Выровой, Захарий Иванович

Захарий Иванович Выровой[1] (вариант Захар Иванович, агентурные клички: Захар, Орлик, Кобчик, 1879, с. Смела Черкасского уезда Киевской губернии — 2 июля 1926, Москва) — столяр, секретный осведомитель полиции, депутат Государственной думы I созыва от Киевской губернии.

Захарий Иванович Выровой
укр. Захарій Іванович Вировий

Депутат Первой Думы, 1906 г.
Дата рождения 1879(1879)
Место рождения село Смела, Черкасский уезд, Киевская губерния, Российская империя
Дата смерти 2 июля 1926(1926-07-02)
Место смерти Москва
Гражданство  Российская империя
 СССР
Род деятельности столяр, секретный осведомитель полиции, депутат Государственной думы I созыва от Киевской губернии

Биография

Украинец. Из крестьянской семьи села Смела Черкасского уезда Киевской губернии. Православного вероисповедания. Отбыв воинскую повинность, вернулся в Смелу. Стал рабочим, начал работать столяром в каретных мастерских[2], затем столяром же на Черкасском сахарном заводе.

Образование

Получил домашнее начальное образование. В 1899 году слушал лекции по политической экономии профессора В. Я. Железнова; много читал, был знаком с произведениями Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Фердинанда Лассаля. По сведениям современных ему биографов «очень начитан»[3].

Политическая деятельность

В 1899 году был привлечён по политическому делу[2]. По своим взглядам примыкал к партии социал-демократов[4].

В Государственной Думе

22 апреля 1906 года избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Киевского губернского избирательного собрания. Во время выборов ему оказал активную поддержку большевик М. С. Урицкий[5], будущий председатель Петроградской ЧК.

Политическая позиция в апреле 1906 года охарактеризована как «крайний левый». Первой задачей Думы считал отмену смертной казни и полную амнистию, а затем введение 8-часового рабочего дня и решение аграрного вопроса[6]. По одним сведениям Выровой входил в Социал-демократическую фракцию[7], по другим — в Трудовую группу[2]. Сами трудовики в своем издании «Работы Первой Государственной Думы» политическую позицию Вырового характеризуют как «Т. Г. — С. Д.». Это означает, что он состоял в Трудовой группе, но с образованием в начале июня социал-демократической фракции перешёл в неё[8]. Активный член Украинской громады[7] в Думе.

9 июня 1906 г. подпись Вырового появилась под предложенной социал-демократами резолюцией по поводу ответа министра внутренних дел на депутатские запросы. Седьмой пункт её в частности гласил: «весь состав высшей администрации, при нынешнем и предыдущем кабинетах, подлежит суду по обвинению в ряде тяжких уголовных преступлений против жизни, имущества и чести русских граждан и в укрывательстве таких преступлений»[9].

10 июля 1906 года в г. Выборге подписал «Выборгское воззвание», но, по-видимому, по основному Выборгскому процессу в 1907 году привлечён не был (см. ниже), так как эмигрировал во Францию по одним сведениям в 1906 году[10], по другим — не раньше ноября 1907[5].

Секретный осведомитель полиции

Время, с которого Выровой начал сотрудничать с полицией, точно не установлено, но, предположения, что он был завербован до выборов в Думу[5], вероятно, имеют основания.

Осенью 1907 года Захар Выровой, в тот момент один из руководителей Украинского социал-демократического союза (Спилки), обратился к М. С. Урицкому с приглашением на конференцию Спилки руководителей Киевского комитета РСДРП. Из осторожности в разговоре с Выровым Урицкий назвал неточное место и время заседания комитета в Киеве. 29 октября, когда Урицкий появился в Киеве, он был арестован жандармами. Из их вопросов стало ясно, что по упомянутому в разговоре с Выровым неточному адресу была устроена засада, не давшая результатов. Это дало основания Урицкому заподозрить Вырового в предательстве[5].

Конференция Спилки прошла 30 октября 1907 года без участия членов Киевского комитета РСДРП в пригороде Киева, на станции Ирпень. На самой конференции никто из членов Спилки арестован не был, но после её окончания все участники были задержаны по одному, что привело к фактическому разгрому организации. З. И. Выровой также был арестован и заключён в Лукьяновскую тюрьму, так как, по предположению Урицкого, полиция не могла оставить его на свободе, поскольку это привело бы «рассекречиванию» Вырового как агента[5].

Основные сведения об осведомительстве Вырового восходят документам и показаниям заведующего Заграничной агентурой Департамента полиции А. А. Красильникова. В 1908 году и до октября 1909-го Выровой действовал под кличкой «Захар», позднее «Орлик»[11] и «Кобчик». Его оклад, как агента, составлял 350, а позднее 400 франков ежемесячно[12][13].

