Керченский миссорий
Керченский миссорий — серебряный предмет в форме блюда (точнее, чаши), обнаруженный в январе 1891 года в Керчи. Первоначально был отнесён к эпохе Юстиниана I и считался его изображением. С 1926 г. ученые (Л. А. Мацулевич, затем И. П. Засецкая) считали, что на нём изображён римский император Констанций II[1]. Последние исследования ставят под сомнение эту версию. На основании сравнительного портретного анализа изображения "триумфатора" на Керченском миссории и лица бронзовой статуи Константина I Великого (306—337) из Musei Capitolini в Риме, ряд исследователей (О. В. Вус) выдвинул гипотезу, что на чаше изображен именно этот император[2]. По их мнению, миссорий был подарен Константином I Великим одному из представителей проримской партии боспорской знати в Пантикапее в 30-х годах IV века, после окончания кровопролитной римо-боспоро-херсонесской войны.
Керченский миссорий. Первая треть IV века | |
серебро. 25 × 25 см | |
Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
Медиафайлы на Викискладе |
Обнаружение
В январе 1891 года в Керчи, на северо-восточном склоне горы Митридат была случайно открыта древняя катакомба. Несмотря на явные следы разграбления в древности, в ней было найдено несколько предметов, имеющих большое археологическое значение. Важнейшим среди них было серебряное блюдо без поддона, напоминающее древние коммеморативные щиты, известные по античным описаниям и в незначительном количестве дошедшие до нашего времени. Памятник немедленно после своего обнаружения был доставлен в Императорскую Археологическую Комиссию, которая признала его заслуживающим внимания и подробного изучения. Председатель Комиссии, граф Бобринский в июле 1891 года тщательно осмотрел катакомбу и составил её план[3].
В тот же год, ввиду важности обнаруженной находки, Комиссия обратилась сразу к двум экспертам с просьбой произвести исследование предмета — профессору университета Граца Йозефу Стржиговскому и профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. В. Покровскому.
Описание
Диаметр блюда 0.25 м, его вес 1 фунт, 58 золотников, 60 долей (≈660 граммов)[3].
Композиция
На вогнутой внутренней стороне блюда посередине изображён скачущий всадник, впереди которого выступает Ника, а позади едет воин. Судя по нимбу и диадеме, всадник изображает императора. У него полное продолговатое лицо, обращённое к зрителю, большие глаза, длинный нос и резко очерченный подбородок. Ниспадающие на затылок волосы подстрижены «в скобку». Одет он в украшенный роскошной вышивкой кафтан, плотно прилегающие штаны и ботинки. Видна только его правая рука, в которой он держит копьё. Через правое плечо идёт перевязь, на которой висит меч. Башмаки, пояс, перевязь и уздечка коня украшены драгоценными камнями.
Выступающая спереди Ника, обращённая к всаднику, в правой руке держит венок, а в левой — пальмовую ветвь. На Нике безрукавный хитон и накинута на левую руку хламида. На правой руке кольцо, а на скрученных спереди волосах диадема.
Следующий за всадником воин, подобно императору, безбород и стрижен «в скобку». Одежда у него, также, похожа на одежду императора, за исключением перевязи и драгоценных камней на башмаках. На его шее висит медальон, вооружён он копьём и щитом. Последний окружен по краю простым орнаментом, а в центре монограмма Христа. Под ногами коня лежат выпуклый щит и листья[3].
Костюм
Один из первых исследователей, Йозеф Стржиговский, определил в качестве важнейшего вопроса, возникающего при исследовании данного предмета, вопрос о костюме императора. Поскольку он отождествлял императора с Юстинианом I, он ожидал обнаружить значительное сходство одежды всадника с известными описаниями венчавшей колонну Юстиниана конной статуи. Отсутствие ожидаемого сходства заставляет его строить довольно сложные умозаключения[3].
В вышедшем в следующем году исследовании Д. Ф. Беляева, автор которого сразу же отверг гипотезу об отношении блюда к Юстиниану, чрезвычайно подробно рассматривался вопрос о костюме всадника[4].
По мнению О. В. Вуса (2021 г.), ничего специфически "варварского" или "ориентального" в костюмах всадника и воина-протектора нет. Шли века! В Европе менялся климат, а под его влиянием изменялась и военная форма одежды. И рисунок на Керченском миссории зафиксировал именно такие реалии. Император одет в широко распространенную среди военных уже в III в. тунику-далматику с длинным рукавом, украшенную накладными шелковыми лентами (clavi), а также круглыми и овальными вышитыми медальонами (orbiculi). Что касается ношения штанов (bracae), то римские императоры (например, Александр Север (222—235) щеголяли в них уже в первой трети III в. На сохранившихся фресках из г. Дура-Эвропос в Сирии (середина III в.) видны солдаты и офицеры, одетые в туники разных расцветок с красной каймой; плащи, а также в сине-серые и красные облегающие штаны[5].
Примечания
- А.К. Амброз. Хронология древностей Северного Кавказа V-VII вв. — М., 1989. — С. 24. — 134 с. — ISBN 5-02-009448-X. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано 13 августа 2011 года.
- Вус О. В. Константин I Великий или Констанций II? Идентификация личности «триумфатора» на Керченском миссории 1891 г. // LAUREA IIII. Античний світ і Середні віки: Читання пам’яті проф. В. І. Кадєєва. — Харків: «Контраст». — 2021. — С. 51—57.
- Й. Стржиговский, Н. В. Покровский. Материалы по археологии России. — 1892. — Т. 8. — 46 с.
- Д. Ф. Беляев. Облачение императора на керченском щите // Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1893. — С. 321-373.
- Вус О. В. Константин I Великий или Констанций II? Идентификация личности «триумфатора» на Керченском миссории 1891 г.. — 2021. — С. 54.