Гельгель
Гельгель — деревня в округе Клунгкунг на Бали, Индонезия. Деревня, расположенная недалеко от побережья в четырех километрах к югу от административного центра округа Семарапура, содержит ряд достопримечательностей, представляющих культурный интерес, и известна своей керамикой и тканью для церемониальной одежды. Пик влияния деревни пришелся на период царства Гельгеля, которое доминировало на Бали примерно с начала XVI века до 1686 года. Сегодня не осталось никаких следов старого королевского дворца (Пури). Старая наследственная святыня правящей династии, Пура Джеро Агунг, все еще стоит на месте старого дворца. К востоку от Пура Джеро Агунг находится еще один старый храм, Пура Дасар, который является равнинным аналогом «материнского храма» Бали, Пура Бесаких . В деревне также находится самая старая мечеть на Бали, которая была построена яванскими хранителями старых королей.[3]
Населённый пункт | |
Гельгель | |
---|---|
индон. Desa Gelgel[1] | |
8°33′51″ ю. ш. 115°24′43″ в. д. | |
Страна | |
История и география | |
Высота центра | 29 м |
Часовой пояс | UTC+8:00 |
|
|
Медиафайлы на Викискладе |
Ранняя история
История Гельгеля подробно описана в традиционных хрониках (бабад), в частности в работе XVIII века Бабад Далем. Согласно этим текстам, завоевание Бали индуистским яванским королевством Маджапахит сопровождалось установлением вассальной династии в Сампрангане на территории современного регентства Джаньяр, недалеко от старого королевского центра Бедулу . Династия возникла в эпоху министра Маджапахита Гаджи Мада (ум. 1364). У первого правителя Сампрангана Шри Аджи Кресны Кепакисана было три сына. Старший, Далем Сампранган, сменил отца, но оказался тщеславным и некомпетентным правителем. Его младший брат Далем Кетут основал новый королевский престол в Гельгеле, в то время как власть Сампрангана ослабла. Позже он посетил Маджапахит и получил могущественные реликвии (пусака) от царя Хаяма Вурука. Через некоторое время королевство Маджапахит погрузилось в хаос и исчезло, оставив Далема Кетута и его балийское королевство наследниками своей индуистско-яванской культуры.[4] Это традиционное описание проблематично, поскольку оно включает в себя непримиримые хронологические трудности; правитель Маджапахит Хайам Вурук умер в 1389 году, а падение Маджапахит произошло намного позже, в начале 16-го века.
Золотой век
Из сравнения внешних и местных источников ясно, что Гельгель был могущественным государством на Бали в 16 веке. Сын Девы Кетут, Далем Батененгонг, предположительно правил в середине 16 века. При его дворе появился мудрец-брахман по имени Нирарта, который бежал от политического хаоса, царившего на Яве. Между правителем и Нирартой, который занимался обширной литературной деятельностью, сложились плодотворные отношения покровителя и священника. Считается, что во времена Далема Батуренгонга Ломбок, Западная Сумбава и Бламбанган (самая восточная Ява) попали под сюзеренитет Гельгеля. После смерти Далема Батуренгонга его сын Далем Бекунг унаследовал правление, ознаменовавшееся двумя серьезными восстаниями придворных аристократов (традиционно датируемых 1558 и 1578 годами), и серьезным военным поражением от яванского королевства Пасуруан. Его брат и преемник Далем Сеганинг был успешным королем, долгое правление которого было относительно свободно от внутренних неприятностей. Местные хроники относят его смерть к 1623 году, хотя некоторые историки считают, что это произошло позже. Сын Далема Сеганинга, Далем Ди Мадэ, предпринял еще одну неудачную экспедицию против Явы, потерпевшую поражение от царя Матарама.[5] В старости он оказался под влиянием своего главного министра (пати) Англурой Агунгом (Густи Агунг Марути). Некоторые местные тексты относят его смерть к 1642 году, но историки считают правильной датой 1651 или ок. 1665.[6]
Голландские и португальские источники подтверждают существование могущественного королевства в 16-м и 17-м веках, которому подчинялись соседние области Ломбок, Западная Сумбава и Баламбанган. Рядом с царем (далем) находились старшие служители, принадлежащие к семействам Агунг и Лер, и наследственная линия наставников брахманов.[7] Королевство Гельгеля около 1619 года подверглось нападению со стороны морского королевства Макассар, которое лишило его владений в Сумбаве и по крайней мере в некоторых частях Ломбока. С Матарамом произошла битва за владение Бламбанганом в 1635—1647 годах; в итоге Гельгель одержал верх.[8] Голландцы появились на острове впервые в 1597 году и вступили в дружеские отношения с правителем Гельгеля. Последующие отношения между Голландской Ост-Индской компанией и королями Гельгеля обычно были хорошими, хотя попытки конкретного политического сотрудничества были в основном безуспешными. Португальцы в Малакке отправили неудачную миссионерскую экспедицию к королю в 1635 году.[9] Европейские источники описывают Бали в это время как густонаселенный остров с населением более 300 000 человек и процветающим сельскохозяйственным производством. К началу 17 века он был интегрирован в экономику архипелага Юго-Восточной Азии через торговцев из района Пасисир на северном побережье Явы. Эти торговцы обменивали перец из западной части архипелага на хлопчатобумажную ткань, произведенную на Бали, которую затем привозили в восточную Индонезию и на Филиппины. Однако сами балийцы не занимались торговлей.[10]
