Дубовицкая, Надежда Александровна

Надежда Александровна Дубовицкая (12 апреля 1817 года, Москва27 декабря 1893 года, Москва) — русский живописец-пейзажист.

Надежда Александровна Дубовицкая
Дата рождения 12 апреля 1817(1817-04-12)
Место рождения Москва
Дата смерти 27 декабря 1893(1893-12-27) (76 лет)
Место смерти Москва
Страна  Российская империя
Жанр пейзаж
Стиль академизм, романтизм
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родилась в Москве 12 апреля 1817 года в особняке Христиана Ивановича Адамса, у которого нанимали дом её родители. Происходила из старинной дворянской фамилии Рязанской губернии, дочь основателя секты «Истинных внутренних поклонников Христа» Александра Петровича Дубовицкого (1782—1848) и Марии Ивановны Озеровой (?—1821). Брат — выдающийся русский хирург Императорской медико-хирургической академии Пётр Дубовицкий. Сестра — Софья (жена C.В. Мерхелевич). Крещена в церкви Космы и Дамиана в Кадашах[1].

Дома девочку называли Наденькой и никак иначе, сама же она любила именовать себя Esperanse`ой, в будущем этим именем она подписывала свои полотна[1]. Специального художественного образования Дубовицкая не получила. Предполагается, что интерес к творчеству у неё пробудился не без участия В. Л. Боровиковского: кисти художника принадлежит ряд портретов семьи Дубовицких, с которыми он был знаком[2], сам же он состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства», к которому примыкал и А. П. Дубовицкий[3].

В 1821 году мать Наденьки умерла, а отец полностью погрузился в религию. Основал секту «Истинных внутренних поклонников Христа» или духовных скопцов и начал самостоятельную миссионерскую деятельность в сёлах. За сектантскую деятельность Александра Петровича Дубовицкого отправили в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь, длившуюся два года. Старшие дети Пётр и Надя последовали за ним и жили в Кириллове вместе с гувернанткой Е. А. Герсон, которая давала воспитание в духе учения их отца[1]. В 1827—1829 годы Дубовицкие жили почти на окраине Петербурге, на Васильевском острове в доме Михайлова (24-я линия)[4]. Здесь детей окружали гувернёры, также разделяющие религиозные верования Дубовицкого. Именно в эти годы Надежда начала обучаться основам художественного мастерства. Азы рисования ей преподавал гувернёр брата, живописец Александр Павлович Будон — уроженец Либавы, поручик полка Барклая-де-Толли, в 1817 году вышедший в отставку и занявшийся рисованием портретов[5][1].

В 1829 году Дубовицкие обосновались в Москве в особняке на Шаболовке, где Александр Петрович возобновил деятельность секты[4].

Дом этот, при осьми разных строениях, был расположен между цветником на улице Шаболовке и садом, занимающим пространство до самой Серпуховской заставы. Он постоянно надстраивался, пристраивался, и Дубовицкий рассказывал всем, что купил его близ Донского монастыря потому, что в нём погребена его жена[6].

Надежда вместе с сестрой Софьей продолжала получать домашнее образование, изучала латинский и древнееврейский языки и фельдшерско-акушерское дело[5].

В 1833 году последовал второй арест отца. Дубовицкого сослали на поселение в Соловецкий монастырь, затем перевели в Санаксарский монастырь. Дальнейшая жизнь его представляла скитания по монастырям[4][7].

Портрет А. П. Дубовицкого,
отца художницы.
Боровиковский В. Л., ГТГ. 1816—1821

Во второй половине 1830-х годов Надежда брала уроки у известного пейзажиста, академика ИАХ Максима Воробьёва. Много времени уделяла копированию картин в Эрмитаже. Участвовала в нескольких выставках произведений Императорской Академии художеств: в 1842 году с картиной «Горы Монблан, с дороги из Женевы в Шамуни подле города Мартино»[8], а в 1846 году с картиной «Водопад», которая была приобретена Ф. И. Прянишниковым и передана им в Румянцевский музей.

Надежда Александровна часто путешествовала по Европе, посещала Прагу, Париж, Дрезден, Мюнхен, Рим, Флоренцию, Вену, Гавр и другие города. Бывала наездами у бабушки, Надежды Ивановны (1754—1850), а затем у брата Петра в родовом имении Дубовицких — усадьбе Стенькино, где много творила.

Известны её пейзажи «Вид на город за рекой» (1840-е гг.), «В море» (1842), «Буря на море» (1840-е гг.), «Вид в Сарове», «Водопад в Италии» (1842), «Вид Неаполя с новой дороги Позилинской», «Вид при выходе из Ливорнского порта», «Вид острова Эльбы», «Город у моря», «В усадьбе. Прачки», «Жатва», «Вид на город за рекой». Работала и как портретист, копируя картины классиков или создавая портреты членов семьи: «Кумская сивилла» (копия с картины А. Ф. Шопена)[5], «С. А. Дубовицкая с арфой», «Портрет П. А. Дубовицкого», «А. П. Дубовицкий в заточении». Большая часть наследия Н. А. Дубовицкой находится в собрании Рязанского областного художественного музея имени И. П. Пожалостина[9][10].

Во 2-й половине 1850-х годов бросила занятия живописью и посвятила себя продолжению духовного дела отца. Являлась членом религиозной секты «Истинные внутренние поклонники Христа»[1]. Семьи и детей у художницы не было.

После смерти брата, Петра Дубовицкого Надежда вместе с сестрой Софьей являлись его душеприказчицами — они предоставили в Министерство народного просвещения капитал в шесть тысяч рублей серебром, приносящий каждый год 325 рублей процентов, на открытие в Казанском Университете на медицинском факультете стипендии тайного советника Дубовицкого, и вместе с тем просили

согласно желанию покойного их брата, о распространении на Казанский Университет, независимо от Высочайше утвержденных 24-го февраля 1853 года оснований для учреждения сих стипендий, того же порядка в обращении с денежными бумагами, какой установлен для Медико-Хирургической Академии дополнительными правилами к положению о стипендии тайного советника Дубовицкого, Высочайше утвержденными в 6-й день января 1868 года[11].

Эта просьба была удовлетворена.

Умерла 27 декабря 1893 года в Москве (?). Похоронена на старом кладбище Донского монастыря рядом с родителями и братом[1][12].

Внешние видеофайлы


Примечания

  1. Крупин, Е. Н. Дубовицкая Надежда Александровна // Крупин Е. Н. Рязанский родословец / Е. Н. Крупин. Рязань: Новое время, 1996. — Вып. 3 : Род дворян Дубовицких. С. 102—106.
  2. Преснова Н. Усадебный Боровиковский // Наше наследие. 2010. № 93—94.
  3. Дубровин Н. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий (окончание) // Русская старина. 1896. Февраль. С. 225—263.
  4. Дубровин Н. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина. 1896. Январь. С. 5—51.
  5. Насельники рязанских усадеб: документально-художественное издание / сост. И. Красногорская. — Рязань: Ситников, 2007.
  6. Эткинд А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. — М.: ArsisBooks, 2015.
  7. Соловьёва Н. Усадьба Дубовицких-Мерхелевичей // Медиа-Рязань.
  8. Каменский П. П. Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. и примеч. Н. С. Беляев; БАН. — СПб.: БАН, 2017. С. 168.
  9. Галкина А. Художественные сокровища Рязани // Наше наследие. 2007. № 82.
  10. Работы Н. А. Дубовицкой на сайте Госкаталог МФ РФ
  11. Журнал Министерства народного просвещения. 1869. Март.
  12. Артамонов М. Д. Московский некрополь. М.: Столица, 1995. C. 285.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.