Днепропетровские маньяки

Днепропетровские маньяки — украинская банда, ответственная за череду убийств и ограблений в июне и июле 2007 года в городе Днепропетровске. Группа состояла из трёх человек: Виктор Игоревич Саенко (укр. Віктор Ігорович Саєнко, род. 6 мая 1988 года), Игорь Владимирович Супрунюк (укр. Ігор Володимирович Супрунюк, род. 21 апреля 1988 года)[1] и Александр Александрович Ганжа (укр. Олександр Олександрович Ганжа, род. 16 февраля 1988 года).

Днепропетровские маньяки

Саенко и Супрунюк
Имя при рождении Виктор Игоревич Саенко
Игорь Владимирович Супрунюк
Александр Александрович Ганжа (соучастник в двух разбоях)
Прозвище

«Днепропетровские маньяки» «Отморозки»

«Мажоры-убийцы»
Дата рождения Саенко — 6 мая 1988 (33 года)
Супрунюк — 21 апреля 1988 (33 года)
Ганжа — 16 февраля 1988 (34 года)
Место рождения Днепропетровск, Днепропетровская область, УССР,  СССР
Гражданство  Украина
Национальность Украинцы
Убийства
Количество жертв 21
Количество выживших 1
Период июнь-июль 2007 года.
Основной регион Днепропетровск
Способ Удар тупым металическим предметом, удар ножом, удушение.
Оружие Молоток, швейцарский нож, верёвка, арматура, бита, киянка.
Мотив Получение удовольствия от совершения убийства, садизм, корыстный.
Дата ареста Июль 2007
Наказание Саенко — пожизненное лишение свободы
Супрунюк — пожизненное лишение свободы
Ганжа — 9 лет лишения свободы

В 2009 году суд приговорил Саенко и Супрунюка к пожизненному заключению, Ганжа получил 9 лет.

История

Виктор Саенко, Игорь Супрунюк и Александр Ганжа учились в одном классе и дружили с детства. По неофициальной информации отец Виктора Игорь Саенко работал в прокуратуре. Мать Супрунюка – высокопоставленный чиновник, а отец Владимир Супрунюк – бывший пилот. У родителей Виктора и Игоря были дорогие адвокаты, которые впоследствии защищали их во время следствия. В ходе следствия после ареста парней выяснилось, что первые преступления Саенко и Супрунюк совершали в 2003–2004 годах, когда им было по 15–16 лет. Это были кражи, грабежи, пытки и убийства бездомных кошек и собак, вооружённые разбойные нападения с использованием холодного оружия. Преступники избивали потерпевших арматурами и металлическими трубами, но впоследствии Супрунюк решил, что они не эффективны, поскольку жертвы иногда оказывали сопротивление. Тогда они стали использовать молотки и кувалды. По версии следствия Александр Ганжа участвовал в двух разбойных нападениях. В 8 классе один из будущих маньяков избил ребёнка. За пару лет до убийств они с группой ровесников жестоко расправились с двумя подростками, фактически изуродовав им лица на всю жизнь. Саенко и Супрунюк мучили бездомных кошек и собак, снимали пытки и убийства на видео, фотографировались на фоне мёртвых животных. Так продолжалось полтора года перед серией убийств. Многие соседи видели, как Супрунюк давил на своём автомобиле, подаренном родителями, собак и кошек. Несмотря на то, что все это видели, никто не жаловался в милицию.

Весной 2007 года милиция проводила проверку в заброшенном здании, где по их информации находился наркопритон. Там они нашли коробки с отрезанными лапами и хвостами, а на стене был распят французский пудель.

По воспоминаниям друзей Саенко и Супрунюк часто говорили о своих намерениях убить 40 человек, чтобы стать киллерами. А Супрунюк кичился тем, что родился в один день с Адольфом Гитлером. Впоследствии Супрунюк сделал фотографию на фоне могилы одной из убитых им жертв и с помощью крови убитого животного сделал себе усы. По оценкам следователей Саенко и Супрунюк перешли от живодёрства к убийствам людей из-за чувства безнаказанности.

