Гней Корнелий Сципион Кальв
Гней Корне́лий Сципио́н Кальв (лат. Gnaeus Cornelius Scipiō Calvus; умер в 212 году до н. э.) — римский военачальник и политический деятель из патрицианского рода Корнелиев, консул 222 года до н. э. В качестве консула одержал совместно с Марком Клавдием Марцеллом победу над галльским племенем инсубров и взял Медиолан, но триумфа за это удостоен не был. В 220 году до н. э. основал одну из первых римских колоний в Цизальпийской Галлии.
Гней Корнелий Сципион Кальв | |
---|---|
лат. Gnaeus Cornelius Scipiō Calvus | |
консул Римской республики
|
|
222 год до н. э. | |
218 год до н. э. | |
217-212 годы до н. э. | |
|
|
Рождение |
III век до н. э. Рим |
Смерть |
212 до н. э. Испания |
Род | Корнелии |
Отец | Луций Корнелий Сципион (консул 259 года до н. э.) |
Мать | неизвестно |
Супруга | неизвестно и неизвестно |
Дети |
1) Публий Корнелий Сципион Назика 2) Корнелия 3) Гней Корнелий Сципион Гиспалл |
Во время Второй Пунической войны Гней Корнелий стал первым римским полководцем, действовавшим в Испании, — сначала в качестве единственного полководца (218—217 годы до н. э.), потом совместно с братом Публием (217—212 годы до н. э.). Вёл войну в течение шести лет и одержал ряд побед над карфагенскими полководцами Ганноном и Гасдрубалом Баркидом. Во время этих кампаний впервые в истории Рима осуществлялся набор наёмников в армию. Помешав Гасдрубалу прорваться в Италию на соединение с Ганнибалом, Гней Корнелий дал возможность Римской республике оправиться от ряда сокрушительных поражений, но при этом так и не сумел поставить под контроль Рима всю Испанию. В 212 году до н. э. он потерпел поражение при Верхнем Бетисе и погиб в бою.
Потомками Гнея Корнелия стали Сципионы Назики.
Биография
Происхождение
Сципион Кальв принадлежал к одному из самых знатных и разветвлённых патрицианских родов Рима, имевшему этрусское происхождение[1][2], — Корнелиям. Когномен Сципион (Scipio) античные писатели считали происшедшим от слова посох: «Корнелий, который [своего] тёзку — отца, лишённого зрения, направлял вместо посоха, был прозван Сципионом и передал это имя потомкам»[3]. Самого раннего носителя этого когномена звали Публий Корнелий Сципион Малугинский; отсюда делается предположение, что Корнелии Сципионы были ветвью Корнелиев Малугинских[4].
Представители этой ветви рода получали консульство в каждом поколении. Дед Гнея Корнелия Луций Корнелий Сципион Барбат, консул 298 года до н. э.[5], сражался при Сентине; отец, тоже Луций, консул 259 года[6], во время Первой Пунической войны изгнал карфагенян с Корсики. Младшим братом Гнея был Публий, отец Сципиона Африканского[7].
Консульство
Сципион Кальв (Calvus — «лысый»[8]) впервые упоминается в источниках в связи со своим консулатом 222 года до н. э.[9]: после отстранения от должности консулов предыдущего года, Гая Фламиния и Публия Фурия Фила, интеррексы организовали выборы, на которых победил плебей Марк Клавдий Марцелл, а последний уже избрал своим коллегой Гнея Корнелия[10].
В это время шла война с галльским племенем инсубров. Фламиний и Фурий нанесли им большое поражение, и галлы просили теперь мира, но оба новых консула относились к партии войны. Сципион Кальв и Марцелл убедили народное собрание продолжить военные действия и сами выступили с армиями на север. Инсубры в ответ заключили союз с племенем гезатов[11].
Театром военных действий стала долина Пада. Сципион двинулся на инсубров, взял город Ацерры и начал борьбу за Медиолан, в то время как его коллега разбил гезатов в большом сражении у Кластидия. Рассказ двух основных источников о дальнейших событиях очень тенденциозен. Плутарх уделяет основное внимание победе Марцелла и сообщает, что Гней Корнелий воевал не слишком удачно: галлы даже осадили его в собственном лагере, и перелом произошёл только благодаря прибытию Марцелла. Совместно консулы смогли взять Медиолан и принудить инсубров к капитуляции[12]. Полибий же, испытывавший большую симпатию ко всем Сципионам, только упоминает победу Марцелла и пишет, что Гней Корнелий сам победил галлов и взял Медиолан[13]. При этом он не сообщает о триумфе, которого по итогам войны был удостоен только Марк Клавдий[14].
