Дело Александрова и Ерофеева
Дело Александрова и Ерофеева — уголовный процесс по обвинению в преступлениях по части 2 статьи 28 и части 2 статьи 437 (ведение агрессивной войны или агрессивных военных действий, совершенное группой лиц по предварительному сговору), части 2 статьи 201 (контрабанда, совершенная группой лиц по предварительному сговору), части 1 статьи 263 (незаконный оборот оружия, совершенный группой лиц по предварительному сговору), части 2 статьи 332-1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины, совершенное группой лиц по предварительному сговору), части 1 статьи 258-3 (создание террористической группы или участие в ней, совершенное группой лиц по предварительному сговору), а также части 3 статьи 258 (террористический акт, совершенный по предварительному сговору группой лиц и повлёкший за собой гибель человека) Уголовного кодекса Украины[1], граждан Российской Федерации Александра Александрова и Евгения Ерофеева в связи с их участием в вооружённом конфликте на востоке Украины. 18 апреля 2016 года были приговорены к 14 годам лишения свободы, в мае были обменены на украинскую лётчицу Надежду Савченко.
История
По версии украинской стороны, 16 мая 2015 года между 14 и 14-30 в ходе перестрелки перед мостом через реку Северский Донец, в паре километров от города Счастье Луганской области, бойцами 92-й бригады ВСУ были задержаны кадровые офицеры ГРУ РФ сержант Александр Александров и капитан Евгений Ерофеев из 3-й отдельной бригады спецназа г.Тольятти, действующие в составе диверсионно-разведывательной группы. В ходе задержания Ерофеев получил пулевое ранение в руку, раздробившее кость, Александров был ранен в ногу. Около 15:00 их передали врачам, к этому времени умер принимавший участие в задержании младший сержант Вооружённых сил Украины Вадим Пугачев[1]. Украинские военные попытались преследовать российскую диверсионную группу (численность которой задержанные оценят в 14 человек), но попали под миномётный огонь[1].
17 мая 2015 года о попадании в плен двоих нападавших — военнослужащих российской диверсионно-разведывательной группы в соцсети Facebook сообщил боец украинского батальона «Айдар» Юрий Касьянов. Так же на брифинге в ЛуганскИнформЦентре первый заместитель командующего Народной милицией ЛНР Сергей Козлов сообщил что диверсионно-разведывательная группа ВСУ совершила нападение на наблюдательный пост, захватив в плен двух военнослужащих Народной милиции Республики.[2] В тот же день Леонид Маслов на своей странице выложил видео допроса задержаных[3]. Служба безопасности Украины в тот же день подтвердила факт задержания, назвав попавших в плен бойцами Главного разведывательного управления минобороны России, занимавшимися наблюдением за позициями ВСУ в районе Счастья[1]. Вскоре Ерофееву и Александрову предъявлены официальные обвинения в терроризме, 22 мая суд Шевченковского района Киева арестовал их[4].
Уголовный процесс
В ноябре 2015 года в Голосеевском райсуде Киева начался суд над Александровым и Ерофеевым. По уточнённым обвинениям украинской прокуратуры им инкриминировалось участие в террористической организации, террористическое нападение, убийство военного, незаконное ношение оружия и незаконное пересечение границы. Обвинение запросило для подсудимых по 15 лет заключения, сами они не признали себя виновными[4]. Согласно позиции СБУ, россияне 26 марта прибыли на территорию Украины и были расквартированы в Луганске[1].
10 февраля Голосеевский районный суд Киева продлил меру пресечения в виде содержания под стражей Ерофееву и Александрову до 9 апреля 2016 года[5]. Слушания дела проходили при усиленных мерах безопасности. СБУ заявляла о предотвращении покушения на жизнь Ерофеева и Александрова[4].
Среди доказательств обвинение предъявило перехваты телефонных переговоров, участниками которых якобы являются российские военные офицеры Константин Напольский, Олег Вечков и Сергей Кузовлев, обсуждающие поиск Александрова и Ерофеева[1].
18 апреля коллегия судей Голосеевского районного суда Киева — Николай Дидык, Александр Бойко и Елена Первушина приговорила обоих к 14 годам лишения свободы[1], признав виновными, в том числе, в агрессивном ведении войны[4]. Приговор вступил в силу 23 мая 2016 года[6].
