Движение свободных йеменцев

«Движение свободных йеменцев» (al-yamaniyin al-ahrar) было националистическим политическим движением, активно участвовавшим в политической деятельности в Северном Йемене с середины 1930-х годов до военного переворота 1962 года, который положил начало Йеменской Арабской Республике и 8-летней гражданской войне[1].

История

Движение свободных йеменцев при имаме Яхье

Движение началось с всеобщей оппозиции режиму имама Яхьи, консервативного правителя, который с большим подозрением относился к иностранному влиянию и держал страну в изоляции и лишенной современных технологий. Однажды он сказал: «Я предпочел бы, чтобы я и мой народ оставались бедными и ели солому, чем впускали иностранцев или уступали им, независимо от того, какое преимущество или богатство могло принести их присутствие»[2]. Мотивация имама Яхьи была более патриархальной, чем тиранический; он считал, что как Сейи́д он был обязан защищать имамат от «неверных и современности»[3].

После поражения Йемена от саудовцев в пограничной войне 1934 года, появились слухи о заговоре между армейскими офицерами, сыном имама Али и Галибом аль-Ахмаром из Хашида[4]. В Сане и других городских центрах поколение молодых интеллектуалов (состоявшее из сыновей йеменских чиновников и крупных землевладельцев, некоторые из которых были выпускниками или учителями школ имама в Сане), известное как шабаб, начали обсуждение актуальных вопросов. Группы чтения превратились в круги инакомыслящих, а шабаб стали самыми ярыми критиками режима Яхьи[5].

Двое из тех, которые предприняли первые практические шаги к превращению недовольства в массовое политическое движение, были йеменцами, прошедшими обучение в Каире, где они находились под влиянием идеологии движения «Братьев-мусульман»: Мухаммед Махмуд аль-Зубайри (поэт из клана аль-Кадхи), и Ахмед Мухаммед Нуман (суннит с южного нагорья). Нуман находился в Каире с 1937 года, учился в университете аль-Азхар, работал для арабских националистов и писал статьи и брошюры, в которых критиковался консервативный характер имамата в Йемене[6]. Жалобы Нумана касались злоупотребления властью со стороны местных чиновников, отсутствия прямого обращения с петицией к имаму и жесткого налогообложения. Нуман не оспаривал существование имамата и фактически льстил наследному принцу, который, по его мнению, поддерживал идею реформы[7]. Зубайри прибыл в Каир в марте 1940 года и сразу же нашел Нумана. В течение следующего года они основали «аль-Катиба аль-Ула» («первый батальон»), дискуссионную группу для йеменских граждан, заинтересованных в реформах. Они также публиковали статьи в каирских газетах[8].

Нуман вернулся в Йемен в феврале 1941 года и получил должность инспектора начальных школ провинции Таиз от наследного принца Ахмеда, который в то время был губернатором[9]. Зубайри остался в Каире, где продолжил дискуссионную группу, которую он переименовал в «Шабаб аль-Амр». Кроме того, он написал манифест, призванный убедить имама Яхью в преимуществах реформ, используя исламские аргументы: «аль-Барнамидж аль-Авваль мин Барамидж Шабаб аль-Амр би’л-Ма’руф ва 'ль-Нахи' ан аль-Манкур» («Первая программа молодежи по продвижению добра и предупреждению зла»)[10]. Манифест, который находился под сильным влиянием движения египетских «Братьев-мусульман», преследовал четыре основные цели:

  • (1) возврат к чистому духу ислама;
  • (2) расширение образования;
  • (3) экономические реформы; и
  • (4) более тесные связи с другими мусульманскими государствами[11].

Однако, убедить имама не удалось. Яхья был так разгневан, что обвинил Зубайри в «преступлении против ислама»[12]. Был создан комитет улемов и других представителей знати, чтобы судить аль-Зубайри, но они оправдали его. Во время суда сторонники шабаба в Сане распространяли листовки с протестом против обвинений. В ответ имам арестовал нескольких членов шабаб. Последовали новые протесты и новые аресты. Большинство из них были освобождены к апрелю 1942 года, но Зубайри освободили только в сентябре 1942 года[13].

После освобождения Зубайри присоединился к двору наследного принца Ахмеда в Таизе[14]. Ахмеда, казалось, не беспокоили разговоры о реформах: его взгляды на сей счет были крайне нестабильны и изменчивы. Во время одной дискуссии в 1944 году принц Ахмед воскликнул: «Я молю Бога, чтобы я не умер, пока не окрашу свой меч здесь кровью этих модернистов». В итоге, в ожидании неминуемых репрессии Нуман, аль-Зубайри и другие реформаторы покинули его двор и бежали в Аден[15][16], где и было сформировано основное ядро движения[17][18].

К концу второй мировой войны оппозиционные движения и организации в стране были разогнаны, властями была введена строгая цензура, а также закрыта печать. В связи с массовыми репрессиями многие лидеры оппозиционного движения были вынуждены покинуть страну и обосноваться в Адене. Английские власти в Адене, с одной стороны, сохраняли «добрососедские» отношения с имамом Яхьей, а с другой — тайно поддерживали любую оппозицию против имама, которая могла в какой-то степени ослабить его власть и подорвать режим. Поэтому летом 1944 г., когда началась массовая эмиграция недовольных йеменцев в Аден[19], английские власти предоставили им убежище, формально запретив эмигрантам заниматься политической деятельностью.