Закрепляя эту победу, в 220 году до н. э. Гней Корнелий совместно со своим двоюродным братом Публием Корнелием Сципионом Азиной основал одну из первых римских колоний в долине Пада — либо Кремону, либо Плаценцию[8].
Испания: Единоличное командование
В 218 году до н. э. младший брат Сципиона Кальва, Публий Корнелий Сципион, стал консулом. В это время начиналась Вторая Пуническая война, и сенат направил Публия Корнелия в Испанию на борьбу с Ганнибалом. Гней Корнелий стал легатом в армии брата[15]; с ним в поход отправился и его юный племянник Публий Корнелий-младший (в будущем — Африканский)[16]. На 68 кораблях это войско переправилось в Массилию и затем встало лагерем в устье Родана; только здесь римское командование узнало, что Ганнибал в своём походе в Италию тоже приближается к этой реке. Когда карфагеняне, уклонившись от боя, двинулись к Альпам, Публий Корнелий уплыл обратно в Италию, а брата с большей частью войска направил в Испанию, поручив ему защиту старых римских союзников на полуострове — греческих колоний — и войну с Гасдрубалом Баркидом, которого Ганнибал оставил командующим карфагенскими войсками в этом регионе[17].
В оставшиеся месяцы этого года Сципион Кальв действовал под ауспициями брата[18]. Проплыв вдоль побережья Галлии, он высадился в Эмпориях и, действуя мирно, вскоре заключил союз с большинством племён испанского побережья между Пиренеями и устьем реки Ибер. Карфагенский наместник этой части Испании Ганнон поспешил дать сражение, но был разбит при Циссисе и попал в плен вместе с царём илергетов Индебилом. Вскоре Гасдрубал Баркид совершил два рейда за Ибер, нанёс ощутимые потери римским морякам и корабельным солдатам, которые разбрелись по стране, и спровоцировал восстание илергетов. Но Сципион Кальв смог подавить восстание, после чего зазимовал в Эмпориях. Таким образом, он перерезал сухопутные коммуникации между Карфагенской Испанией и армией Ганнибала. Война в регионе приобрела затяжной характер[19][20].
По истечении консульских полномочий брата Гней Корнелий, вероятно, действовал в Испании как проконсул[21][22]; правда, в историографии существуют гипотезы, что его империй был ниже по статусу, — возможно, это были полномочия пропретора[23]. В 217 году до н. э. Гасдрубал предпринял масштабное наступление на римлян на суше и на море. Сципион в устье Ибера разгромил карфагенский флот, захватив двадцать пять кораблей из сорока. Это резко изменило баланс сил: римские корабли достигли Нового Карфагена и разграбили его окрестности, а Гней Корнелий с армией дошёл до Кастулонских гор, оттеснив Гасдрубала в Лузитанию. В этот момент против Рима восстали илергеты, поддержанные карфагенянами, но Сципион со своей стороны инспирировал вторжение кельтиберов во владения Карфагена[24][25].
Испания: Командование вместе с братом
В том же году (217 до н. э.) в Испанию прибыл Публий Корнелий Сципион с 8-тысячным корпусом, и с этого момента братья командовали совместно. Оба они обладали полномочиями проконсулов, но при этом Гней Корнелий мог обладать преимуществом как более старший консуляр[26]. Братья предприняли рейд на Сагунт и захватили содержавшихся здесь испанских заложников, которых отпустили домой. В результате очень многие иберийские племена перешли на сторону Рима; это сказалось на ходе боевых действий уже в следующем году[27].
После очередной зимовки Гасдрубал, выполняя полученный из Карфагена приказ, двинулся на север, чтобы повторить путь Ганнибала и присоединиться к нему в Италии. Известие об этом походе встревожило Сципионов, уверенных, что «Ганнибал один замучил Италию, а если к нему присоединится Гасдрубал с испанским войском, то римскому государству придёт конец»[28]. Римляне преградили путь карфагенской армии. В сражении, в котором ни у одной из сторон, видимо, не было заметного перевеса в численности, решающую роль сыграло нежелание иберийской пехоты Гасдрубала уходить из Испании[29]. В самом начале битвы иберы начали отступать, а вскоре просто обратились в бегство. Евтропий сообщает о 25 тысячах убитых со стороны Карфагена[30], но, судя по описанию битвы, потери должны были быть не слишком большими[31].