Убийства

От пыток животных, на определенном этапе, преступники переключились на нападения на людей. Убийцы предпочитали нападать на людей послабее — женщин, детей, пенсионеров, инвалидов или пьяных. Все убийства преступников проходили по одинаковому сценарию — нападение совершалось неожиданно, без всяких причин, во время которого жертве разбивали голову молотком или другим тяжёлым и острым предметом — чаще арматурой[2]. Большинство жертв были убиты с использованием подручных предметов, в том числе молотками и арматурными прутьями. Удары были часто направлены по лицам жертв, разбивая их до неузнаваемости. Многие жертвы были изувечены и подвергнуты пыткам, а у некоторых были выколоты глаза, когда они ещё были живы. Одной из жертв была беременная женщина, чей плод был вырезан из её чрева. Об изнасилованиях жертв не сообщалось.

Первое убийство было совершено 25 июня 2007 года, жертвами стали Екатерина Ильченко и 34–летний Роман Татаревич. 1 июля 2007 года в Новомосковске были убиты 15–летний Женя Грищенко и некий Николай Серчук. Следующие два убийства произошли в ночь на 7 июля 2007 года. Сначала была убита 28–летняя вахтёрша Елена Шрам, а спустя два часа – демобилизованный из армии Егор Нечволода. Его забили до смерти у двери своей квартиры. В тот же день убийцы напали на двух 13–летних подростков. Один из них Вадим Ляхов из города Подгородное сумел сбежать, а второго они забили до смерти. 14–16 июля 2007 года милиция находила по 2 трупа в день. Преступники выезжали на охоту в машине Супрунюка и на краденом мотороллере, и нападая врасплох на разных людей, которые попадались им на пути. Как правило, подходили к жертве сзади и били по голове молотком или куском арматуры. В течение суток убивали по несколько человек разного пола и возраста. Завладение деньгами, либо имуществом не было главным мотивом убийств: у некоторых жертв они оставляли даже драгоценности. Однако мобильные телефоны своих жертв они сдавали на продажу в комиссионный магазин.

Процесс убийств и конвульсии умирающих людей преступники снимали на видеокамеру мобильного телефона. Одно из таких видео преступники выложили в интернет. Очередной жертвой стал инвалид Сергей Яценко, который ехал на велосипеде. На видео, снятом Саенко, видно, как Супрунюк обернул молоток в пакет и сбил им Яценко с велосипеда, затем продолжил наносить удары молотком и ножом. До нападения Яценко пережил 2 клинические смерти. Во время издевательств он был в сознании. Саенко поддерживал своего товарища и злобно смеялся, затем ударил жертву ножом в глаз. Видео убийства было выложено в интернет из компьютерного клуба.

Всего за месяц с июня по июль 2007 года Саенко и Супрунюк совершили 21 убийство. Впоследствии они говорили, что делали это для того, чтобы «было, что вспомнить в старости». Также они объясняли убийства людей желанием закалить волю и стать киллерами.

У убийц было своё место в заброшенном здании, где были развешаны флаги фашистов, имелись компьютер и останки убитых ими животных. В компьютере были видео и фотографии убийств, полный список жертв, которых Супрунюк называл своими рабами и считал, что «в загробной жизни они будут ему служить». Впоследствии файлы с компьютера стали главными уликами против преступников.

Хроника событий

С ростом числа жертв по Днепропетровску поползли слухи о волне убийств, однако милиция долго не признавала эти убийства результатом деятельности серийных убийц, поскольку жертвы были слишком различны. Из Киева в Днепропетровск была направлена комиссия МВД. Вскоре появились свидетели преступлений: чудом спасся один из двух ребят, у которых преступники отобрали велосипеды (Вадим Ляхов из города Подгородное, который спасся бегством, несмотря на нанесенный убийцами удар по голове[3]). Он дал первое описание убийц. Также нашелся свидетель, который видел попытку маньяков утопить в озере краденые мотороллеры и позвонил в милицию. Однако непосредственно на преступников вышли при их попытке продать мобильный телефон одной из жертв, за который убийца хотел получить 150 гривен (около $20). При активации телефона в ломбарде сигнал был перехвачен милицией. Саенко и Супруна покинули ломбард. Милиционеры купили телефон, который они сдали. На нём были стёрты всё контакты, но остались видео с убийства Сергея Яценко и фотографии растерзанных трупов кошек и собак. Саенко и Супрунюк были идентифицированы с видео убийства и задержаны 24 июля 2007 года. Преступники указали и на третьего участника банды – Ганжу, который в свою очередь сделал попытку избавиться от краденых телефонов, спустив их в унитаз (однако следователям их потом удалось найти). Пойманный по другому делу товарищ тройки Козлов дал показания против членов банды.

