Дайя, Вернер
Вернер Дайя (также писался Дайя-Берлин, нем. Werner Daya-Berlin. Настоящая фамилия — Карфункельштейн, нем. Werner Karfunkelstein, псевдоним Андрэ Виллар, фр. André Villard, 1881—?) — немецкий публицист и интеллектуал. Прошёл путь от умеренно левого к демократу, побывав ультралевым и правым.
Вернер Дайя | |
---|---|
Werner "Daya" Karfunkelstein | |
Дата рождения | 18 августа 1881 |
Место рождения | Берлин, Германская империя |
Дата смерти | неизвестно |
Страна |
Германская империя Веймарская республика Великобритания |
Биография
Ранние годы
Происходил из зажиточной семьи Фёдора Карфункельштейна и Розы Вальтер — еврейских эмигрантов из России, хозяев экспедиторской фирмы. В 1902 г. перешёл из иудаизма в католичество.
В 1890—1893 гг. посещал Кёльнскую гимназию в Берлине-Митте одновременно с писателем Альфредом Дёблиным, который оставил о Дайе воспоминания[1].
Получил специальность инженера. Занимался предпринимательством, затем стал писателем и журналистом.
На заре 1900-х гг. примкнул к социал-демократическому, а затем к анархическому движению. Сотрудничал в журналах Свободный рабочий, Анархист (Берлин), Путь (Вена). Был знаком со многими известными левыми своего времени, в частности, с Эрихом Мюзамом.
Принадлежал к полубогемным кругам. Хорошо владея русским языком, переводил русскую беллетристику (в частности, произведения Михаила Арцыбашева) под своим французским псевдонимом и занимался исследованием современной ему русской литературы[2]. Очевидно, бывал на литературных семинарах Вячеслава Иванова «на Башне» в Санкт-Петербурге. Немецкая полиция подозревала Дайю в сотрудничестве с Охранным отделением[3]. В Петербурге Дайя познакомился с местной уроженкой, Анной Гостевой (1889-?), на которой затем женился.
В 1902—1905 гг. — соредактор анархического журнала Борьба (Берлин). В 1904 г. выдвигался на выборах в рейхстаг, однако затем снял свою кандидатуру[4]. В 1905 г. бежал от полицейского преследования в Женеву, затем перебрался в Мюнхен.
В 1906 г. имя Дайи оказалось в центре скандала: Карл Либкнехт со страниц центрального органа социал-демократов «Форвертс» обвинил Дайю в том, что при обыске у него был обнаружен список всех русских анархистов в Берлине.
В 1907 г. Дайя вместе с товарищами по движению был арестован и обвинен в государственной измене, подстрекательству к мятежу и высмеиванию германской армии[5]. В 1911 г. стал подданным Баварии, в 1919 г. получив от баварских властей разрешение взять псевдоним «Дайя» как официальную фамилию.
Первая мировая война
С началом Первой мировой войны Дайя записался добровольцем в армию, но уже через 4 месяца был комиссован из-за болезни сердца. В это время он резко сменил свои политические взгляды на патриотические и национал-либеральные. Причины такого поворота неизвестны, однако о них можно судить по красноречивой дневниковой записи Эриха Мюзама, летом 1916 г. встретившего Дайю на Амалиенштрассе в Мюнхене.
По словам Мюзама, Дайя обвинил его в том, что за год до того Мюзам повторил старые обвинения Либкнехта перед двумя свидетелями и потребовал от него ответить за свои слова. Как указывает Мюзам, эти претензии только укрепили его во мнении о «ненадежности» Дайи, который «из бывшего анархиста резко стал католиком, отринул все свои прошлые убеждения и теперь занимается в высшей степени низкими вещами». Словесная перепалка быстро перешла в драку: по словам Мюзама, «эта мразь ударила меня кулаком по лицу и разбила пенсе, так что я был обезоружен»[6].
Незадолго до конца войны Дайя выпустил свою наиболее известную работу — «Продвижение на Восток» (1918), в которой излагал свой взгляд на будущее германо-русских взаимоотношений и экономико-стратегические выгоды Германии в азиатской части России, в противовес традиционной восточноевропейской колонизации. Ещё до нацистов предложил создание континентального германо-русско-японского блока.
Разбор данных идей Дайи дал Михаил Дитерихс в своей книге «Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале», указав, что в плане Дайи «нет ни одной идеологической мысли, что является характерным знамением всех политических и национальных тенденций Германии последнего времени; все строится на материальных расчетах, материальных выгодах, материальной власти, материализованной душе», а самого автора назвав «большевиком справа»[7].
Примечательно, что схожую отрицательную оценку книга Дайи получила и в советской литературе, в которой он был назван представителем «наиболее крайнего крыла германской военной партии»[8].
Годы Веймарской республики
После окончания войны Дайя в течение полугода (декабрь 1918 — июль 1919 гг.) был генеральным секретарём Демократической партии Баварии. После сложения полномочий некоторое время работал директором киностудии, а затем стал представителем концерна Deutsche Werke в Мюнхене.
На этой должности Дайя в 1923 г. оказался вовлечён в т. н. «дело Фукса-Маххауса», главные фигуранты которого были обвинены в государственной измене по подозрению в организации в Баварии сепаратистского путча (как потом выяснилось, попытка была инспирирована французской разведкой). После завершения процесса и освобождения Дайя перебрался в Берлин.
Последние годы
Дайя жил в Берлине (улица Курфюрстендамм, 144) до 1930-х гг. (работал инженером, запатентовал сигнальный аппарат для железной дороги[9]), пока не эмигрировал в Великобританию, где снова занялся предпринимательством (куплей-продажей трубопроката)[10]. Увлекался археологией, собрал коллекцию редких палеолитических камней.
Сочинения
- Bergarbeiterstreik im Ruhrgebiet und Anarchismus. [s.l.], [1905?]
Чешская версия:
- Hornická stávka v Poruhří a anarchism. Bruch: Venta, [1905?].
- Die sexuelle Bewegung in Russland // Zeitschrift für Sexualwissenschaft. 1908. Heft 8. S. 493—502.
- Der Aufmarsch im Osten. Russisch-Asien als deutsches Kriegs- u. Wirtschaftsziel. Dachau: Einhorn-Verlag, 1918.
Источники
- РГВА. Ф. 772k, оп. 3, д. 471.
Литература
- Linse U. Organisierter Anarchismus im Deutschen Kaiserreich von 1871. Berlin: Duncker & Humblot, 1969.
Примечания
- Mein Mitschüler Daja // Pariser Tageszeitung Jg. 2. 1937, Nr. 359 (06.06.1937), S. 3.
- Gamsa M. The Chinese Translation of Russian Literature. Leiden, 2008. P. 208—209.
- РГВА. Ф. 772k, оп. 3, д. 471, л. 12.
- Dokumente aus geheimen Archiven: 1890—1906. Berlin, 1989. S. 464.
- Mother Earth. Vol. 2 (1907). P. 527.
- Дневник Эриха Мюзама. Тетрадь 17. Запись от 25 июня 1916 года // http://www.muehsam-tagebuch.de/tb/hs.php?id=18&date=1916-06-25
- Дитерихс М. К. Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 2007. С. 258.
- Гольдштейн И. И. Германский империализм. М., 1947. С. 131. Похожая оценка бытовала и до войны, см. журнал «Большевик», № 2 (1936). С. 89.
- Official Gazette of the United States Patent Office. Vol. 372 (1928). P. 745.
- Mowrer L.T. Journalist’s Wife. New York, 1937. P. 222.