Одержав эту победу, Сципионы дали Риму дополнительные шансы оправиться от масштабного поражения при Каннах. Ситуация в Испании же осталась неустойчивой[32]. Проконсулы, вынужденные сражаться уже с тремя карфагенскими армиями (Гасдрубала, Гимилькона и Магона Баркида) столкнулись с серьёзными проблемами снабжения; тем не менее в 215 году они разбили противника, осаждавшего Илитургис, а позже одержали победу над Гасдрубалом при Интибилисе. Ливий пишет в связи с этим о 13 тысяч убитых карфагенян[33]. Эти потери представляются историкам завышенными, но других данных нет[34].
В 214 году до н. э. Сципион Кальв пришёл на помощь брату, окруженному карфагенянами на холме в районе Акра Левке. Затем, пользуясь отсутствием у противника единого командования, он прорвался в осаждённый Илитургис, на следующий день одержал победу в большом сражении (за два дня боёв карфагеняне потеряли 12 тысяч человек убитыми), оттеснил врага от города Бигерра. В битве при Мунде он снова одерживал верх, но был ранен, и поэтому римляне отступили. Позже были одержаны ещё две победы при Авринге, причём в первом из этих сражений Сципион командовал, лёжа на носилках. Символическим завершением этой победоносной кампании стало взятие Сагунта, из-за которого началась война[35][36].
В дальнейшем Сципионы заключили союз с одним из нумидийских царей Сифаксом и отправили к нему центуриона Квинта Статория для тренировки пехоты по римскому образцу (213 год до н. э.)[37][38]. Для усиления своей армии они начали впервые в римской истории привлекать наёмников: только за зиму 213—212 годов было нанято порядка 20 тысяч кельтиберов. С этими силами проконсулы решили нанести врагу решительный удар во время кампании 212 года. Они были уверены в своей победе; Публий Корнелий с двумя третями римского войска двинулся против Магона и Гасдрубала, сына Гисгона, а Гней Корнелий с оставшейся третью римлян и всеми кельтиберами — против Гасдрубала Баркида[39].
Таким образом, кельтиберы составляли большую часть армии Сципиона Кальва. Его противник пустил в ход подкуп, и все римские наёмники оставили лагерь, объяснив это междоусобной войной у себя на родине. Гнею Корнелию пришлось отступать перед надвигавшимся на него Гасдрубалом Баркидом. Тем временем другие карфагенские военачальники разгромили армию Публия Корнелия (он сам погиб в бою) и присоединились к своему коллеге. Сципион Кальв понял, что произошло, и, осознавая безнадёжность своего положения, возобновил отступление ночью. Уже на следующий день враги его настигли; римляне заняли круговую оборону на невысоком холме, за обозными повозками, и какое-то время отбивали атаки. В конце концов карфагеняне взяли штурмом импровизированные укрепления. Гней Корнелий погиб, по одним данным, в схватке на холме, по другим — в находившейся неподалёку башне, куда он смог прорваться с несколькими солдатами. Большая часть его армии всё-таки смогла уйти за Ибер и там закрепиться[40][41][42].
Семья
У Гнея Корнелия было двое сыновей — Публий Корнелий Сципион Назика и Гней Корнелий Сципион Гиспалл, консулы 191 и 176 года до н. э. соответственно[43]. Кроме того, у Сципиона Кальва была дочь: в 214 году до н. э. проконсул обратился к сенату за разрешением вернуться из Испании в Рим, чтобы обеспечить ей приданое, но сенат постановил выплатить Корнелии приданое из казны. Это была скромная сумма в 40 тысяч ассов[44][8].
Итоги деятельности
Воюя в Испании шесть лет, Гней Корнелий так и не смог одержать полную победу над противником. Во многом именно это предопределило затяжной характер всей Второй Пунической войны[45]. Позже Публий Корнелий Сципион-младший, опираясь на опыт своих отца и дяди, разработал новую тактику — коротких и эффективных рейдов на юг с левобережья Ибера, во время которых воины местных племён играли не слишком важную роль. Эта тактика и обеспечила Риму победу[46].
Примечания
- Haywood R., 1933, р. 22.
- Бобровникова Т., 2009, с. 346—347.
- Макробий, 2013, I, 6, 26.
- Cornelii Scipiones, 1900, s. 1426.
- Broughton T., 1951, р. 174.
