерсон (Wilkerson, p. 48) отмечает: «Ритуал игры в мяч достигает своего пика при культуре Веракрус — таким сильным увлечение данной игрой не было нигде больше в Месоамерике».
  17. Wilkerson, p. 65.
  18. Medellin Zenil. See also Covarrubias, p. 191.
  19. Pre-Columbian Gallery: Mexico — Nopiloa || The Lands Beyond
  20. Covarrubias, p. 191.

Литература

  • Bruhns, Karen Olsen Anthropology 470 Study Guide.
  • Coe, Michael D. (2002); Mexico: From the Olmecs to the Aztecs Thames and Hudson, London.
  • Covarrubias, Miguel (1957) Indian Art of Mexico and Central America, Alfred A. Knopf, New York.
  • Davies, Nigel (1982) The Ancient Kingdoms of Mexico, Penguin Books, London, 1990 printing, ISBN 0-14-013587-1.
  • Day, Jane Stevenson. Performing on the Court // The Sport of Life and Death: The Mesoamerican Ballgame (англ.) / E. Michael Whittington (Ed.). — New York: Thames & Hudson, 2001. — P. 65—77. — ISBN 0-500-05108-9.
  • Kampen, M. E. (1978) «Classic Veracruz Grotesques and Sacrificial Iconography», in Man, Vol. 13, No. 1 (Mar., 1978), pp. 116–126.
  • Kampen-O’Riley, Michael (2006) Art Beyond the West, Prentice-Hall Art, Second Edition, ISBN 978-0-13-224010-9.
  • Kubler, George (1990) The Art and Architecture of Ancient America, 3rd Edition, Yale University Press, ISBN 0-300-05325-8.
  • Noble, John; Nystrom, Andrew Dean; Konn, Morgan; Grosberg, Michael (2004) Mexico, Lonely Planet, 9th Ed, ISBN 1-74059-686-2.
  • Medillin Zenil, Alfonso; Frederick A. Peterson (1954) «A Smiling Head Complex from Central Veracruz, Mexico» in American Antiquity, Vol. 20, No. 2. (Oct., 1954), pp. 162–169.
  • Metropolitan Museum of Art, «Palma with Skeletal Head Figure (Mexico, Veracruz) (1978.412.16)» (October 2006) in Timeline of Art History, New York.
  • Pool, Christopher (2002) «Gulf Coast Classic» in Encyclopedia of Prehistory; Volume 5, Middle America, Peter Neal Peregrine and Melvin Ember, eds., Springer Publishing.
  • Solis, Felipe. La Costa del Golfo: el arte del centro de Veracruz y del mundo huasteco // México en el mundo de las colecciones de arte: Mesoamerica, vol. 1 (исп.) / María Luisa Sabau García (ed.). — México, D.F.: Secretariat of Foreign Affairs (Mexico), Instituto de Investigaciones Estéticas-UNAM, and Consejo Nacional para la Cultura y las Artes, 1994. — С. 183—241. — ISBN 968-6963-36-7.  (исп.)
  • Wilkerson, S. Jeffrey K. (1991) «Then They Were Sacrificed: The Ritual Ballgame of Northeastern Mesoamerica Through Time and Space», in The Mesoamerican Ballgame, University of Arizona Press, ISBN 0-8165-1360-0.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.