Идигянь
Идигянь (тронное имя кит. упр. 牟羽可汗, пиньинь moyukehan, палл. Моюйкэхань, личное имя кит. упр. 移地健, пиньинь yidijian, палл. Идицзянь, титул Tngridä qut bulmïš el tutmïš alp külüg bilgä qaγan[1]) — каган уйгурского каганата с 759 года по 780 год. Известен войнами с Китаем династии Тан и Тибетской империей, а также обращением в манихейство.
Идигянь | |
---|---|
牟羽可汗 | |
3-й Уйгурский каган
|
|
759 — 780 | |
Предшественник | Моян-чур |
Преемник | Дуньмага |
|
|
Смерть |
780 Хара-Балгас |
Род | Яологэ |
Отец | Моян-чур |
Супруга |
Гуанцинь, дочь Пугу Хуайэня Чунвэй |
Отношение к религии | Тенгрианец. С 762 года Манихей |
Правление
После смерти отца, занял престол. Идигянь, связанный с Китаем браком с китайской княжной, живо интересовался положением дел в Тан. После обмена посольствами каган узнал, что положение Тан весьма ненадёжное, и отправил своих воинов в Китай с тем, чтобы участвовать в междоусобной войне.
Вступление в Китай 762—765
К 762 году каган, считал, что дом Тан уничтожен. Однако посланник от Тан Дай-цзуна привёз кагану указ как танскому вассалу. Идигянь выразил сомнение в правомерности такого указа, обратив внимание посланника на то, что центральная власть в империи ослабела, а многие земли заброшены и заросли травой. Казалось, что уйгурского войска хватит, чтобы покорить Китай. Каган демонстративно не отвечал императору и продолжал двигать войска вглубь Китая.
В Чанъани поначалу считали, что уйгуры в Китае располагают 100 000 солдат. Когда же чиновник Ио Цзымао встретил уйгуров у города Тайюань, то, угостив их командиров, выяснил, что строевого войска только 4000, ещё 10 000 слуг, и 40 000 лошадей. Идигянь с ханшей прибыл в войско и передал императору, что уйгуры в Китае всего лишь ловят мятежников. Вместе с тем, каган отверг три плана по нападению на мятежников, предпочтя остаться в Тайюане и снабжать армию из местных складов. Положение уйгуров осложнилось, когда они оказались стиснутыми императорскими войсками, с которыми по плану должны были соединиться для борьбы с мятежниками: видя заносчивое обращения Идигяня с китайскими князьями, танские воины возмущались и предлагали уничтожить уйгуров.
Узнав, что 20 ноября 762 года, императорские войска вернули Лоян и полностью подавили мятеж, каган послал поздравления и знамёна императору. Уйгуры ещё три месяца стояли лагерем к югу от Хуанхэ и причинили много вреда местным деревням. Вскоре уйгуры снялись с места и подошли к Тайюаню, где их встретил Пугу Хуайэнь, прославленный полководец и отец жены Идигяня. Уйгуры вынуждено покинули Китай. За время своего пребывания в Китае уйгуры, призванные сражаться с мятежниками, нанесли ущерба едва ли меньше, чем Ань Лушань и его союзники.
Манихейство
Война имела и ещё одно последствие, изменившие судьбу Уйгурского каганата. Кроме военных трофеев и пленных Идигянь привёз из Китая манихейских священников, которые ещё в Лояне обратили кагана в манихейство (762 год). В 763 году в Орда-былыке четыре манихейских монаха провозгласили учение Мани официальной религией каганата. В 768 году манихеи через кагана направили запрос китайскому императору с тем, чтобы открыть манихейские святилища на территории империи. Император не симпатизировал манихеям, однако был вынужден дать разрешение в 771 году.
Из трёхъязычной[2] "Карабалгасунской надписи" на стеле в её китайском варианте рассказывается о принятии каганом манихейства и призыва знати последовать за ним. Вероятно, знать не вняла этим призывам и после убийства Идигяня вернулась к прежним обычаям, а окончательно манихейство было закреплено при Кутлуге II[3].
