Дерябин, Викторин Сергеевич

Виктори́н Серге́евич Деря́бин (9 [21] ноября 1875 или 1875[1], Соровское, Пермская губерния12 января 1955 или 1955[1], Ленинград) — русский и советский психиатр и физиолог, доктор медицинских наук (1936), ученик и продолжатель дела И. П. Павлова. Главной проблемой, которой занимался В. С. Дерябин, являлась психофизиологическая проблема. В. С. Дерябин подходил к решению этой проблемы с позиций материалистического монизма — единства психических и физиологических процессов в головном мозге и во всем организме[2].

Викторин Сергеевич Дерябин
Дата рождения 9 (21) ноября 1875 или 1875[1]
Место рождения
Дата смерти 12 января 1955(1955-01-12) или 1955[1]
Место смерти
Страна  Российская империя Российское государство РСФСР СССР
Научная сфера психиатр, физиолог
Место работы
Альма-матер Мюнхенский университет
Учёная степень доктор медицинских наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель И. П. Павлов
Известен как впервые выдвинул положение о единой психофизиологической доминанте при влечениях (ныне – мотивациях).

Биография

Родился 9 (21) ноября 1875 года в семье священника в селе Соровском (Мезенском) Осиновской волости Шадринского уезда Пермской губернии, ныне деревня входит в Нижнеполевской сельсовет Шадринского района Курганской области. Из потомственных почётных граждан; имения ними не значится. В семье было семеро детей[3].

В 1895 году окончил Екатеринбургскую мужскую гимназию. С шестого класса участвовал в работе нелегального гимназического кружка. В 1895 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета. Здесь он принимал активное участие в движении демократически настроенного студенчества. 23 декабря 1896 (4 января 1897) года в г. Москве за участие в Союзном Совете студенческих землячеств был обыскан, но, так как 26 декабря 1896 (7 января 1897) года выбыл в Калужскую губернию, остался неарестованным. 22 января (3 февраля) 1897 года Московским охранным отделением был задержан и по постановлению министра внутренних дел был подчинён гласному надзору полиции на два года, на родине, в Пермской губернии. Из университета был отчислен. В 1898 году от гласного надзора полиции был освобождён с воспрещением жительства в столицах вплоть до особого распоряжения

В январе 1899 года был принят в число студентов медицинского факультета Императорского Юрьевского университета[4]. В марте 1899 года за участие в общестуденческом съезде в Москве исключён из университета под предлогом непосещения лекций. 21 апреля (3 мая) 1899 года в Москве, в квартире Ильи Ивановича Шишановича, был арестован, содержался под стражей в Арбатском полицейском доме и по делу о «Всероссийском студенческом съезде» привлекался к дознанию по 318 статье уложения о наказаниях при Московском охранном отделении и выслан на родину в г. Шадринск под гласный надзор полиции. В августе 1900 года был вновь принят в число студентов Юрьевского университета, но в марте 1902 года был отчислен за участие в общеинститутской недозволенной сходке. В 1903 году получил отказ министра народного просвещения на своё прошение о продолжении образования в одном из университетов России.

После исключения из российских университетов, В. С. Дерябин продолжил высшее образование в Германии, где с 1906 по 1908 годы учился на медицинском факультете Мюнхенского университета, посещал лекции уже знаменитого в те годы психиатра Э. Крепелина, определившего его выбор медицинской специальности — психиатрии.

В январе 1906 года был арестован в Жиздренском уезде Калужской губернии за подстрекательство крестьян деревни Марьино к захвату частновладельческой земли и неплатежу казённых повинностей; с 12 (25) января 1906 года содержался под стражей в Жиздренской уездной тюрьме, а 5 февраля был выслан под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию на четыре года. В августе 1906 года получил разрешение уехать за границу.

В 1908 году В. С. Дерябин окончил учёбу в университете, успешно защитив диссертацию «Zur Kenntnis der malignen Nebennierentumoren (К вопросу о злокачественных опухолях надпочечников[5].

После возвращению в Российскую империю Дерябин в 1909 году сдал лекарские экзамены в Московском университете и работал уездным врачом в Пинежском уезде Архангельской губернии (с января по ноябрь 1910 года), затем в Шадринском уезде Пермской губернии[6].

С января 1911 года по февраль 1912 года сдавал докторантские экзамены при Московском университете.

С февраля по сентябрь 1911 года работал в качестве ординатора в психиатрической клинике Московского университета, руководимой профессором В. П. Сербским.

С декабря 1912 по июнь 1914 годы В. С. Дерябин работал в Санкт-Петербурге в руководимых И. П. Павловым лабораториях при Институте экспериментальной медицины и Военно-медицинской академии. Выполненная под руководством И. П. Павлова работа легла в основу его диссертации на степень доктора медицины «Дальнейшие материалы к физиологии времени как условного возбудителя слюнных желез», защищённой в марте 1917 года[7].

