Вымышленный мир
Вымышленная вселенная[1], вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию[2]:
Мы принимаем как аксиому, что в различных жанрах литературы конструируются целые миры[3].
Классификация
Отнесение мира к категории вымышленных является предметом споров. Разногласия касаются как вымышленности мира в целом, так и его признаков. По мнению некоторых учёных, миры могут быть реальными, вымышленными и смешанными — вымышленными с элементами реальности (реалистичными — у Лема). В противоположность этому, Шмид, Долежел и другие категорически отказывают в праве существования смешанному миру, так как любой реальный элемент, оказавшийся в вымышленном окружении, становится собственным вымышленным аналогом. Допуская существование смешанных миров, к ним следует относить произведения, основанные на фактических событиях, но с вымышленными авторскими дополнениями[4].
Определяет вымышленность мира, по мнению литературоведов, либо сам автор (Серль), либо читатель (Жанетт), либо текст (Хамбургер). Последнее мнение пользуется наименьшей поддержкой среди специалистов, сходящихся в том, что объективных признаков вымышленности мира не существует. Для классификации мира предлагается использовать внешние проявления вымышленности, также разные с точки зрения разных групп специалистов: указание автора (Серль); намеренные умолчания, разрушение ориентировки, а также такие контекстуальные признаки, как публикация в рамках определённой серии или в определённом издательстве (Мартинес, Шеффель); «паратексты» — заголовки, посвящения, предисловия (Жанетт); использование прошедшего времени глагола для предстоящих событий (Хамбургер). К наиболее общим признакам вымышленности относят описание чужих мыслей, в реальном мире невозможное или высказываемое в виде предположений, и замкнутость мира произведения, не содержащего отсылок к неким реальным элементам, а использующего их внутренние вымышленные аналоги[4].
В соответствии с классификацией Роже Кайуа, вымышленные миры имеют следующее деление[5]:
- сказка — мир, в котором невозможное существует равноправно с возможным;
- литература ужасов — мир, в котором невозможное является нарушением обычного порядка вещей;
- научная фантастика — невозможное имеет рациональное объяснение, которое превращает его в возможное.
Станислав Лем расширяет эту классификацию, дополняя её понятием детерминизма: по его мнению, сказка имеет полную предопределённость, так как в ней добро всегда побеждает зло, и этим она отличается от реальности; миф, как разновидность сказки, также имеет предопределённость, но иного плана: действия героев подчиняются воле высшего рока, а не их собственным желаниям; фэнтези представляет собой современный вид сказки, в которой допускается отклонение от предопределённости и возникновение случайных факторов, препятствующих торжеству добра. При этом формальное отнесение произведения к жанру научной фантастики может не соответствовать его действительной классификации: многие якобы фантастические миры должны быть причислены к фэнтезийным или сказочным[5].
Законы
Роберт Макки указывает, что основным свойством вымышленного мира является его внутренняя непротиворечивость: установленные правила этого мира не должны меняться, а происходящие события обязаны подчиняться единым принципам причинно-следственных связей[6]. Станислав Лем отмечает, что вымышленный мир не может менять свою принадлежность к сказке, литературе ужасов или научной фантастике по ходу произведения. Автор обязан объяснять происходящее в его мире одинаковым образом и не оставлять происходящее в его мире без объяснений. Попытки переходить от одного класса вымышленного мира к другому превращают произведение в пародию, так как этот ход действует на фоне имеющихся литературных примеров и рассматривается только в контексте противостояния им[5]. И Макки, и Лем также отмечают, что отправной точкой для создания вымышленной вселенной является реальный мир[5], при этом Макки также вскрывает проблему создания вторичных миров — на основе уже существующих, а не просто отталкиваясь от реальности[7].
Тем не менее, вымышленным мирам свойственны логические неувязки. Например, в мире романов Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» существует «Проблема орлов» — возможность доставить Кольцо Всевластья на Ородруин с помощью орлов (в конце книги они спасают героев из Мордора), которая даже не обсуждалась[8]. Другим примером неувязок служит вселенная «Звёздных войн», которая по мере развития и появления произведений разных авторов стала накапливать внутренние противоречия. Для разрешения этой проблемы была создана база данных Holocron Star Wars continuity database, содержащая упорядоченные в рамках вымышленного времени и пространства события всех произведений вселенной. В случае обнаружения противоречий им либо даётся логичное объяснение, либо произведение выводится за рамки канона[9]. Однако в апреле 2014 года почти все лицензированные произведения, изданные в рамках вселенной «Звёздных войн» до этой даты, были признаны новыми владельцами франшизы неканоническими.
См. также
- Вымышленное существо
- Вымышленные страны
- Вымышленные языки
- Вымышленная валюта
Примечания
- Лингвистика речи. Медиастилистика / Редакционная коллегия: д-р филол. наук, проф. Г. Я. Солганик, д-р филол. наук, проф. Н. И. Клушина, канд. филол. наук, доц. В. В. Славкин, канд. филол. наук, доц. Н. В. Смирнова. — 2-е, стер.. — М.: ФЛИНТА, 2013. — С. 150. — 528 с. — ISBN 978-5-9765-1466-9.
- Станислав Лем. Структуры // Фантастика и футурология.. — «Второй поочередно структурой произведения является структура представленного мира».
- Станислав Лем. Сравнительная онтология научной фантастики // Фантастика и футурология.
- Шмид, Вольф. Нарратология. — Litres, 2013. — 608 с. — ISBN 9785457068216.
- Лем, 1970.
- Макки, 2011, с. 78—79.
- Макки, 2011, с. 76—77.
- Орлы летят! Или как мог бы закончиться «Властелин Колец» . Мир фантастики.
- What is the Holocron? (англ.) (20 июля 2012). Дата обращения: 28 сентября 2014.
Литература
- Станислав Лем. Фантастика и футурология. — 1970.
- Роберт Макки. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. — Альпина Паблишер, 2011. — 456 с. — ISBN 9785961426977.
- Jonathan Hart. Fictional and Historical Worlds. — Palgrave Macmillan US, 2012. — 264 с. — ISBN 978-1349343324.
- Ruth Ronen. Possible Worlds in Literary Theory. — Cambridge University Press, 1994. — 244 с. — (Literature, Culture, Theory. Vol. 7). — ISBN 978-0521456487.
- Thomas G. Pavel. Fictional Worlds. — Harvard University Press, 1986. — 190 с. — ISBN 0674299663.
Ссылки
- Раздел «Авторские Миры» в журнале «Мир фантастики».