Глубокое время

Глубокое время (англ. Deep time) — концепция геологического времени, исходящая из чрезвычайно медленного характера протекания геологических процессов и большой древности Земли, разработанная в XVIII веке шотландским геологом Джеймсом Хаттоном (1726—1797 годы)[1][2].

Концепция

Концепция «глубокого времени» Хаттона основывалась на исследованиях в области геохимии, которые были выполнены в Шотландии и скандинавских странах во второй половине XVIII века[3]. Работы Хаттона первоначально были неоднозначно встречены в научном сообществе — в частности, друг и коллега Хаттона, математик Джон Плэйфер, участвовавший в 1788 году с Хаттоном и Джеймсом Холлом в исследовании геологических отложений в графстве Беруикшир, отмечал: «взгляд в такую бездну времени приводит к головокружению»[4]. Особенное неприятие работы Хаттона встретили со стороны так называемых «нептунистов».

В Западной Европе геология как самостоятельная наука, отдельная от минералогии, сформировалась лишь к концу XVIII века на основе работ Нильса Стенсена и Ораса Бенедикта де Соссюра, которые разрабатывали концепции формирования геологических пластов из воды путём химических процессов. Этот подход саксонский минералог Абраам Готлоб Вернер обобщил в теории, получившей название «нептунизм». Последователи Вернера, прозванные «нептунистами», активно защищали теорию возникновении горных пород из вод первичного Мирового океана, покрывавшего всю Землю, и из вод всемирного потопа. Местный порядок напластования горных пород они распространяли на все материки.

Подход Д. Хаттона, опубликованный в его работах 1788 и 1795 годах, получил название плутонизм и был содержательно противоположен нептунизму. В своих работах Хаттон доказал, что базальт, гранит и другие массивно-кристаллические горные породы произошли из застывших минеральных расплавов, то есть были когда-то расплавленной лавой[5]. Хаттон был убежден в чрезвычайно медленном характере протекания геологических процессов и отмечал в этой связи: «мы не находим ни следов начала, ни перспектив конца (геологических процессов)»[6][7].

Дальнейшее развитие концепция Хаттона получила в XIX веке, в частности, британский геолог Чарлз Лайель ввёл понятие «бесконечно глубокого времени» как научного термина в своём труде «Основы геологии» (англ. Principles of Geology, 1830—1833). Труд Лайеля изучал Чарльз Дарвин во время своего плавания на корабле «Бигль» в 1831—1836 годах.

В XX веке концепцию глубокого времени описали физик Грегори Бенфорд в книге «Глубокое время: как человечество общается через тысячелетия» (англ. Deep Time: How Humanity Communicates Across Millennia) и палеонтолог и редактор журнала Nature Генри Джи в «В поисках глубокого времени» (англ. In Search of Deep Time)[8][9]. Значительный вклад в разработку концепции внёс американский палеонтолог Стивен Гулд в своей работе Стрела времени, цикл времени (1987).

Американский писатель Джон Макфи рассмотрел концепцию «глубокого времени» в своей книге 1981 года «Бухта и размер» (англ. Basin and Range), частично опубликованной в журнале New Yorker[10]. Одна из метафор МакФи, использованная для объяснения концепции глубокого времени, была приведена в упомянутой книге Гулда:

Рассмотрим продолжительность истории Земли как старую английскую меру длины — ярд, расстояние от кончика носа короля до конца его вытянутой руки. Тогда один удар по ногтю на среднем пальце стирает всю историю человечества.

[10]

Понятия, подобные глубокому времени, встречаются в трудах персидского учёного Авиценны (Ибн Сины, 973—1037)[11], и китайского учёного Шэнь Ко (1031—1095)[12].

Теологические приложения концепции глубокого времени были разработаны католическим теологом Томасом Берри (1914—2001). Берри предположил, что глубокое понимание истории и функционирования развивающейся Вселенной является необходимым для нашего собственного эффективного функционирования — как отдельных личностей, так человечества как биологического вида. Эта точка зрения в повлияла на развитие глубинной экологии и экософии.

Герберт Уэллс и Джулиан Хаксли в своё время полагали, что трудности восприятия концепции глубокого времени были преувеличены. «Использование разных масштабов времени — это просто вопрос практики», — отмечали они в своей книге 1934 года «Наука о жизни» (англ. The Science of Life). — «Мы очень скоро привыкли к картам, хотя они выполнены в масштабе вплоть до одной стомиллионной от натуральной величины … всё, что нужно, чтобы понять геологическое время, это придерживаться некоторой величины, которая должна быть единицей нового, увеличенного масштаба; пожалуй, самый удобный период — миллион лет, — нужно понять его смысл раз и навсегда усилием воображения, а затем думать о всём прохождении геологического времени с точки зрения этой новой единицы»[13].

См. также

Примечания

  1. Palmer, Zen.
  2. Kubicek, 2008.
  3. Eddy, 2008.
  4. Playfair, 1805.
  5. Борьба нептунистов и плутонистов Архивная копия от 31 мая 2014 на Wayback Machine // de-ussr.com
  6. Montgomery, 2003.
  7. Rance, 1999.
  8. Korthof, 2000.
  9. Campbell, 2001.
  10. McPhee, 1998, p. 77.
  11. Toulmin, Goodfield, 1965, p. 64.
  12. Sivin, 1995, pp. iii,23-24.
  13. H.G. Wells, Julian S. Huxley, and G.P. Wells, The Science of Life (New York: The Literary Guild, 1934; orig. publ. 1929), p. 326.

Литература

Интернет-ресурсы

Книги

Журналы

  • Kubicek, Robert. Ages in Chaos: James Hutton and the Discovery of Deep Time (англ.) // The Historian : journal. — 2008. Vol. 70, no. 1. P. 142—143. ISBN 0-7653-1238-7.
  • Playfair, John. Hutton's Unconformity (неопр.) // Transactions of the Royal Society of Edinburgh. — 1805. Т. V, № III.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.