Раздробленность и падение
Согласно местным и голландским источникам, междуусобные конфикты вспыхнули в 1651 году после кончины правителя Гельгеля и продолжались в течение следующих десятилетий. Королевский министр Англура Агунг назначил себя правителем Гельгеля по крайней мере с 1665 года, но столкнулся с противодействием других сторон. В 1686 году Англура Агунг пал в битве с Батулепангом. После этого события наследник старой королевской линии по имени Дева Агунг Джамбе утвердился в качестве нового верховного правителя со своим престолом в Клунгкунге (Семарапура).[11] Королевство Клунгкунг просуществовало до 20-го века. Однако новое королевство не смогло консолидировать элитные группы на Бали, как это сделал Гельгель. Правители (Дева Агунг) Клунгкунга продолжали удерживать положение верховных королей, но на самом деле остров был разделен на несколько королевств (Карангасем, Сукавати, Булеленг, Табанан, Бадунг и др.). Эта ситуация политической фрагментации продолжалась до голландского колониального завоевания между 1849 и 1908 годами. С перемещением королевского престола сам Гельгель превратился в деревню, которой управляла боковая ветвь династии Дева Агунг. Примерно в 1730-х годах тогдашний правитель Гельгеля был атакован и убит тремя принцами Карангасема, отца которого он убил.[12] В 1908 году, во время голландской интервенции на Бали, местный правитель напал на отряд голландских колониальных солдат, что стало поводом для знаменитого пупутана (ритуального самоубийства) во дворце Клунгкунг (18 апреля 1908 года), где королевская династия и их слуги совершили самоубийственное нападение на хорошо вооруженные голландские войска.[13]
Список правителей
- Далем Кетут начала 16 века?
- Далем Baturenggong середина 16-го века
- Далем Бекунг упомянут в 1558—1578
- Далем Сеганинг ум. 1623 или 1651
- Dalem Di Made ум. 1642 или 1651 или 1665
- Дева Пачекан ум. 1650? (упоминается только в некоторых списках)
- Dewa Cawu ум. 1673? (упоминается только в некоторых списках)
- Anglurah Agung до 1665—1686
Примечания
- Code and Data of Bali Province Government Administrative Area
- GEOnet Names Server — 2018.
- Adrian Vickers, 'Sights of Klungkung; Bali’s most illustrious kingdom', in Eric Oey (ed.), Bali; Island of the Gods. Singapore: Periplus 1990, p. 168.
- I Wayan Warna et al. (1986), Babad Dalem; Teks dan terjemahan. Denpasar: Dinas Pendidkan dan Kebudayaan Propinsi Daerah Tingkat I Bali.
- H. Hägerdal (1998), 'From Batuparang to Ayudhya; Bali and the Outside World, 1636—1655', Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde 154-1, p.66-7.
- H. Creese (1991), 'Balinese babad as historical sources; A reinterpretation of the fall of Gelgel', Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde 147-2.
- P.A. Leupe (1855), 'Schriftelijck rapport gedaen door den predicant Justus Heurnius', Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde 3, pp. 250-62.
- H.J. de Graaf (1958), De regering van Sultan Agung, vorst van Mataram, 1613—1645, en die van zijn voorganger Panembahan Seda-ing-Krapjak, 1601—1613. The Hague: M. Nijhoff, pp. 255-63; H.J. de Graaf (1961), De regering van Sunan Mangu-Rat I Tegal-Wangi, vorst van Mataram, 1646—1677, Vol I. The Hague: M. Nijhoff, pp. 25-7.
- H. Jacobs (1988), The Jesuit Makasar documents (1615—1682). Rome: Jesuit Historical Institute, p. 35; C. Wessels (1923), 'Een Portugeesche missie-poging op Bali in 1635', Studiën: Tijdschrift voor Godsdienst, Wetenschap en Letteren 99, pp. 433-43.
- B. Schrieke (1955), Indonesian sociological studies, Vol. I. The Hague & Bandung: Van Hoeve, pp. 20-1.
- H.J. de Graaf (1949), 'Goesti Pandji Sakti, vorst van Boeleleng', Tijdschrift voor Indische Taal-, Land- en Volkenkunde 83-1.
- H. Hägerdal (2001), Hindu rulers, Muslim subjects; Lombok and Bali in the seventeenth and eighteenth centuries. Bangkok: White Lotus, p. 29.
- M. Wiener (1995), Visible and invisible realms; Power, magic and colonial conquest in Bali. Chicago: University of Chicago Press.
Литература
- C.C. Berg (1927), De middeljavaansche historische traditie. Santpoort: Mees.
- R. Pringle (2004), A short history of Bali; Indonesia’s Hindu realm. Crows Nest: Allen & Unwin.
- H. Schulte Nordholt (1996), The spell of power; A history of Balinese politics 1650—1940. Leiden: KITLV Press.
- A. Vickers (1989), Bali; A paradise created. Ringwood: Penguin.