Елецкое княжество

Елецкое княжество — в конце XIV века удельное княжество, а в начале XV века самостоятельное (земля) со столицей в Ельце. Под 1389 годом впервые упомянут елецкий князь Юрий, в 1395 году княжество подверглось нашествию Тамерлана, в 1414 году город уничтожен татарами. В 1483 году территория вошла в состав Великого княжества московского.

княжество
Елецкое княжество

Елец в 1389 году
Столица Елец

История

Карта Чернигово-Северских земель в XV веке из книги Стефана Кучинского «Чернигово-Северские земли в составе Литвы», изданной в Варшаве в 1936 году

Территория Елецкого княжества последовательно пребывала в составе Черниговского княжества до выделения из него Рязанского (1129), в дальнейшем вопрос территориальной принадлежности спорен (либо Посемье в составе Новгород-Северского, а в начале XIV века Киевского княжества, либо Рязанское княжество).

Письменные исторические источники не знают Елецкого княжества до второй половины XIV века. Хотя елецкие краеведы XIX века (например, Н. Ридингер «Материалы к истории и статистике Елецкого уезда») склонны были начинать отсчет времени его существования с середины XII века или ранее. Это мнение основывается на информации Никоновской летописи, упоминающей под 1146 годом о приезде в Киев «с Ельца» представителя Рязанского княжеского дома князя Андрея Ростиславича.

О значительных пределах Елецкого княжества ещё домонгольского периода даёт представление и, приводимая В. П. Горловым и А. В. Новосельцевым, запись «Пискарёвского летописца» за 1584 год: «Того же году великий государь и великий князь Фёдор Иванович всея Руси… приказывает боярину своему и слуге и конюшему Борису Фёдоровичу Годунову да дьяку ближнему своему Андрею Щелканову городы ставить на поле и Сивере, и к Астрахани, которые за много лет запустеша от безбожных агорян и от междуусобныя брани: Елецких князей вотчина Ливны, Койса, Оскол, Валуйка, Белгария, Самара, Кромы, Монастырёв и иныя многия польския и северския»[1].

В период Рязанского княжества граница Елецкого удела с Пронским проходила по реке Красивая Меча либо по водоразделу этой реки с рекой Проней. Западная и северо-западная граница Елецкой земли, по-видимому, когда-то соседствовала с Новосильским княжеством[2]. Южная граница Елецкого удела довольно часто менялась, но ещё до половецкого и татаро-монгольского разорения южных и причерноморских пределов исторической России, превративших их в «Дикое поле» (которое на долгие века стало степным коридором кочевников на пути из Азии в Европу), она проходила по естественным границам Среднерусской возвышенности, до сего дня чётко отделяющих Елецкую землю от древнего Тмутараканского удела Мстислава Храброго и княжества Курского, а ещё ранее и от территорий, контролируемых хазарами, а затем печенегами и половцами.

В XIV веке территория Елецкого княжества охватывала весь бассейн реки Быстрой Сосны, от верховья, непосредственно примыкавшего к верховью реки Оки, до устья, при впадении Быстрой Сосны в Дон, на западе гранича «с землёй Черниговского княжества, захваченного литовцами[3]. Позднее, западная граница Елецкой земли устоялась, вероятно, по западным границам округи городов Ливны, Новосиль и земель позднейшего Ефремова, охватывая их уделами всю юго-восточную оконечность Среднерусской возвышенности до её понижения к западу, доходя, таким образом, до начала Орловской равнинной лесостепи. Во второй половине XIV века» на юге территория Рязанского княжества, в составе которого и был Елец со своим уделом, доходила до реки Вороны[4].

Во 2-й половине XIV в., когда удельный князь козельский Иван Титович разделил свою «отчину» между сыновьями, младший сын Фёдор получил в управление Елец с волостью и стал родоначальником князей Елецких.

«Сказание о Мамаевом побоище» упоминает Елецкого князя Федора в числе воевод общерусского войска сражавшегося на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. По другим данным родители Федора Ивановича, Иван Титович Козельский и Агриппина Олеговна Рязанская, поженились только в 1377 году, а значит их сын Федор не мог быть участником этого знаменитого сражения, поскольку в действительности мог лишь едва родиться в это время.

Первое достоверное известие о Ельце, наличии в нём князя, а значит и княжества дошло до нас в дневниковых записях Игнатия Смолянина, сопровождавшего митрополита Пимена в Константинополь в 1389 году. 9 мая, пройдя устье реки Воронеж, караван митрополита встретил елецкого князя Юрия «с боярами и людьми многими». Отчество князя не упоминается, а положение первого елецкого князя с таким именем в традиционной родословной елецких князей не согласуется с примерным временем рождения основателя династии Федора Ивановича. В пространной редакции «Хождения митрополита Пимена в Царьград», вошедшей в Никоновскую летопись, содержится также информация о том, что князь Юрий встречал митрополита по приказу Олега Рязанского. Летопись же создавалась под руководством митрополита Даниила, по происхождению рязанца, чем могут объясняться попадание в неё сведений о поездке Андрея Ростиславича и о приказе Олега Рязанского.

