Жалованная грамота Олега Рязанского

Жалованная грамота Олега Рязанского — подлинный, уникальный рукописный памятник древней русской деловой письменности и миниатюрной живописи XIV века.

Документ дошёл до наших дней в подлиннике и двух древних копиях 2-й половины XVII века[1]. Отмечается наличие и 3-й копии, которая, как «древняя» находилась в келье настоятеля Успенского Ольгова монастыря, что подтверждается в ходе осмотра монастырской библиотеки членами Рязанской учёной архивной комиссии в 1898 году[2][3].

Впервые документальная запись о ветхой жалованной вотчинной грамоты данной великим князем Олегом Рязанским монастырю, упомянуто в описи Савво-Сторожевского монастыря 1676 года, к которому по царскому указу Алексея Михайловича был приписан Ольгов монастырь в 1651 году.

История

Великий князь рязанский Олег Иванович пожаловал Ольгову монастырю (Успения Богородицы) село Арестовское с подтверждением права на владение погостами, землями и другими угодьями, данные обители от его предков и рязанских бояр. Документ написан двумя писцами. В современной историографии имеется три точки зрения о времени написания грамоты: Д. И. Иловайский, Д. В. Цветаев, Б. А. Романов и Л. В. Черепнин оперируют датой — 1371 год и дописана в 1372 году, А. Ю. Дворниченко — 1355/1356 год, Я. И. Бередников — 1356—1387 годами.

Документ находился в коллекции Грамот коллегии экономии, сформированный из документов архивов Синода, архиерейских домов, монастырей и церквей, чьи земли подверглись в 1760-е годы секуляризации. После ликвидации коллегии в 1786 году, документ поступил в Государственный архив старых дел, слитый в 1852 году с другими архивами в Московский архив Министерства юстиции, в составе которого поступила в РГАДА. Грамота хранилась в архиве Ольгова Рязанского монастыря.

В 1912 году подлинник грамоты показан художнику В. М. Васнецову, который впоследствии написал: «Все интересующиеся памятниками древней письменности будут, без всякого сомнения, только признательны и благодарны издателям такого редкого исторического документа, так прекрасно воспроизведённого».

Значение грамоты

Жалованная грамота является документом первостепенного исторического значения для истории Рязанского княжества. Дарованная монастырю грамота свидетельствует о первоначальной истории монастыря, восходящей к до монгольским временам, от которого уцелело мало и самих монастырей. Содержит в себе богатый материал не только по истории, но и благодаря внешнему облику и миниатюрам — живописному искусству. По внешнему облику, другой грамоты, из периода древней Руси пока неизвестно. В украшающем её Деисусе и миниатюрах сохранились рисунок и его краски в подлинном виде, без всяких поправок и подновлений, чего нельзя сказать о значительном большинстве произведений древне-русского искусства XIV века. В грамоте отмечены географические названия пяти погостов, городов рязанского княжества и их древнее написание, а изыскания об их местонахождении дополнительно определяют древние границы Рязанского княжества. Приводятся ряд промыслов в рязанской земле. Указаны численность семей в дареных селениях, приобретение некоторых сёл у Муромских князей, стоимость покупок. В ней указываются на более ранние княжеские жалованные грамоты, из поры до татарского нашествия, которые послужили основою и образцом для написания документа. Обрисовывается личность дарителя и начальная судьба монастыря, его местоположение, упоминаемых древних вотчин, к дате её написания. Грамота свидетельствует о написании букв в древнем русском письме и некоторых особенностях русского языка.

Проясняет имя отца великого князя Олега Ивановича — Ивана Александровича, в исторической науке считали его сыном Ивана Ивановича Коротопол. В грамоте упомянуты численность, имена и отчества бояр, должности окольничего и чашника, контура родовой-служебной лестницы в коей упоминаются княжеские чиновники волостели, даньщики и ямщики. В грамоте находятся упоминания различного вида пошлин, монетной единицы.

