Ингварь Ингваревич

Ингварь Ингваревич, Ингвар Ингваревич, Ингварь Ингоревич[1], крестильное имя Козьма[2] (ум. до 1252) — рязанский князь, сын Ингваря Игоревича, известный только по некоторым поздним сказаниям.

Ингварь Ингваревич
1237 до 1252 (?)
Предшественник Юрий Ингваревич
Преемник Олег Ингваревич Красный

Смерть до 1252 (?)
Род Святославичи
Отец Ингварь Игоревич
Мать неизвестно
Дети нет

Большинство историков Ингваря Ингваревича или не признаёт, или отождествляет с его отцом.

Достоверность

Исследователи антропонимики указывают, что в системе имянаречения Рюриковичей сохранялся запрет на наречение ребёнка языческим именем в честь живого отца, то есть сын Ингвара мог получить имя «Ингвар» только в таком исключительном случае, если он был посмертным ребёнком, что делает его персону ещё более сомнительной, и считают его своеобразным «династическим фантомом»[3].

«Этот персонаж — а назвать его лицом историческим едва ли возможно — может служить своеобразным воплощением целого клубка текстологических, историографически и литературоведческих проблем, с которыми сталкивается исследователь, обращающийся к истории рязанского княжества в 30-е годы XIII века»[4].

Ингварь Ингваревич не фигурирует ни в одном из известных летописных сводов. О месте его княжения — до событий 1237 года и после них — в летописях не говорится. Не называются его дети. В родословиях рязанских князей XVI века такой князь отсутствует. Имя «Ингвар(ь)» упоминается в грамоте князя Олега Ивановича Рязанского (ок. 1371), при перечислении предков Олега, и речь идет, скорей всего, о его «отце» — Ингваре Игоревиче[5].

В позднем тексте «Повесть о Николе Заразском» упоминается не князь с дословным именем «Ингварь Ингваревич», а лишь обладатель созвучных имени и отчества (представленных в нескольких графических вариантах). Ф. Б. Успенский утверждает, что князь — тёзка своего отца — «в источниках вообще отсутствует и является целиком и полностью порождением историографии»[6]. «Ингвар(ь) Игоревич, — носитель имени, не вполне обычного для Рюриковичей, но отнюдь не тождественного его отчеству, — легко трансформируется в Ингваря Ингоревича, но лишь в историографической традиции его имя претерпевает еще одну трансформацию, окончательно превратившись в Ингваря Ингваревича»[7] (видимо, начиная с работы Д. И. Иловайского).

«Повесть о разорении Рязани Батыем» подтверждает предположение о путанице князя с его «отцом», поскольку его матерью называет мать именно Ингваря Игоревича — Агриппину (Аграфену) Ростиславну. Дополнительный довод к отождествлению — и «отец», и «сын» носят в крещении одно имя — «Козьма».

Биография

В «Повести о Николе Заразском» Ингвар(ь) Ингваревич/Ингоревич фигурирует в событиях, связанных с взятием в 1237 году Рязани Батыем.

Согласно Первой Новгородской летописи, в момент пришествия Батыя в Рязани сидит князь Юрий Игоревич — брат Ингваря Игоревича («дядя» Ингваря Ингваревича). Судя по всему, Ингварь в момент нападения в городе отсутствует. «При таком положении дел оказывается возможным условно отождествить князя Ингваря Ингоревича, персонажа поздней рязанской повести, с Ингварем Игоревичем, сыном Игоря Глебовича, который возвращается в разоренный татарами город и оплакивает своих родичей»[8].

Считается, что при нашествии Батыя на Рязанскую землю в 1237 году один из достоверных сыновей Ингваря Игоревича — Роман был послан князем рязанским Юрием Ингваревичем за помощью против татар во Владимир, а Ингварь вместе с боярином Евпатием Коловратом — в Чернигов, откуда вернулся уже после ухода татар к Москве. Другой достоверный сын Ингваря Игоревича — Олег Красный был взят в плен татарами, так что Ингварь остался единственным представителем рода князей рязанских (о Евстафии Константиновиче, князе-изгое, известия начинаются только с 1260 года, когда он был в Литве). («Повесть о разорении Рязани Батыем» упоминает о том, что Ингварь посадил в Пронске своего кузена Кира Михаила Всеволодовича, однако известно, что этот князь погиб ещё в 1217 году).

Первым делом князя было отыскать и предать земле тела убитых родственников и всех павших от меча татарского, очистить город от трупов, исправить и освятить храмы и пр. О борьбе с татарами он не мог и думать.

«В повести соединены по крайней мере три (а, возможно, и больше) временных среза рязанской истории. (…) Сюжетная функция персонажа, именуемого в рязанской повести Ингварем Ингваревичем / Ингоревичем, заключается прежде всего в том, что он волею обстоятельств оказывается за пределами Рязани и поэтому избегает гибели от руки татар. Приехав в Рязань, он обнаруживает следы побоища, произносит плач по своим родичам, хоронит их и воздвигает кресты над могилами Федора Юрьевича, его жены и сына. Описание оплакивания и похорон изобилует заведомо поздними элементами»[9].

Поздними вставками (не ранее последних лет XIV столетия) считаются плач Ингваря, рассказ об Евпатии Коловрате — спутнике Ингваря, и эпизод с рассечением на части Олега Красного и перенесением Ингварем этих останков из Пронска в Рязань[9]. История спасения и дальнейших поступков этого «литературного» Ингваря Ингваревича имеет много параллелей с историей спасения его «отца» во время резни в Исадах[10]. Для авторов рязанской повести могло быть не важно, был ли Ингвар Игоревич жив к 1237 году — он спокойно мог быть «перенесен» в данный временной пласт — как эти авторы уже перенесли в этот текст уже умерших к этому моменту его дядю Всеволода Пронского и кузена Кира Михаила[10].

Поскольку, согласно Лаврентьевской летописи, в 1252 году отпущенный после 14-летнего монгольского плена его брат/сын Олег Ингваревич оказался единственным на тот момент рязанским князем, можно предположить, что Ингвар скончался ранее этого времени. Потомства он не оставил.

Семья

Отец: Ингварь Игоревич (ум. 1235) — рязанский князь (1217—1235).

Братья:

  • Юрий (уб. 1237) — великий князь Рязанский
  • Роман (уб. 1238) — князь коломенский.
  • Олег Красный (ум. 1258) — великий князь рязанский.

Сестра:

Примечания

  1. В истории С. М. Соловьева — «Игорь Игоревич», у Карамзина — «Ингорь сын Ингварев», у Татищева — везде по-разному.
  2. Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем»
  3. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006. — 904 с. 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5. — С. 67
  4. Литвина… Там же. С. 286
  5. Литвина… Там же. С. 286-7
  6. Литвина… Там же. С 287
  7. Литвина… Там же. С. 294
  8. Литвина… Там же. С. 288-9
  9. Литвина… Там же. С. 292
  10. Литвина… С. 294

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.