По версии Лаптёнкова В. В., Елецкое княжество относилось к Великому княжеству Литовскому в конце XIV века. Исследователь приводит в обоснование этого следующие аргументы:

  • Елец не упоминается в московско-рязанских договорах;
  • Новосильский князь в то время переехал из Новосиля в расположенный севернее Одоев из-за татарских набегов, а дробление Новосильского княжества началось позже.
  • В «Списке русских городов дальних и ближних» Курск и Коршев на Сосне отнесены не к залесским городам, а к киевским, находящимся под властью Литвы с 1362 года;
  • М. Стрыйковский писал, что в 1362 году Ольгерд прогнал татар за Дон, а Елец находится на его западном берегу.

Наиболее значительным событием в истории Елецкого княжества было нашествие Тимура Тамерлана в 1395 году. Об этом событии и в связи с ним о Ельце упоминают практически все русские летописи этого времени. Примечательно, что Елецкое княжество в этих рассказах однозначно и недвусмысленно именуется «землей». Армия азиатского завоевателя «землю Елечскую поплени». Термин «земля» в русских летописях означал независимое государство, а не удел или вассальное княжество. Иначе говоря, надо полагать, что Елецкая земля на 1395 год не входила ни в состав Русских земель, ни в великое княжество Литовское или Рязанское, ни в земли Золотой Орды. Ни в одном из летописных рассказов князь елецкий не назван по имени, о нём говорится лишь, что он был взят в плен. Причина пленения не известна, поскольку о сопротивлении елецкого князя захватчикам также не говорится ни слова. Армия Тамерлана две недели стояла на елецких землях, а затем никем не гонимая ушла на юг. Это событие было приписано заступничеству иконы Владимирской Божией Матери и стало источником для позднейших многочисленных местных и общерусских легенд. Определенно можно сказать, что после 1395 года Елец просуществовал ещё около 20 лет, а это значит, что он не был разорен армией Тамерлана совершенно.

Около 1408 года елецкие земли вновь подверглись разорению. В окрестностях Ельца на сегодняшний день найдено три клада датируемых этим годом. Известно, что в 1408 году на Москву ходил хан Едыгей. Возможно, выше упомянутое разорение было связано с этим походом.

Верховские княжества в московско-литовском приграничье

Русские летописи последний раз упоминают Елец XV века между 1414 и 1415 гг. Около этого времени Елец подвергся нападению неких татар, которые убили елецкого князя (имя опять не упоминается) и разорили город. Оставшиеся в живых ельчане прибежали в Рязань. С этих пор окончательно разоренные и сильно опустевшие елецкие земли видимо отошли к Рязанскому великому княжеству, а затем в результате московско-рязанского договора 1483 года были переданы московскому князю Ивану Васильевичу III Великому. Показательно, что в договоре речь идет не о городе, а о елецких землях. Самого города после 1414—1415 гг., видимо уже не существовало. По крайней мере, русские летописи не упоминают о нём больше как о существующем городе.

Елецкая земля попала под влияние Московского государства в 1483 году, когда князья Елецкие стали служилыми у московских государей[5].

Границы территории, первоначально именуемой «Елецкая», расширяются на юг, юго-восток и восток, вновь доходя на юге до реки Оскол и устья Воронежа, а на востоке до будущих Козлова и Тамбова.

В 1592 году царь Федор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного) отдал приказ о строительстве крепости на месте старого Ельца и сюда были переведены служилые люди из московских и присоединенных северских земель.

Примечания

  1. Горлов В. П. Новосельцев А. В. 400 лет новому Ельцу // Елецкая быль. Выпуск первый. Краеведческий сборник. — Липецк, 1994
  2. Краснова Т. В. Древнерусская топонимия Елецкой земли: Монография. — Елец, 2004
  3. Воропаев Р. Н., Палабугин В. К. Очерки истории Елецкой земли. Воронеж, 1985. — С. 6
  4. Милонов Н. П. Историко-археологические исследования в Рязанской области за 30 лет (1917—1947 гг.) // Рязанский государственный педагогический институт. Учёные записки. Выпуск VI. — Рязань, 1948. — С. 36
  5. Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004; Семёнов В. П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. СПб., 1902. Т. II. — С. 576

Литература

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 1. — С. 398.
  • Лаптёнков В. В. Елецкие древности / М-во общ. и проф. образования РФ. Воронеж. гос. пед. ун-т. — Воронеж, 1998. — 62, [1] с. — ISBN 5-88519-147-6.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.