Миниатюры грамоты

Изображения на грамоте повреждено временем и условиями хранения, но не подновлялось и дошло до нас в подлиннике. Миниатюры и художественные иллюстрации являются богатыми по своему содержанию. Живопись не без сходства с живописью в Святославском изборнике 1073 года и составляют одно целое, где Спаситель — средоточие Всего, Божия Матерь и Иоанн Предтеча и за ним архангелы Михаил и Гавриил предстательствуют, ходатайствуют перед Спасителем. Изображённый «Деисус» распространённое в церковной живописи изображение. К нему присоединены: слева апостол Иаков, с книгою в руке, а справа — игумен жалованного монастыря Арсений коленопреклонённо возносит благодарственное моление, а изображение Арсения имеет портретный характер. Арсений являлся духовным отцом князя Олега Ивановича, который предоставил ему пожизненное игуменство в монастыре. Апостол Иаков изображён потому, что его имя в грамоте служит подтверждением, что великий князь Олег Иванович по крещению имел имя Иаков и он являлся небесным покровителем князя.

По наблюдения В. М. Васнецова, заголовок (иконное изображение) над текстом грамоты «под очевидным ещё влиянием греческих изографов».

Последняя реставрация документа произведена в 1983―1984 годах в Гос­НИ­ИР, иссле­до­ва­ние кра­соч­но­го слоя не про­во­ди­лось.

Критика

Архаичное, древнее написание грамоты в её терминологии представляет особые трудности в толковании и вызывает объяснения, очень не сходных между собой. Очень ярка разница в письме рязанской грамоте великого князя Олега Ивановича и в письме московских грамот его современника великого князя Дмитрия Донского. Б. А. Романов утверждал, что указанные в грамоте погосты находились вне Рязанского княжества и количество семей выглядит фантастическими, с чем категорически не согласился А. Ю. Дворниченко.

Примечания

  1. РГАДА. Ф. 281. Оп. 15. № 9821.
  2. Архимандрит Макарий. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М. 1863 г. стр. 295.
  3. Труды Рязанской учёной архивной комиссии. 1898 г. Рязань. 1898 г. Т. 13. Вып. 1. Стр. XLIX.

Литература

  • Д. В. Цветаев. Акад. А. И. Соболевский. Сборник Московского архива Министерства юстиции. Изд. Скоропечатни А. А. Левенсон. Т.1. Ч. 1. М. 1913 г.
  • П. А. Муханов. Сбор­ник Муха­но­ва. М.1836 г. № 116. стр. 194—195//Изд. 2-е доп. СПб. 1866. стр. 194—195.
  • Я. И. Бердников. О древней грамоте князя рязанского Олега Иоановича Ольгову монастырю.// ЖМНП. 1837 г. № 7. стр. 134—138.
  • Д. В. Цветаев. Великий князь Олег Рязанский и его жалованная грамота Ольгову монастырю.//Журнал Министерства юстиции. 1912 г. № 10. стр. 86-113.
  • Акты исто­ри­че­ские, собран­ные и издан­ные Архео­гра­фи­че­ской комис­си­ей. СПб., 1841. Т. 1. № 2. Важ­ным эта­пом в деле изу­че­ния памят­ни­ка ста­ла под­го­тов­ка спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го архео­гра­фи­че­ско­го изда­ния, посвя­щен­но­го «само­му древ­не­му под­лин­но­му ману­скрип­ту в Архи­ве» Мини­стер­ства юсти­ции, кото­рое было снаб­же­но обшир­ны­ми исто­ри­че­ски­ми и биб­лио­гра­фи­че­ски­ми ком­мен­та­ри­я­ми. (Д. В. Цве­та­ев одним из пер­вых пред­ло­жил дати­ро­вать памят­ник 1372 г.)
  • Б. А. Рома­нов. Эле­мен­ты леген­ды в жало­ван­ной гра­мо­те вел. кн. Оле­га Ива­но­ви­ча Рязан­ско­го Оль­го­ву мона­сты­рю // Про­бле­мы источ­ни­ко­ве­де­ния. М.; Л., 1940. Вып. 3. С. 205―224.
  • А. Ю. Дворниченко. О жалованной грамоте Олега Ивановича Ольгову монастырю.//Средневековая и новая Россия: Сбор. Науч. Стат. К 60-летию И. Ю. Фроянова. СПб. 1996 г. стр. 296—306.
  • А. И. Цепков. Слово в защиту игумена Арсения, или новые данные о подлинности древнейшей рязанской грамоты.//Славянские хроники. СПб. 1996 г. стр. 183—191.
  • М. В. Сёмина. Грамота Олега Рязанского: лицевой список 2-й половины XVII века.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009 г. № 3. стр. 103—104.
  • Тезисы докладов участников V Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». стр. 103—104.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М. № 3. 2009 г.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.