Движение свободных йеменцев при имаме Ахмеде (1948—1962)

Вторая мировая война не затронула непосредственно территорию Йемена, однако нанесла его экономике ощутимый ущерб. Подрыв традиционных экономических связей, вызванных войной, свел почти к нулю йеменский экспорт и импорт. Практически полностью прекратился вывоз из страны кофе и других товаров[20]. В Йемен перестали поступать оборудование, машины и продовольствие. Цены на продукты питания росли. Засуха и неурожай в 1939—1941 гг. ещё более обострили тяжелое экономическое положение населения[21]. В 1943 г. в Йемене начались настоящий голод и эпидемии[22][23].

Обострение экономического и внешнеполитического положения в период второй мировой войны в Йемене не могло не привести к углублению внутриполитического кризиса. Некоторые представители оппозиции, освобожденные в 1941 г. из тюрьмы или избежавшие репрессий, перебрались в Таиз — в то время резиденцию наследного принца Ахмеда, который обещал им после воцарения провести ряд политических и социальных реформ. Своими обещаниями принц Ахмед, выступавший против неограниченной власти имама Яхьи, хотел привлечь на свою сторону оппозиционное движение в стране. Представителями оппозиции в Таизе была создана организация, ставившая целью ввести в стране гражданские законы[24].

Активизация деятельности оппозиции в южных районах страны вызвала тревогу у имама и членов правящих кругов. Однако, принц Ахмед довольно скоро разрешил свои споры с отцом и, отказавшись от игры в либерализм, запретил деятельность оппозиции в Таизе. Более того, Ахмед выступил против живших в Таизе и его окрестностях шафиитов, которые выражали недовольство в отношении политики имама Яхьи. У богатых шафиитов принц отнял плодородные орошаемые участки земли, которые, по его словам, должны были якобы составить фонд вакуфных земель. В действительности же эти земли, на которых впоследствии была создана известная садовая плантация Усейфира, целиком перешли в собственность семьи имама[25].

Однако оппозиционеры, особенно в Таизе, не прекратили своей деятельности. Они обращались с письмами как в адрес имама, так и наследного принца, призывая их к проведению в стране реформ во всех сферах жизни, распространяли листовки с критикой в адрес правящей династии Хамидаддинов, вели проповеди в мечетях, призывая вернуться к «чистоте ислама». Власти ответили репрессиями против недовольных. Среди арестованных был и основатель «Общества доброго совета и порицания плохих дел» Мухаммед Махмуд аль-Зубайри[1].

В феврале 1948 года члены «Движения свободных йеменцев» принимали участие в неудавшемся государственном перевороте, который позже стал известен как переворот аль-Вазири[26][27]. После подавления переворота, новый имам Ахмед обрушил репрессии на всех представителей оппозиции, в первую очередь членов «Движения свободных йеменцев», которых он винил в убийстве своего отца[28].

См. также

Примечания

  1. J. Leigh Douglas, 1987.
  2. J. Leigh Douglas, 1987, с. 11.
  3. Victoria Clark, 2010, с. 47.
  4. Paul Dresch, 2000, с. 47.
  5. J. Leigh Douglas, 1987, с. 29-30.
  6. J. Leigh Douglas, 1987, с. 46-48.
  7. J. Leigh Douglas, 1987, с. 65-66.
  8. J. Leigh Douglas, 1987, с. 51-52.
  9. J. Leigh Douglas, 1987, с. 54.
  10. J. Leigh Douglas, 1987, с. 54-55.
  11. J. Leigh Douglas, 1987, с. 55.
  12. J. Leigh Douglas, 1987, с. 56.
  13. J. Leigh Douglas, 1987, с. 56-58.
  14. Victoria Clark, 2010, с. 53.
  15. Paul Dresch, 2000, с. 53.
  16. The Daily Telegraph [London] (19 March, 1998). "Obituary of Abd al-Rahman al-Iryani Yemeni who narrowly Escaped Beheading and Became President Only to End Up an Exile".
  17. The Middle East. Dushkin/McGraw-Hill, (1998), p. 156.
  18. Suzanne Ogden. China. Dushkin Publishing Group, (1989), p. 146.
  19. Reuben Ahroni. «The Jews of the British Crown Colony of Aden: History, Culture, and Ethnic Relations», (1994), p. 78.
  20. Agriculture Handbook, Issue 132. (1964), p. 221.
  21. Chris Eboch. Yemen. Lucent Books, (2004), p. 39.
  22. Michael A. Weingarten. «Changing Health and Changing Culture: The Yemenite Jews in Israel», Praeger, (1992), p. 64.
  23. American Journal of Tropical Medicine, Volume 29, Part 2. (1949), p. 508.
  24. Герасимов О. Г. «Новейшая история Йемена. 1917—1982 гг.», Издательство «Наука», (1984), стр. 46.
  25. Касым Галиб. Рисалат мин аль-джахим. Аден, (1958), стр. 8.
  26. Richard Paul Mitchell. «The Society of the Muslim Brothers», (1993), p. 61.
  27. Ibrahim Rashid. «Yemen Under the Rule of Imam Ahmad», Volume 7. Documentary Publications, (1985), p. 79.
  28. Sir Bernard Rawdon Reilly. «Aden and the Yemen», H.M. Stationery Office, (1960), p. 25.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.