Война с тибетцами 765—768
В 765 Пугу Хуайэнь[4] (en:Pugu Huai'en僕固懷恩) восстал против императора и призвал на помощь уйгур и тибетцев. Очень скоро Пугу Хуайэнь умер. Не желая упустить свой шанс, уйгуры начали тайные переговоры с генералом Го Цзыи (郭子儀, en:Guo Ziyi) о вступлении в Китай. Го Цзыи пошёл на провокацию и в одиночку, без оружия, приехал в лагерь уйгур и сказал им, что император отблагодарил их за помощь и теперь уйгурам не следует злоумышлять против Тан. Он также сказал, что не боится смерти от рук уйгур и знает, что в таком случае его ратники отомстят за него. Уйгурские старейшины испугались и поклялись, что не войдут в Китай, а напротив, нападут на тибетцев. Также они просили избавить от смерти сыновей Пугу Хуайэня, так как они родственники ханши.
Зимой 765 года Бай Юаньгуан (白元光) из авангарда шофанского гарнизана соединился с войсками уйгур. Началась метель и тибетцы закрылись в своём лагере. Воины незаметно проникли в лагерь и началась резня: 50 000 тибетцев погибло, 10 000 пленено, 5 000 китайских семей освобождено из плена, множество скота и добычи уйгуры захватили. Кроме того, император щедро наградил их старейшин, когда те прибыли в столицу.
Подготовка к войне с Тан 768—779
В 768 году скончалась ханша Гуанцинь (光親). Сио Хинь был послан с соболезнованиями. В 769 году Ли Хань отправился к кагану с Чунвэй — младшей дочерью Пугу, которую император удочерил. Теперь её отдавали в жёны кагану, с ней было приданое из 20 000 мотков шёлка.
Китай ещё не восстановился после войны, а уйгуры продолжали проникать на земли империи. Их шайки бродили по стране, не нападая в открытую, но увозили с собой девушек, крали коней и производили разные беспорядки. На рынках уйгуры требовали за лошадь 40 кусков шёлка. Император обещал уйгурам покупать у них лошадей, и те привезли на продажу 10 000 негодных животных, так что император, не желая их злить, заплатил непомерную цену в 240 000 кусков шёлка за 6000 порченых лошадей.
В 778 году уйгуры без предупреждения напали на Тайюань. Бао Фан был застигнут врасплох и потерял 10 000 человек. Гуаншен разбил их и выгнал из Китая. В 779 Тан Дэ-цзун вступил на престол и отправил посла с извещением о смерти Дай-цзуна, но каган принял его холодно. Посол выяснил, что старейшины подговаривают кагана к войне. Но хан Дульмага-тархан отговаривал кагана от войны, говоря, что в лучшем случае уйгуры добудут немного скота, а в худшем все погибнут в сражениях с танской армией. Каган не послушал его. Тогда Дульмага-тархан убил кагана и 2000 человек уйгурской знати. Вероятно, переворот был связан с борьбой важнейших аристократических родов против засилья правящего рода Яглакар[5]
Дульмага-тархан вступил на престол.
Примечания
- Принявший счастливый удел от Неба, державный, героический (~ отважный), прославленный, мудрый каган
- Тюркский, согдийский, китайский
- Хуа, 2008, с. 7.
- Он был уйгур по происхождению и не жалея ни себя ни родных сражался за Тан, но евнухи оклеветали его и Пугу решился на мятеж.
- Д. И. Тихонов. Хозяйство и общественный строй Уйгурского каганата X—XIV вв. «Наука», Москва-Ленинград, 1966. Стр. 27
Ссылки
- Michel Tardieu, Malcolm DeBevoise. Manichaeism. — University of Illinois Press, 2009. — 120 p. — ISBN 0252032780, 9780252032783.
- пер. Тугушева Л.Ю., комм. Хосроев А.Л. Хуастванифт (Манихейское покаяние в грехах). — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2008. — 300 экз. — ISBN 978-59818-7283-9.
- Кызласов Л.P. СЕВЕРНОЕ МАНИХЕЙСТВО И ЕГО РОЛЬ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ НАРОДОВ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