В августе 1914 года был мобилизован и служил последовательно младшим врачом пешей дружины, врачом пехотного полка, старшим ординатором дивизионного лазарета. С июня по сентябрь 1917 года состоял членом Главного Военно-Санитарного Совета, будучи выбранным врачами Юго-Западного фронта. С сентября 1917 года был ординатором эвакуационного госпиталя для нервных и душевно больных.

После демобилизации, с марта 1918 года по август 1919 года работал в Шадринском Земстве сначала санитарным врачом, затем врачом Городской Земской больницы. В августе 1919 года мобилизован в Русскую армию Колчака, а с января по март 1920 г. служил помощником главного врача 2-го Петропавловского госпиталя Рабоче-крестьянской Красной Армии.

С августа 1920 по ноябрь 1922 года работал врачом-ординатором, заместителем главного врача, а с 1923 года — главным врачом Сибирской областной психиатрической больницы. Одновременно, с января 1923 года работал старшим ассистентом кафедры нервных и душевных болезней Томского государственного университета. При кафедре он организовал экспериментально-психологическую лабораторию для исследования психических нарушений у больных[5].

В 1927 году В. С. Дерябин переехал в Иркутск, где организовал первую в Сибири самостоятельную кафедру психиатрии медицинского факультета Иркутского государственного университета[4].

В декабре 1933 года В. С. Дерябин возвратился в Ленинград, где по рекомендации И. П. Павлова поступил сотрудником 1-го разряда в руководимый Л. А. Орбели отдел специальной и эволюционной физиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины. Научная работа в предвоенный период была посвящена экспериментальному изучению проблемы корково-подкорковых взаимоотношений в нервной деятельности[4].

С 1941 по 1944 год работал в эвакуации в клинике нервных болезней Свердловского медицинского института, используя свой опыт лечения раненых с повреждениями спинного и головного мозга, а также являлся главным консультантом-психиатром Уральского военного округа[4].

В мае 1944 года возвратился в Ленинград и продолжил работу по физиологии в должности старшего научного сотрудника Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР, профессор (1945). С 1948 года, оставаясь в штате Института физиологии им. И. П. Павлова АН СССР, работал в физиологическом отделе Естественно-научного института им. П. Ф. Лесгафта и в Индивидульной группе академика Л. А. Орбели.

В 1949 году, в связи со 100-летием со дня рождения И. П. Павлова, В. С. Дерябин написал воспоминания об учителе, в которых анализировал личность И. П. Павлова как учёного с учётом его психофизиологических особенностей[4].

После выхода на пенсию в 1951 году В. С. Дерябин основное внимание уделял работе над монографией «Чувства, влечения и эмоции» и написанию статей методологического содержания[4]. Продолжал работать нештатным сотрудником Индивидуальной группы академика Л. А. Орбели АН СССР.

Викторин Сергеевич Дерябин скоропостижно скончался 12 января 1955 года. Произошло это в ходе острого обсуждения научной статьи в последнем номере «Физиологического журнала СССР им. И. М. Сеченова».

Научная деятельность

В своих работах В. С. Дерябин касался методологических подходов к изучению психики с учётом достижений физиологических школ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, в частности его представления о корково-подкорковых взаимоотношениях, и учение А. А. Ухтомского о доминанте он рассматривал как основу материалистического изучения и понимания психических процессов[5].

В. С. Дерябин впервые выдвинул положение о единой психофизиологической доминанте при влечениях (ныне — мотивациях)[8]. Базовые потребности, такие как потребность в пище, питье, поддержании температуры тела, в самосохранении, воспроизведении потомства, В. С. Дерябин рассматривал в единстве с лежащими в их основе потребностями организма в поддержании постоянства внутренней среды — гомеостаза. При этом В. С. Дерябин неоднократно подчёркивал, что зависимость жизненных чувств (голод, жажда) и связанного с ними эмоционального тона ощущений от отклонений показателей гомеостаза (например, зависимость чувства голода от снижения уровня глюкозы в крови ниже нормы) остаётся, как правило, за пределами сознания индивида. Это создаёт у человека иллюзию свободы воли по удовлетворению этих насущных потребностей[4].

На примере голода учёный показал, что ощущения голода и психические переживания при нём находятся в неразрывном единстве, подчиняясь закону доминанты А. А. Ухтомского. В. С. Дерябин подчёркивал, что все психические функции (восприятие, внимание, отбор ассоциаций, мышление) и двигательная активность подчинены единой цели — поискам путей к удовлетворению господствующего влечения к пище и лежащей в его основе доминирующей потребности организма в поддержании гомеостаза. В субъективном сознании это проявляется в стремлении прекратить неприятные ощущения с их негативной эмоциональной окраской, связанные с голодными сокращениями желудка[8].

В. С. Дерябин считал, что «…движущей силой являются эмоции. Интеллект сам по себе бесплоден. Ум, освобождённый от влияний эмоций, похож на механизм, из которого вынута пружина, приводящая его в действие. Разум — только рабочий аппарат». Согласно идеям В. С. Дерябина, аффективность интегрирует психические процессы (внимание, мышление, активность) с целью избавиться от негативных ощущений и эмоций, связанных с неудовлетворённой актуализированной потребностью: подхлестывая страданием и маня наслаждением, организм добивается удовлетворения своих насущных потребностей[4].

