Груба, Ежи
Ежи Щепан Груба (польск. Jerzy Szczepan Gruba; 29 марта 1935, Псары — 15 октября 1991, Катовице) — польский генерал времён ПНР, в 1980-х комендант гражданской милиции Катовицкого воеводства, начальник управления внутренних дел Краковского воеводства. Был известен как организатор поимки серийного убийцы Здислава Мархвицкого. Проводил репрессивную политику в период военного положения, отдал приказ об усмирении шахты «Вуек». Отстранён при смене общественно-политического строя Польши.
Ежи Груба | |
---|---|
польск. Jerzy Gruba | |
Дата рождения | 29 марта 1935 |
Место рождения | Псары |
Дата смерти | 15 октября 1991 (56 лет) |
Место смерти | Катовице |
Принадлежность | ПНР |
Род войск | милиция (MO) |
Годы службы | 1954—1990 |
Звание | генерал бригады |
Командовал | комендатура MO Катовицкого воеводства, управление внутренних дел Краковского воеводства |
Сражения/войны | Военное положение в Польше (1981—1983), усмирение шахты «Вуек», подавление забастовки Хута Катовице |
Награды и премии |
Оперативник
Родился в крестьянской семье из гмины Псары. В 1953 поступил на курсы кадров Министерства общественной безопасности (МОБ) в Сталиногруде, с 1956 — Катовице. На следующий год окончил офицерскую школу в Червеньске и поступил в I отдел (контрразведка) Сталиногрудского управления МОБ[1]. В 1954—1956, после расформирования МОБ, служил в I (разведка) и II (контрразведка) отделах Комитета общественной безопасности.
В 1956 функции правоохраны и госбезопасности были объединены в системе МВД ПНР. Ежи Груба в звании подпоручика определён в Катовицкую воеводскую комендатуру гражданской милиции (MO). Служил в качестве оперативника и инспектора службы криминальной милиции. В 1962 прослушал в Лодзи курсы начальников отделов криминальной милиции. В 1963 — капитан, в 1967 — майор MO[2]. Как оперативник обладал высокой профессиональной квалификацией. Имел также репутацию «молодого амбициозного офицера».
Ежи Груба возглавлял в комендатуре службу криминальной милиции. Широкую известность приобрёл после 1971—1972 — как руководитель оперативной группы Анна, арестовавшей серийного убийцу Здзислава Мархвицкого. В то же время, ход и результаты расследования этого дела до сих пор вызывают сомнения — например, характер признания Мархвицкого[3].
С 1975 Ежи Груба в звании подполковника — заместитель воеводского коменданта Бенедикта Цадера. В декабре 1980 полковник Ежи Груба был назначен Катовицким воеводским комендантом гражданской милиции[4].
Политическая линия
С 1953 Ежи Груба — член правящей компартии ПОРП. Состоял в партийном комитете воеводской комендатуры. В 1980—1981 — член Катовицкого воеводского комитета ПОРП; в 1986—1989 — Краковского воеводского комитета[5].
Политически Ежи Груба придерживался ортодоксальной партийной линии, был сторонником силового подавления политической оппозиции и профсоюза Солидарность. Ориентировался на таких деятелей, как секретари ЦК ПОРП Мирослав Милевский и Стефан Ольшовский, первый секретарь Катовицкого воеводского комитета ПОРП Анджей Жабиньский. Принадлежал к региональной группе «партийного бетона», поддерживал Катовицкий партийный форум.
В 1981 Груба имел контакты с Владимиром Крючковым, заместителем председателя КГБ СССР Юрия Андропова. Консультировал Крючкова и по общей ситуации в Польше, и по политическим перспективам Жабиньского, который пользовался особым благоволением советского руководства[6].
Комендант
Декабрьские усмирения
13 декабря 1981 в ПНР было введено военное положение. Полковник Груба принял к исполнению указания WRON. Были интернированы активисты «Солидарности», подавлялись акции протеста. (При этом именно Груба, по территориальному пребыванию, передал сотрудникам Бюро охраны правительства приказ об интернировании бывшего первого секретаря ЦК ПОРП Эдварда Герека[7].)