- Broughton T., 1951, р. 206.
- Corpus Inscriptionum Latinarum 1, 25
- Трухина Н., 1986, с. 64.
- Broughton T., 1951, р. 232—233.
- Плутарх, 1994, Марцелл, 6.
- Claudius 220, 1899, s. 2738.
- Плутарх, 1994, Марцелл, 6—8.
- Полибий, 1994, II, 34.
- Claudius 220, 1899, s. 2738—2739.
- Broughton T., 1951, р. 239.
- Полибий, 1994, Х, 3.
- Родионов Е., 2005, с. 193; 199.
- Тит Ливий, 1994, XXI, 40, 3.
- Родионов Е., 2005, с. 225—227.
- Кораблёв И., 1981, с. 92.
- Broughton T., 1951, р. 245.
- Sumner G., 1970, р. 86.
- Васильев А., 2014, с. 150—151.
- Родионов Е., 2005, с. 231—233.
- Кораблёв И., 1981, с. 114.
- Sumner G., 1970, р. 86—87.
- Родионов Е., 2005, с. 234—235.
- Тит Ливий, 1994, XXIII, 28, 8.
- Родионов Е., 2005, с. 316.
- Евтропий, 2001, III, 11.
- Родионов Е., 2005, с. 317.
- Кораблёв И., 1981, с. 140—141.
- Тит Ливий, 1994, XXIII, 49, 13.
- Родионов Е., 2005, с. 342—343.
- Тит Ливий, 1994, XXIV, 41—42.
- Родионов Е., 2005, с. 389—391.
- Тит Ливий, 1994, XXIV, 49.
- Родионов Е., 2005, с.394.
- Родионов Е., 2005, с. 410.
- Тит Ливий, 1994, XXV, 35—36.
- Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 16.
- Родионов Е., 2005, с. 410—412.
- RE. Stuttgart, 1900. S. 1429—1430.
- Валерий Максим, 2007, IV, 4, 10.
- Родионов Е., 2005, с. 225.
- Трухина Н., 1986, с. 69.
Источники и литература
Источники
- Аппиан Александрийский. Римская история. — СПб.: Ладомир, 2002. — 882 с. — ISBN 5-89329-676-1.
- Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 308 с. — ISBN 978-5-288-04267-6.
- Евтропий. Бревиарий римской истории. — СПб., 2001. — 305 с. — ISBN 5-89329-345-2.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. — М., 1994. — Т. 2. — 528 с. — ISBN 5-02-008995-8.
- Макробий. Сатурналии. — М.: Кругъ, 2013. — 810 с. — ISBN 978-5-7396-0257-2.
- Павел Орозий. История против язычников. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 544 с. — ISBN 5-7435-0214-5.
- Плутарх. Марцелл // Сравнительные жизнеописания. — М.: Наука, 1994. — Т. 1. — 704 с. — ISBN 5-02-011570-3.
- Полибий. Всеобщая история. — М.: АСТ, 1994. — Т. 1. — 768 с. — ISBN 5-02-028227-8.
Литература
- Бобровникова Т. Сципион Африканский. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 384 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03238-5.
- Васильев А. Магистратская власть в Риме в республиканскую эпоху: традиции и инновации. — СПб., 2014. — 215 с. Архивная копия от 3 июня 2016 на Wayback Machine
- Кораблёв И. Ганнибал. — М.: Наука, 1981. — 360 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Лансель С. Ганнибал. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 368 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-02483-4.
- Родионов Е. Пунические войны. — СПб.: СПбГУ, 2005. — 626 с. — ISBN 5-288-03650-0.
- Трухина Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. — М.: Издательство МГУ, 1986. — 184 с.
- Broughton T. Magistrates of the Roman Republic. — New York: American Philological Association, 1951. — Vol. I. — 600 p. — (Philological Monographs, No. 15).
- Haywood R. Studies on Scipio Africanus. — Baltimore: The John Hopkins Press, 1933.
- Henze W. Cornelius 345 // RE. — 1900. — Т. VII. — С. 1491—1492.
- Münzer F. Claudius 220 // RE. — 1899. — Т. IV, 1. — P. 2738—2755.
- Münzer F. Cornelii Scipiones // RE. — 1900. — Bd. VII. — Kol. 1426—1427.
- Sumner G. Proconsuls and «Provinciae» in Spain, 218/7 — 196/5 B.C // Arethusa. — 1970. — Т. 3.1. — С. 85—102.