Следствие и суд

Супрунюк, Ганжа и Саенко на суде, 6 декабря 2008 года

Сразу после задержания была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, которая признала всех трех обвиняемых вменяемыми и отдающими себе отчет в совершении всех преступлений. Супрунюк вёл себя спокойно, учитывая, что у его отца дорогой адвокат. А вот Саенко заметно нервничал. Сначала все задержанные сознались в совершении преступлений, однако после предъявления окончательного обвинения Супрунюк отказался от признания и начал утверждать, что признание было выбито из него силой.[4]

Мне на голову надевали пакет и заставляли писать под диктовку признания, — заявил Супрунюк, — ни о каком видео с убийствами я ничего не знаю, на компьютере хранил только порно.

Саенко и Супрунюк сознавались, либо не сознавались в разных преступлениях, скорее всего они тянули время. За время расследования было произведено множество допросов. Товарищ тройки преступников, арестованный по другому делу, в обмен на хорошие условия содержания давал показания против них. Следствие имело достаточно материалов и видеосъемки самих преступников, чтобы добиться обвинительного приговора. Статьи обвинений — «убийство», и также «покушение на убийство», «разбойное нападение», «хранение огнестрельного оружия» и также «жестокое обращение с животными. Судебный процесс начался в июне 2008 года. По делу проходили около 50 потерпевших. Интересы подсудимых помимо адвокатов представлял отец Саенко. Официально признанный судом мотив убийств – корыстный. Хотя убийцы могли совершать и разбои, а у некоторых убитых они не забирали даже драгоценности. По поводу мотивов до сих пор есть ряд вопросов.

Она пошла девочку провожать и не вернулась. И то, что Супрунюк и Саенко виноваты в её гибели, я на 100% уверена. Я хочу, чтобы они сидели пожизненно, чтоб они просили у бога смерти. Вот и все, – Лидия Ильченко, мать погибшей Екатерины Ильченко

В последнем слове Александр Ганжа заявил:

Если бы я знал, на какие зверства способны эти люди, я бы к ним на пушечный выстрел не подошел.

Игорю Супрунюку было предъявлено обвинение в 21 убийстве, Виктору Саенко – в 18 убийствах, Александру Ганже – в двух разбоях. 11 февраля 2009 года Супрунюк и Саенко были приговорены к пожизненному заключению, Александр Ганжа — единственный, который полностью признавал свою вину и раскаялся, был приговорён к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Саенко и Супрунюк, несмотря на обвинительный приговор, продолжали отрицать свою вину, а их родители обжаловали решение суда сначала в Днепропетровском апелляционном суде[5][6][7], а позже и в Верховном суде Украины, однако 24 ноября 2009 года Верховный суд поддержал решения судов нижней инстанции о пожизненном заключении Супрунюка и Саенко. Третий подсудимый Ганжа свой приговор — 9 лет лишения свободы — не оспаривал.

После освобождения Ганжа женился, в браке родились дети. Он отказывается общаться с журналистами и показывать своё лицо. Соседи знают, за что он сидел, но по их мнению Ганжа исправился.

По некоторой информации Игорь Супрунюк отбывает наказание в Днепропетровском СИЗО в блоке для пожизненно осуждённых, где по слухам очень суровые условия содержания. Виктор Саенко был помещён в тюрьму в Кривом Роге, там он переписывался с девушкой. Одна бросила его, узнав, за что он сидит. Со второй по словам отца Саенко они общались пару месяцев, но «не сошлись характерами».

Родители Игоря Супрунюка и Виктора Саенко планировали оспаривать приговор в Европейский суд по правам человека, утверждая, что дело сфабриковано[8][9][10].

Похожие преступления в Иркутске

5 апреля 2011 года были арестованы 18-летние Артём Ануфриев и Никита Лыткин по подозрению в 16 преступлениях — 6 убийствах и 10 покушениях. Во время следствия выяснилось, что арестованные подражали многим серийным убийцам, включая «днепропетровских маньяков». В 2013 году Иркутский областной суд приговорил Ануфриева к пожизненному заключению, Лыткина — к 20 годам лишения свободы.

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.