В августе 1912 года Выровой работал в фирме Bollancourt, занятой постройкой аэропланов, это принесло ему материал для доноса на некоторых русских авиаторов (эсер Небудек и другие). Ещё в июле 1912 года Выровой, ссылаясь на некоторые личные причины, принял решение ехать в Россию. Причём он планировал получить от эсеров явки и адреса и помощь при переезде через границу. Выехал Выровой из Парижа в Киев только в ноябре с паспортом на имя Михаила Иваненко. В Киеве он должен был уведомить начальника местного охранного отделения письмом по адресу: Рейтерская, 5, П. Ф. Боговскому. Однако донесение Орлика за 1912 год было посвящено «Обществу активной помощи политическим каторжанам», учредителем которого он являлся сам вместе с известным анархистом Карелиным. Из донесения следует, что на собрании общества Выровой выступал противником террористических актов при освобождении арестованных. Дальнейшие сообщения Вырового касались, главным образом, «Братства вольных общинников» и съезда анархистов, который должен был состояться в 1914 году[12][13].

В том же 1914 году В. Л. Бурцев получил сведения о провокации среди анархистов. Заподозрен был, однако, не Выровой, а — Николай Музиль (Рогдаев). Это было подстроено самим Выровым, он остроумными тактическими ходами разбивал группу анархистов-коммунистов, начавших подозревать в предательстве друг друга[11]. Члены группы в поисках предателя стали бросать в глаза друг другу обвинения в провокации. По этому поводу Красильников с удовлетворением доносил Департаменту полиции: «Дело Рогдаева привело к тому, что существование соорганизовавшейся парижской федерации анархистов-коммунистов можно считать законченным». Вскоре после «дела Рогдаева» Выровой покинул эту группу анархистов[12][13].

Весной 1915 года, получив на дорогу 500 франков, З. И. Выровой выехал в Россию для отбывания воинской повинности. 12 марта 1915 года Красильников в телеграмме характеризовал Вырового, как преданного делу, заслуживающего доверия агента: «Орлик — эсер, состоял в близких отношениях с Карелиным и группами анархического направления, особого положения в группе не занимал. <…> Намерен продолжать сотрудничество, если позволят условия службы и получит на то соответствующие указания». Жене Вырового, оставшейся в Париже, после его отъезда в течение года выплачивалось по 200 франков ежемесячно[12][13].

«Последний выборжец»

167 из 180 человек, подписавших «Выборгское воззвание» были осуждены на основном процессе по этому делу в декабре 1907 года, большинство из них отбыли наказание в мае-августе 1908. В мае 1915 года по делу о «Выборгском воззвании» З. И. Выровый был задержан последним и осуждён на 2 месяца тюрьмы[14]. Это дало основания прессе назвать его «последним выборжцем»[10][15].

Советский период и гибель

Известно, что в советское время Выровой жил в Таганроге, работал столяром на Таганрогском заводе Лебедева[16].

13 мая 1926 года арестован. 28 июня 1926 года приговорён Коллегией ОГПУ по обвинению в негласном сотрудничестве с царской охраной к расстрелу. Расстрелян 2 июля 1926, похоронен на территории Яузской больницы[16].

5 апреля 1993 года реабилитирован[16].

Литература

Примечания

  1. Вариант Выровый, использованный в некоторых источниках , очевидно ошибочный, так как во всех биографиях начала XX века именно такое написание: , , , в сообщении о захоронении на территории Яузской больницы использован украинизированный вариант написания Вировой
  2. Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. С. 32.
  3. Боиович М. М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. М.: Тип. Товарищества И. Д. Сытина. 1906 С. 124.
  4. Выровый Захарий Иванович
  5. rus.ec/b/183663/read Михаил Скрябин. Леонард Гаврилов. Светить можно — только сгорая. Архивная копия от 11 июля 2013 на Wayback Machine
  6. Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — М.: Тип. Товарищества И. Д. Сытина, 1906. — 175 с.
  7. Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. С. 115—116.
  8. И. Бонч-Осмоловский (сост.). Работы Первой Государственной Думы. Издание Санкт-Петербургского комитета Трудовой Группы. Ред. С. И. Бондарев. СПб.: Типогр. Т-ва «Дело». 1906. С. 488.
  9. Стенограмма заседания Первой Государственной Думы (заседание 24)
  10. Выборгский процесс. (недоступная ссылка)
  11. Центр Генеалогических исследований (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 сентября 2012. Архивировано 8 сентября 2012 года.
  12. Кошель П. История сыска в России
  13. Кошель П. История сыска в России (недоступная ссылка)
  14. Заметим, что остальные осуждённые были приговорены к 3 месяцам тюрьмы.
  15. Дело последнего выборжца // Речь. 1915. 20 мая. С. 4.
  16. Захоронение на территории Яузской больницы
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.