Изобретение традиции

Изобретение традиций (англ. Invention of tradition) — модернистская историческая концепция, разработанная британским историком-марксистом Эриком Хобсбаумом. В одноимённой книге под редакцией Эрика Хобсбаума и Теренса Рейнджера, первое издание которой было выпущено в 1983 году, коллектив авторов рассматривает феномен и происхождение традиций. Основной идеей данной концепции является то, что многие традиции, которые кажутся старыми или претендующие на то, что они старые, часто оказываются совсем недавнего происхождения и нередко изобретёнными. Во многом концепция переплетается с концепцией Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества».

Килт и узор-шотландка являются наиболее известным примером «изобретенной традиции». Соответствующую статью о горской традиции Шотландии в сборнике под редакцией Хобсбаума и Рейнджера написал Хью Тревор-Ропер.

Обзор

Согласно определению Хобсбаума, «изобретенная традиции — это совокупность общественных практик ритуального или символического характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью её является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели — повторение». Последнее автоматически предполагает преемственность по времени. И действительно, всюду, где это возможно, такие практики стараются обосновать свою связь с подходящим историческом периодом.

Авторы четко разделяют понятия «традиция» и «обычаи». Отличительной чертой «традиций», в том числе и изобретенных, является их неизменность. Прошлое, на которое они ссылаются, налагает на людей фиксированные практики, включая практику повторения. «Обычай» же не может быть чем-то неизменным, потому что даже в традиционных обществах не может быть неизменной жизнь. Упадок «обычая» неизбежно меняет и «традицию», с которой он, как правило, тесно связан. Наглядно авторы иллюстрируют разницу следующим примером:

В суде «обычай» — это то, что судья делают, тогда как «традиция» — это парики, мантии и другие формальные принадлежности и ритмизованные действия, сопутствующие действию. Упадок «обычая» неизбежно меняет и «традицию» с которой он, как правило, тесно связан.

С целью рассмотрения самого термина «изобретенные традиции», автор оперируют примерами культурных явлений из Библии, мифов Шотландии, традиций колониальной Африки и традиций мировых религий. Концепция в своих идеях переплетается с концепцией Бенедикта Андерсона «воображаемые сообщества».

Хобсбаум также разграничивает понятия «традиции» и порядок или правило. По своей сути порядок и правило не обладают сколько-нибудь значительной ритуальной или символической функцией, хотя и могут её обрести случайным образом. Любое общественно значимое действие, которое надо выполнять снова и снова, предрасполагает к тому, чтобы из соображений удобства и эффективности был создан некий свод правил его выполнения и чтобы де-факто или де-юре он стал сводом правил формальных, обеспечивающих точную передачу необходимых навыков новым исполнителям.

Критика

Концепция считается спорной, поскольку она связана с довольно узким противопоставлением между подлинными, неизменными, но скорее только технически действующими обычаями и искусственно сконструированными традициями. Таким образом, она упускает вопрос о том, как много материального и идейного на самом деле переходит из прошлого в настоящее. Еще одно критическое замечание состоит в том, что современность, выделяется скорее оригинальностью утверждений, в частности изобретением инноваций, чем изобретением традиций. Они (традиции) и ранее были так же многочисленны и эффективны, как и сегодня, а значит, что объяснение концепции в целом еще не достаточно продуманно. Примечательно, что в настоящее время традиции приобретают все большее значение в контексте глобализации. Они становятся ресурсом построения этнических или религиозных ограниченных социальных групп, подтверждая общую концепцию Хобсбаума и Рейнджера. Изобретенные традиции используются, например, как термин, относящийся к явлениям политического ислама. При изучении культуры понятие «традиция» заменяется на «память», в качестве полной противоположности истории как субъекта критической, позитивистской историографии. Тем не менее, Хобсбаум отмечает, что именно историографические работы — должны гораздо тщательнее, чем ранее проверяться относительно влияния, которое они оказывают на общественность.

См. также

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.