Дайя, Вернер

Вернер Дайя (также писался Дайя-Берлин, нем. Werner Daya-Berlin. Настоящая фамилия — Карфункельштейн, нем. Werner Karfunkelstein, псевдоним Андрэ Виллар, фр. André Villard, 1881—?) — немецкий публицист и интеллектуал. Прошёл путь от умеренно левого к демократу, побывав ультралевым и правым.

Вернер Дайя
Werner "Daya" Karfunkelstein
Дата рождения 18 августа 1881(1881-08-18)
Место рождения Берлин, Германская империя
Дата смерти неизвестно
Страна Германская империя
Веймарская республика
Великобритания

Биография

Ранние годы

Происходил из зажиточной семьи Фёдора Карфункельштейна и Розы Вальтер — еврейских эмигрантов из России, хозяев экспедиторской фирмы. В 1902 г. перешёл из иудаизма в католичество.

В 1890—1893 гг. посещал Кёльнскую гимназию в Берлине-Митте одновременно с писателем Альфредом Дёблиным, который оставил о Дайе воспоминания[1].

Получил специальность инженера. Занимался предпринимательством, затем стал писателем и журналистом.

На заре 1900-х гг. примкнул к социал-демократическому, а затем к анархическому движению. Сотрудничал в журналах Свободный рабочий, Анархист (Берлин), Путь (Вена). Был знаком со многими известными левыми своего времени, в частности, с Эрихом Мюзамом.

Принадлежал к полубогемным кругам. Хорошо владея русским языком, переводил русскую беллетристику (в частности, произведения Михаила Арцыбашева) под своим французским псевдонимом и занимался исследованием современной ему русской литературы[2]. Очевидно, бывал на литературных семинарах Вячеслава Иванова «на Башне» в Санкт-Петербурге. Немецкая полиция подозревала Дайю в сотрудничестве с Охранным отделением[3]. В Петербурге Дайя познакомился с местной уроженкой, Анной Гостевой (1889-?), на которой затем женился.

В 1902—1905 гг. — соредактор анархического журнала Борьба (Берлин). В 1904 г. выдвигался на выборах в рейхстаг, однако затем снял свою кандидатуру[4]. В 1905 г. бежал от полицейского преследования в Женеву, затем перебрался в Мюнхен.

В 1906 г. имя Дайи оказалось в центре скандала: Карл Либкнехт со страниц центрального органа социал-демократов «Форвертс» обвинил Дайю в том, что при обыске у него был обнаружен список всех русских анархистов в Берлине.

В 1907 г. Дайя вместе с товарищами по движению был арестован и обвинен в государственной измене, подстрекательству к мятежу и высмеиванию германской армии[5]. В 1911 г. стал подданным Баварии, в 1919 г. получив от баварских властей разрешение взять псевдоним «Дайя» как официальную фамилию.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны Дайя записался добровольцем в армию, но уже через 4 месяца был комиссован из-за болезни сердца. В это время он резко сменил свои политические взгляды на патриотические и национал-либеральные. Причины такого поворота неизвестны, однако о них можно судить по красноречивой дневниковой записи Эриха Мюзама, летом 1916 г. встретившего Дайю на Амалиенштрассе в Мюнхене.

По словам Мюзама, Дайя обвинил его в том, что за год до того Мюзам повторил старые обвинения Либкнехта перед двумя свидетелями и потребовал от него ответить за свои слова. Как указывает Мюзам, эти претензии только укрепили его во мнении о «ненадежности» Дайи, который «из бывшего анархиста резко стал католиком, отринул все свои прошлые убеждения и теперь занимается в высшей степени низкими вещами». Словесная перепалка быстро перешла в драку: по словам Мюзама, «эта мразь ударила меня кулаком по лицу и разбила пенсе, так что я был обезоружен»[6].

Незадолго до конца войны Дайя выпустил свою наиболее известную работу — «Продвижение на Восток» (1918), в которой излагал свой взгляд на будущее германо-русских взаимоотношений и экономико-стратегические выгоды Германии в азиатской части России, в противовес традиционной восточноевропейской колонизации. Ещё до нацистов предложил создание континентального германо-русско-японского блока.

Разбор данных идей Дайи дал Михаил Дитерихс в своей книге «Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале», указав, что в плане Дайи «нет ни одной идеологической мысли, что является характерным знамением всех политических и национальных тенденций Германии последнего времени; все строится на материальных расчетах, материальных выгодах, материальной власти, материализованной душе», а самого автора назвав «большевиком справа»[7].

Примечательно, что схожую отрицательную оценку книга Дайи получила и в советской литературе, в которой он был назван представителем «наиболее крайнего крыла германской военной партии»[8].

Годы Веймарской республики

После окончания войны Дайя в течение полугода (декабрь 1918 — июль 1919 гг.) был генеральным секретарём Демократической партии Баварии. После сложения полномочий некоторое время работал директором киностудии, а затем стал представителем концерна Deutsche Werke в Мюнхене.

На этой должности Дайя в 1923 г. оказался вовлечён в т. н. «дело Фукса-Маххауса», главные фигуранты которого были обвинены в государственной измене по подозрению в организации в Баварии сепаратистского путча (как потом выяснилось, попытка была инспирирована французской разведкой). После завершения процесса и освобождения Дайя перебрался в Берлин.

Последние годы

Дайя жил в Берлине (улица Курфюрстендамм, 144) до 1930-х гг. (работал инженером, запатентовал сигнальный аппарат для железной дороги[9]), пока не эмигрировал в Великобританию, где снова занялся предпринимательством (куплей-продажей трубопроката)[10]. Увлекался археологией, собрал коллекцию редких палеолитических камней.

Сочинения

  • Bergarbeiterstreik im Ruhrgebiet und Anarchismus. [s.l.], [1905?]

Чешская версия:

  • Hornická stávka v Poruhří a anarchism. Bruch: Venta, [1905?].
  • Die sexuelle Bewegung in Russland // Zeitschrift für Sexualwissenschaft. 1908. Heft 8. S. 493—502.
  • Der Aufmarsch im Osten. Russisch-Asien als deutsches Kriegs- u. Wirtschaftsziel. Dachau: Einhorn-Verlag, 1918.

Источники

  • РГВА. Ф. 772k, оп. 3, д. 471.

Литература

  • Linse U. Organisierter Anarchismus im Deutschen Kaiserreich von 1871. Berlin: Duncker & Humblot, 1969.

Примечания

  1. Mein Mitschüler Daja // Pariser Tageszeitung Jg. 2. 1937, Nr. 359 (06.06.1937), S. 3.
  2. Gamsa M. The Chinese Translation of Russian Literature. Leiden, 2008. P. 208—209.
  3. РГВА. Ф. 772k, оп. 3, д. 471, л. 12.
  4. Dokumente aus geheimen Archiven: 1890—1906. Berlin, 1989. S. 464.
  5. Mother Earth. Vol. 2 (1907). P. 527.
  6. Дневник Эриха Мюзама. Тетрадь 17. Запись от 25 июня 1916 года // http://www.muehsam-tagebuch.de/tb/hs.php?id=18&date=1916-06-25
  7. Дитерихс М. К. Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 2007. С. 258.
  8. Гольдштейн И. И. Германский империализм. М., 1947. С. 131. Похожая оценка бытовала и до войны, см. журнал «Большевик», № 2 (1936). С. 89.
  9. Official Gazette of the United States Patent Office. Vol. 372 (1928). P. 745.
  10. Mowrer L.T. Journalist’s Wife. New York, 1937. P. 222.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.