Арест председателя профкома «Солидарности» Яна Людвичака вызвал забастовку горняков шахты «Вуек». Был создан забастовочный комитет под председательством активиста Станислава Платека. Переговоры не дали результатов. К шахте стянулись крупные силы милиции и армии: пять рот ЗОМО, рота милицейских резервистов, две роты ОРМО, три армейских мотострелковых с тремя десятками БМП и одна армейская танковая рота — во главе с командиром ЗОМО подполковником Казимежем Вильчиньским.
Армию в операции представляли начальник воеводского войскового штаба генерал Ян Лазарчик, его заместитель полковник Пётр Гембка и назначенный на «Вуек» военный комиссар полковник Вацлав Рымкевич. Они, однако, ограничивались в основном словесными заявлениями и выдвижением ультиматумов. Первостепенной была роль милиции и ЗОМО.
Общее командование осуществлял комендант Груба, оперативное — первый заместитель коменданта по Службе госбезопасности (СБ) полковник Зыгмунт Барановский, руководитель IV отдела управления СБ майор Эдмунд Перек и заместитель коменданта по ЗОМО подполковник Мариан Окрутны[8]. Между тем забастовщики, готовые иметь дело с военными, категорически отказывались пускать на шахту милицию (горняки не считали себя преступниками; репутация правоохранительных органов в ПНР была весьма одиозной).
15 декабря Воеводский комитет обороны (региональный орган чрезвычайного управления, подчинённый WRON) создал штаб под руководством полковника Грубы. Оперативный план подготовил полковник Барановский. Было принято решение применить военную силу для усмирения шахты[9].
16 декабря 1981 на «Вуек» произошло столкновение. ЗОМО под командованием Вильчиньского вслед за армейскими танками атаковали шахту. Забастовщики упорно сопротивлялись. С обеих сторон были раненые, два офицера и рядовой ЗОМО взяты в плен шахтёрами. ЗОМО открыли огонь на поражение, погибли девять шахтёров[10].
Получив информацию о ходе столкновения, количестве убитых и раненых, Груба потерял сознание. Очнувшись, он связался с начальством в Варшаве, при отчёте делая упор на силу сопротивления и опасность для жизни милиционеров[11].
Впоследствии на судебных процессах исполнители из ЗОМО ссылались именно на приказ коменданта Грубы. Чеслав Кищак (тогда министр внутренних дел) и Войцех Ярузельский (тогда первый секретарь ЦК ПОРП и председатель WRON) тоже заявляли, будто указание применить оружие исходило от полковника Грубы вопреки запрету министра[12]. Самого Ежи Грубы к тому времени не было в живых.
Полковник Груба руководил также подавлением забастовки металлургического комбината Хута Катовице, продолжавшейся 13—23 декабря 1981 года. Санкцию на силовое решение Груба получил лично от начальника СБ ПНР генерала Цястоня[13], но в этой ситуации огнестрельное оружие не было применено. Только подземное проведение двухнедельной забастовки на шахте «Пяст» предотвратило здесь применение прямого насилия.
По итогам декабрьских событий новый Катовицкий воевода генерал Роман Пашковский характеризовал полковника Грубу как «типичного мента, который сначала выполняет приказ, потом начинает думать»[14].
Варшавское дело
Но «нарушение запрета», даже если оно имело место, никак не отразилось на служебном положении и дальнейшей карьере Грубы. В сентябре 1982 ему было присвоено звание генерал бригады. В мае 1983 Груба занял пост заместителя главного коменданта милиции Юзефа Бейма. Курировал в главной комендатуре Бюро криминальной милиции[15].
На варшавский период службы Ежи Грубы пришлось дело об убийстве Гжегожа Пшемыка — 19-летнего сына поэтессы-диссидентки Барбары Садовской. 12 мая 1983 Пшемык был задержан милицейским патрулём, избит в отделе и через день скончался. Вину милиционеров подтвердило даже прокурорское расследование. Гибель юноши вызвала взрыв возмущения. Создалась проблема для высшего руководства. Генерал Ярузельский поручил МВД и главной комендатуре сформулировать свою версию: якобы Пшемык погиб из-за неквалифицированно оказанной медицинской помощи.