События вокруг процесса
В марте 2016 года, за месяц до окончания процесса, уехав в Одессу не вернулся адвокат Александрова[1]. Юрий Грабовский, начавший участвовать в процессе с сентября 2015 года[5]. Незадолго до исчезновения он заявлял о проникновении в свой дом грабителей[7]. Через три недели следователи обнаружили его труп, закопанный в саду в Черкасской области[1]. Были задержаны двое подозреваемых в убийстве, по версии следствия Грабовский был похищен и убит. Прокуратура Украины в ходе расследования обнародовала видео, записанное после похищения Грабовского, где он говорил, что отказывается от защиты Александрова[4]. После исчезновения Грабовского адвокату Оксане Соколовской по решению суда была предоставлена охрана[1].
13 марта 2016 года в квартиру Кирилла Вереса, разведчика 92-й отдельной механизированной бригады ВСУ и одного из свидетелей по делу, проникли двое неизвестных. Они связали и допросили его жену, после чего провели обыск и вскрыли сейф, забрав деньги, документы и наградной пистолет (вручённый СБУ за задержание Ерофеева). Нападавшие задавали вопросы о Вересе, о Николюке, и оружии, изъятом при задержании. Верес отрицал связь налёта с уголовным делом против россиян, называя возможной причиной обвинения бригады в покрывании контрабанды[7]
В отношении Соколовской было возбуждено уголовное дело о нанесении тяжких телесных повреждений (часть 1 статьи 121 УК Украины). По версии следствия, летом 2014 года она ударила ножом своего сожителя Михаила Крамаренко. По словам адвоката, Крамаренко угрожал ей и её ребёнку, а прокуратура так пытается вывести её из процесса[1].
В ночь на 8 апреля группа неизвестных с помощью «коктейлей Молотова» сожгла кабинет председательствующего по делу судьи Николая Дидыка[1][4].
Экстрадиция
Сразу после попадания Александрова и Ерофеева в плен, пресса России и Украины начала активно обсуждать перспективы их обмена на находившуюся в России под следствием украинскую лётчицу Надежду Савченко[4].
Вопрос экстрадиции защита россиян называла политическим[5]. После приговора Оксана Соколовская заявила об отказе защиты и её клиентов ходатайствовать о помиловании, так как мы не считаем приговор суда законным и обоснованным[8]. В итоге прошение было подано 25 мая от имени детского омбудсмена[9].
Через несколько часов адвокат Александрова Валентин Рыбин сообщил о вылете борта с Александровым и Ерофеевым с Украины[4].
По данным журналиста Андрея Цаплиенко после обмена Ерофеев был убит ножом в подъезде своего дома, а Александров был отправлен в Сирию где почти сразу оказался в списке боевых потерь. Их адвокаты утверждают, что с ними все в порядке.[10] 30 мая 2016 года в украинских СМИ вновь появилась информация о том, что Евгений Ерофеев был убит на пороге своей квартиры. ГУ МВД РФ опровергло информацию об убийстве.[11]
Реакция
Позиция Российской Федерации
Минобороны РФ заявляли, что Александров и Ерофеев не являлись на момент задержания действующими военными, хотя «ранее действительно проходили службу в одном из соединений Вооружённых сил России». Согласно справке ведомства, они служили в одной части, но уволились в запас: Александров 12 декабря 2014 года, а Ерофеев — 10 марта 2015-го. При этом с 13 февраля Ерофеев, по этим документам, находился в отпуске[1].
Позиция ЛНР
Представитель самопровозглашённой Луганской Народной Республики Сергей Козлов назвал попавших в плен повстанцами. Согласно официальным документам, россияне поступили служить по контракту в Народную милицию ЛНР 12 января (Александров) и 17 февраля (Ерофеев) 2015 года[1].
В ЛНР Евгений Ерофеев и Александр Александров награждены медалями «За веру и волю»[1].
