Дюденева рать

Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень), брата хана Токты, на Северо-Восточную Русь в 1293 году (лето-осень), в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.

Согласно летописи, в походе на стороне ордынцев приняли участие князь Андрей Александрович Городецкий и великий князь Смоленский, Ярославский Фёдор Ростиславич Ярославский.[1], князья Константин Борисович Углицкий, Михаил Глебович Белозерский.

Против ордынцев выступили великий князь Владимирский, Новгородский и Переславский Дмитрий Александрович, Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославович Тверской, Святослав Глебович Можайский, князь Псковский Довмонт и другие князья.

Причины

По одной из версий, поход был вызван борьбой за великокняжеский престол между великим князем владимирским Дмитрием Александровичем и его братом князем городецким Андреем Александровичем, который и привлёк ордынцев на свою сторону. По другой версии, княжеские распри были лишь поводом для длительной военной экспедиции в русские земли, а основной целью было стремлением ордынского хана Тохты упрочить свою власть, снизить влияние Ногая.[2]

Из новгородской летописи:[3]

В лѣто 6801 [1293]. … Того же лѣта би чоломъ Андрѣи князь цесареви съ иными князи на Дмитриа князя с жалобами, и отпусти цесарь брата своего Дуденя съ множеством рати на Дмитриа. О, много бяше пакости крестияномъ безвинныя городы поимаша: Володимерь, Москву, Дмитровъ, Волокъ и иныи грады, положиша всю землю пусту; а Дмитрии во Пьсковъ вбѣжа. Новгородци же Сменомъ Климовичемъ дары послаша цесарю Дюденю на Волокъ: «воспяти рать с Волока»; а по Андрѣя послаша с поклономъ. Андрѣи князь рать въспяти, а самъ поиха в Новъгород и сѣде на столѣ, в недѣлю сыропустную.

Хронология

Реконструкция движение Дюденевой рати[2]:

  • переход через Самарский перевоз;
  • взятие Мурома (вероятно, прямого указания в летописях нет);
  • взятие Суздаля;
  • взятие Владимира, Юрьева и Переяславля (центр древней Ростово-Суздальской земли, исторически её наиболее плодородная и богатая часть);
  • устройство центральной базы войск в Переславле;
  • взятие Углича частью сил;
  • нападение на Ростов и Ярославль (под сомнением, прямого указания в летописях нет);
  • взятие Москвы;
  • взятие Коломны (вероятно, отдельным отрядом);
  • взятие Серпухова, Клина, Звенигорода (вероятно, прямого указания в летописях нет);
  • взятие Можайска и Волока;
  • получение даров от новгородцев в Волоке, отказ от похода на Тверь;
  • возвращение в Переславль, откуда рать «поидоша въ свояси»

Нашествие вызвало большой приток беженцев в Тверь, город готовился к обороне, что, по мнению летописцев, заставило Дюденя и князя Андрея Александровича воздержаться от похода на Тверь.[4][5].

Последствия

Всего в летописях говорится о разгроме 14 городов, но поимённо перечислены лишь 11 (Муром, Коломна. Москва, Можайск, Дмитров, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Углич, Волок Ламский, их волостей и сельской округи). Столько же городов было разорено во Владимиро-Суздальском княжестве в феврале 1238 года во время Батыева нашествия. Летописи единодушно описывают последствия похода 1293 года как тяжёлые: «много зла бысть на Руси», «много пакости учиниша християнам» и «всю землю пусту сътвориша». Изгнан с великокняжеского стола великий князь Владимирский и Новгородский Дмитрий Александрович, который бежал во Псков. Новгородцы отказали в поддержке Дмитрию Александровичу, арестовав его казну, бояр и членов семьи в Ладоге[6]. Историки называют нашествие самым значительным погромом Северо-Восточной Руси после Батыя[2].

Нашествие усилило отток населения из центральных княжеств, переселение в районы Ярославского Поволжья, Москвы, Твери, реки Шексны и другие «окраинные» земли[4].

Сельские жители Владимирской губернии вспоминали последствия нашествия ещё в XIX веке.[7]

В культуре

Дюденева рать изображена в романе Дмитрия Балашова «Младший сын» из цикла «Государи Московские».

Примечания

  1. Русские летописи о белозерских князьях и крае (до XV века)
  2. Вадим Леонидович Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М., «Наука» 1985. Глава пятая: Военно-политическая география Золотой Орды, основываясь на Симеоновской летописи
  3. Новгородская летопись
  4. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. М., 1984. со ссылкой на ПСРЛ, т.18, с.78-83
  5. Подготовку Твери к обороне описывает также Воскресенская летопись
  6. “Русско-ордынские конфликты XIII-XV веков”. Ю.В. Селезнев (1939-1984). Отв.ред. док.ист.наук  А.В. Кузьмин. 2-изд. Исправленное. М. Квадрига. 2014г. Таблица №29. стр. 58-59.
  7. Перевезенцев С. В. «Кошель на царстве» // Вогруг света № 3(2870) март 2013
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.