Индрик
И́ндрик (Индрик-зверь) — в русских легендах животное, «всем зверям отец», персонаж «Голубиной книги». Описывается с двумя рогами[1]. В «физиологах» и «азбуковниках» представлен как рогатое животное гибридной природы (голова и хвост коня, тело рыбы)[2].
Индрик | |
---|---|
«всем зверям отец», может быть подземным зверем, может иметь гибридную природу | |
Мифология | русская |
Связанные персонажи | макара, мамонт, «комплексные» звери на печатях культуры долины Инда, грифон и др. |
Дал название ископаемому индрикотерию.
Происхождение образа
Предположительно, в образе мифического зверя отражены представления о мифологическом мамонте, крупном животном из мифологии народов Сибири и Дальнего Востока, обитающим под землёй, иногда на дне озёр и рек[2]. Мамонт является главным мифологическим существом нижнего мира в сибирских мифологиях[3]. Согласно поверьям русских и эстонских крестьян мамонт является подземным животным, что близко к описанию Индрика в «Голубиной книге». Мамонт, как и Индрик, может быть представлен гибридным животным[2].
В литературе часто встречается утверждение, что на фольклорный образ Индрика повлияли находки ископаемых остатков мамонтов[4].
Название
В разных вариантах текста «Голубиной книги» имя зверя читается в разных формах: Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Варианты имени сводятся к двум: Индрик и Единорог. Замена названия Индрик на Единорог объясняется как звуковым сходством названий (Инрог и Индрик), так и одинаковым символическим значением зверей. Это смешение имеется уже в «физиологах»[5].
По одной из версий имя «Индрик» является искажённым названием единорога (варианты «Инорог», «Инрок»)[1].
По предположению В. Н. Топорова, слово «Индрик» отразила распространённое у народов Сибири название мамонта типа нен. jeaη (jarη) hora, «земли бык», откуда могли легко возникнуть формы типа jen-r-, *jindr-, *jindor-, близкие русским обозначениям Индрика; ср. также хантыйско-казымское название мамонта мув-хор, хант. мы-хор, мы-кар, манс. ма-хар, букв. «земли олень-самец»[2].
Также существует версия, что «Индрик» является искажением либо имени енудра, то есть выдры (др.-греч. ἐνύδριος, ἔνυδρις), либо еньдропа (др.-греч. ὓδρωψ), морского зверя, известного в славянских списках «Физиолога»[5].
В «азбуковниках» и «Голубиной книге»
Индрик наделялся свойствами других фантастических образов из средневековой книжной традиции — царя вод, противников змея и крокодила — «онудра» (выдры) и ихневмона, сказочной рыбы «еньдроп».
Индрия или Индрик упоминается в «азбуковниках», где он описан как зверёк, похожий на пса, живущий в реке Ниле и убивающий крокодила, что является смешением с ихневмоном[5].
По описанию «Голубиной книги» Индрик-зверь[2][6]:
Живёт зверь за Океаном-морем. А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью, он проходит все горы белокаменные, прочищает все ручьи и проточины, пропущает реки, кладязи студёные. Когда зверь рогом поворотится, словно облацы по поднебесью, вся мать-земля под ним всколыбается… все зверья земные к нему прикланятся, никому победы он не делает.
В разных списках «Голубиной книги» имеются различные элементы в описании Индрика, но во всех он именуется «всем зверям отец». Индрик ходит по подземелью, пропущает реки и кладязи, или обитает на Фавор-горе. Когда он поворотится, все звери ему поклоняются. Как вариант он живёт на Святой горе, ест и пьёт из Синего моря, обиды никому не делает. Либо он ходит рогом по подземелью, как солнце по поднебесью[5].
В фольклоре
В русском фольклоре Индрик выступает как подземный зверь, который «ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью». Он имеет черты хозяина водной стихии, источников и кладязей. Противник змея[1].
Известна былина уральских казаков «Индрик-зверь», записанная от охотника Ивана Чакрыгина. Персонаж этой былины воспринимался исполнителем не как фантастическое существо, а как обыкновенный зверь, хоть и довольно грозный. И. Н. Чакрыпин комментирует былину об Индрике-звере следующим образом: «Вот он какой, собака лютый Индрик-зверь! Сунься-ка на него — ожтесся, зуб скусишь. Побить такого зверя, касатик, не мутовку облизать»[7]. По мотивам былины у казаков существует песня «Не галичья стая подымалася…»[8].
В одной из былин Индрик-зверь упомянут в роли зверя Скимена (льва)[9][5].
Примечания
- Мифологический словарь, 1990, с. 244.
- Топоров В. Н. Мамонт // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
- Иванов В. В. Верх и низ // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
- Акимушкин И. И. Тропою легенд : Рассказы о единорогах и василисках. М. : Молодая гвардия, 1965. 288 с. Серия «Эврика».
- В. Ф. Миллер. Индрик, баснословный зверь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XIII (1894). — С. 170.
- Власова М. Энциклопедия русских суеверий. М. : Азбука, 2000. 669 с. С. 212.
- Щербанов Н. М. Песенный фольклор уральских казаков в записях И. И. Железнова // Фольклор Урала. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1977. Вып. 3: Народно-песенное творчество. С. 62— 69.
- Тихонравов Н. С. Русские былины старой и новой записи. М. : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1894. С. 67.
- Русские былины старой и новой записи. Отд. II. № 19.
Литература
- Мочульский, Василий Николаевич Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. — Варшава, 1887.
- Успенский М. Г. Там Где нас нет. — СПб. : 1999.
- Туфанова О. А. Символ «Инорога» во «Временнике» Ивана Тимофеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2008. — № 2 (32). — С. 118—128.
- Индрик // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2.
- Индрик-зверь / А. Ч. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 244. — ISBN 5-85270-032-0.