Позиция обвиняемых, их родственников и защиты
19 мая СБУ опубликовала видео допроса Александрова и Ерофеева, в котором они заявляли о прохождении воинской службы в 3-й отдельной бригаде спецназа в Тольятти в званиях сержанта и капитана. За месяц до задержания они были отправлены в Луганскую область в составе группы из 220 военнослужащих ГРУ и дислоцировались в Луганске, откуда выезжали на боевые дежурства по четыре-пять дней для разведки[1]. В завязавшемся бою, по словам россиян, они были ранены и взяты в плен[4]. Спустя несколько дней в интервью корреспонденту российской «Новой Газеты» Павлу Каныгину Александров заявлял об отправке на Украину в качестве действующего военного по приказу своего командования и просил журналиста помочь организовать встречу с российскими дипломатами, Ерофеев подтвердил, что не увольнялся из ВС РФ и описал своё пребывание в стране как «наблюдательную миссию», в ходе которой он «не вел никаких боевых действий», а «выполнял боевую задачу по наблюдению за сторонами, которые вели конфликт»[12].
20 мая 2015 года в эфире государственного телеканала «Россия 24» жена Александрова Екатерина сказала, что её супруг уволился из армии за несколько месяцев до попадания в плен, а о его поездке на Украину ей не было известно. 21 мая отец Ерофеева в интервью этому же СМИ сообщит об увольнении своего сына из армии после Нового года[13].
В начале судебного процесса Александров и Ерофеев заявили, что добровольцами проходили службу в народной милиции ЛНР. Свои предыдущие показания они объявили данными под пытками[4].
По мнению защиты, полученные погибшим сержантом Пугачевым повреждения не могли появиться в результате выстрела из найденного у Александрова снайперской винтовки «Винторез» (отверстие в черепе размером 0,5 на 0,5 см, калибр оружия 9х39 мм). Привлечённые к процессу свидетели из вооружённых сил ЛНР настаивали, что украинский солдат был убит их соратником Игорем Житным[1].
Адвокаты обвиняемых заявляли о психологическом давлении на их клиентов со стороны следствия и прокуратуры, выразившемся в запрете на свидания с родственниками[5]. По словам Грабовского, в ходе видеосъёмки россияне находились в состоянии болевого шока и под воздействием наркотических препаратов (омнопон, дроперидол, фентонил и другие препараты этой группы[5]). Защита была готова привлечь к процессу представителей ЛНР, но не родственников обвиняемых.
Примечания
- Егор Сковорода. «Короче, разведка — россияне». Как искали, судили и защищали капитана Ерофеева и сержанта Александрова «Медиазона», 16.04.2016
- Власти ЛНР сообщили о пленении двух ополченцев «РБК»
- Пой заблудшая душа из спецназа ГРУ ГэШа
- Ерофеев и Александров: на кого обменяли Савченко «Русская служба Би-би-си», 25.05.2016
- Михайло Глуховский. Адвокат ГРУшников Юрий Грабовский: Переговоры по обмену Александрова и Ерофеева не ведутся
- Приговор россиянам Ерофееву и Александрову вступил в силу «РИА Новости», 23.05.2016
- Ольга Мусафирова. Главный свидетель по делу ГРУшников: налётчики на мою квартиру не задержаны до сих пор. Семья находится под охраной «Главком», 05..2016
- Осуждённые на Украине Александров и Ерофеев не будут просить о помиловании «РИА Новости», 24.05.2016
- Николай Пидвезяный, Катерина Пешко. Павел Петренко: Мы дали судебной системе два шансы очиститься. Третьего уже не будет «Главком», 01.06.2016
- Ерофеев и Александров, которых обменяли на Савченко, мертвы — журналист . nv.ua. Дата обращения: 12 сентября 2019.
- МВД опровергло информацию об убийстве Евгения Ерофеева
- Приказа применять оружие не было Павел Каныгин, «Новая газета» 22.05.2015
- Отец офицера ГРУ Ерофеева, задержанного на Украине, заявил, что его сын уволился из армии после Нового года «NEWSru.com», 21.05.2016
Ссылки
- Процесс Александрова и Ерофеева. Приговор // «Медиазона», 18.04.2016
- Темы. Дело Ерофеева и Александрова // «Новая газета»
- Приговор Ерофееву и Александрову // «РИА Новости»
- Павел Каныгин. «Держись и знай, что дома, на родине тебя всегда ждут». Спецкор «Новой» Павел Каныгин дал пленному россиянину Александру Александрову и его родителям увидеть и услышать друг друга // «Новая газета», 06.09.2016