По поручению министра Кищака и главного коменданта Бейма этим занимался Груба[16]. Он подготовил нужные министерству варианты «заключений» и представил на выбор Кищаку. Попытки затемнить обстоятельства, отвести обвинение от убийц и возложить ответственность на невиновных медиков усилили общественное отторжение органов внутренних дел[17].
Столкновение в Кракове
В апреле 1985 генерал Груба был назначен начальником УВД в Краковском городском воеводстве[18]. В политическом плане он проводил прежний репрессивный курс.
В середине мая 1989 в Кракове произошли крупные протесты. Радикальная антикоммунистическая молодёжь выступила против «сговора в Магдаленке» и на Круглом столе, требовала немедленного вывода из Польши советских войск. Генерал Груба вновь отдал приказ на силовой разгон, против демонстрантов были брошены ЗОМО. Существует мнение, что Груба целенаправленно шёл на обострение ситуации. Однако упорство протестующих, умелое посредничество Лешека Мочульского, общая атмосфера в стране вынудили освободить всех задержанных[19].
Отставка и кончина
4 июня 1989 «Солидарность» одержала фактическую победу на выборах. Обстановка в стране необратимо изменилась. Ежи Груба по-своему отреагировал на перемены: с его стороны стали звучать ранее непредставимые высказывания об ошибочности действий партийного руководства или о правоте Адама Шаффа, сочинения которого генерал с увлечением стал читать[20].
В январе 1990 Ежи Груба был отозван в распоряжение кадрового департамента МВД, что фактически являлось отставкой. 3 мая 1990 уволен со службы. Менее чем через полтора года скончался в возрасте 56 лет.
Примечания
- Dane osoby z katalogu funkcjonariuszy aparatu bezpieczeństwa. Jerzy Szczepan Gruba
- Twarze krakowskiej bezpieki. Obsada stanowisk kierowniczych Urzędu Bezpieczeństwa i Służby Bezpieczeństwa w Krakowie
- Wampir z Zagłębia. Historia zbrodni
- Воеводская КГМ — УВД в Сталиногруде (Катовице)
- Dane osoby z katalogu kierowniczych stanowisk partyjnych i państwowych PRL. Jerzy Szczepan Gruba
- Historia w cieniu «Bolka»
- Internowanie I sekretarza
- Pacyfikacja KWK «Wujek»
- Wujek ’81 relacje
- 30 lat prób osądzenia osób odpowiedzialnych za śmierć górników w kopalni «Wujek»
- 1981 r.: Pacyfikacja Kopalni Wujek
- «Gruba chciał strzelać, Kiszczak odmówił» (akt.)
- Jarosław Neja. Grudzień 1981 roku w województwie katowickim / Katowice 2011.
- Oni decydowali na Górnym Śląsku w XX wieku. Roman Paszkowski / Generał Roman Paszkowski — postawa polityczna wojewody katowickiego wobec wydarzeń stanu wojennego
- Главная комендатура — Служба гражданской милиции
- Rzecznik IPN o roli władz PRL ws. śmierci Przemyka
- W związku z podważaniem w debacie parlamentarnej roli władz PRL w sprawie wyjaśniania sprawy śmiertelnego pobicia Grzegorza Przemyka IPN przedstawia najważniejsze ustalenia z postępowania prowadzonego w OKŚZpNP w Warszawie
- Воеводская КГМ — УВД в Кракове
- Jak protestowano przeciw porozumieniu w Magdalence. Zapomniany bunt (foto)
- Przemysław Gasztold. Towarzysze z betonu. Dogmatyzm w PZPR 1980—1990 / Instytut Pamięci Narodowej, Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu — Wydawnictwo Diecezjalne i Drukarnia w Sandomierzu; Warszawa 2019