Основные труды

Монографии

  • Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки. — М.: ЛКИ, 2010.
  • Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций. — М.: ЛКИ, 2010.

Статьи

  • Дерябин В. С. Письмо внуку // «Нева». — СПб., 1994, № 7, с. 146—156.
  • Дерябин В. С. О закономерности психических явлений (публичная вступительная лекция) // «Психофармакология и биологическая наркология». — М., 2006, т. 6, № 3, с. 1315—1321.
  • Дерябин В. С. Психофизиологическая проблема и учение И. П. Павлова о «слитии» субъективного с объективным. // «Психофармакология и биологическая наркология». — М., 2007, т. 7, № 3-4, с. 2002—2007.
  • Дерябин В. С. Задачи и возможности психотехники в военном деле // «Психофармакология и биологическая наркология». — М., 2009, т. 9, № 3-4, с. 2598—2604.
  • Дерябин В. С. О потребностях и классовой психологии (Публикация О. Н. Забродина) // «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе». — СПб., 2013, № 4, с. 109—136.
  • Дерябин В. С. О некоторых законах диалектического материализма в психологии // «Вестник Петровской академии». — СПб., 2013, № 2, с. 74—85.
  • Дерябин В. С. О некоторых законах диалектического материализма в психологии // «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе». — СПб., 2014, № 2, с. 87—119.
  • Дерябин В. С. Эмоции, порождаемые социальной средой // «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе». — СПб., 2014 , № 3, с. 115—146.
  • Дерябин. В. С. Ошибки формальной логики в истории учения о прогрессивном параличе // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2017. В.2 (16). С. 126—132. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.

Семья

Жена Елена Александровна Захарова (ум. 1943, Ленинград), врач-психиатр. Дети: Нина (род. 1912), Сергей (1918 — июнь 1941, пропал без вести на фронте) и Ольга (род. 1919).

См. также

Примечания

Ссылки

  • Забродин О. Н. Статья В. С. Дерябина «О некоторых законах диалектического материализма в психологии». Опыт комплексного социопсихофизиологического метода к анализу факторов, определяющих развитие психики // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2014. В.2 (4), с. 107—114. [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://fikio.ru/wp-content/uploads/2013/06/Filosofija-i-gumanitarnyie-nauki-vinformatsionnom-obschestve-2014-02.pdf (дата обращения 29.09.2014).
  • 3абродин О. Н. Психофизиологическая проблема — сквозная в творчестве В. С. Дерябина //Философия и гуманитарные науки в информационном обществе.- 2014. В.1 (3), С. 128—146. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • 3абродин О. Н. Социопсихофизиологический анализ счастья в работе В. С. Дерябина. «О счастье». // «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе». — СПб., 2015, В. 2 (8), С. 86—102. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. Социопсихофизиологический анализ сознания и самосознания в работах В. С. Дерябина «О сознании» и «О Я» // «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе». — СПб., 2015, № 3 (9), C. 24-45.[Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. О жизненном и научном пути В. С. Дерябина (к 140-летию со дня рождения) // «Философия и гуманитарные науки в информационном обществе». — СПб., 2015, В. 4 (10), С. 84—101.[Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. Вклад В. С. Дерябина в учение о физиологических основах аффективности // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. — СПб., 2016. В.1 (11), 96-121 [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. О трудной судьбе научного наследия В. С. Дерябина // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. СПб. 2016. — В.1 (11). .С.76-95.[Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О.Н. В. С. Дерябин — ученик и последователь И. П. Павлова // Психофизиологический подход к анализу личности Учителя //Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2016. В.2 (12). С.38-55.
  • [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О.Н. В. С. Дерябин: ученый и человек. // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2016. В.2(12). С.56-70.
  • Забродин О. Н. Психофизиологический подход В. С. Дерябина к изучению вопросов прикладной психологии //Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2016. В.4 (14). С. 89- 98. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. Психофизиологическая проблема и проблема аффективности: Викторин Дерябин. Путь к самопознанию. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 208 с.
  • Забродин О. Н. Диалектический подход В. С. Дерябина к рассмотрению учения о прогрессивном параличе // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2017. В.1 (15). С.121-125. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. Влияние книги В. Оствальда «Великие люди» на формирование представлений В. С. Дерябина о творческой личности ученого // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2017. В.2 (16). С.105-114. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
  • Забродин О. Н. Викторин Сергеевич Дерябин — психиатр, физиолог, философ. В кн.: Психиатрия: наука и образование в Иркутской обл. (1927-2017 гг.) /под. ред. проф. В. С. Собенникова, доц. О. В. Петрунько, д.м.н. О. П. Ворсиной. — Иркутск: ИНЦХЦ, 2017. — 110 с.
  • Забродин О. Н."Динамогенное действие эмоций" в психофизиологических исследованиях В. С. Дерябина // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2018. В.2 (20). С.. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: www.fikio.ru.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.