Воскресенский, Александр Абрамович

Александр Абрамович Воскресенский (25 ноября (7 декабря) 180921 января (2 февраля) 1880) — русский химик; известен как «дедушка русской химии»[1], ректор Императорского Санкт-Петербургского университета (1861—1863 и 1865—1867). Член-корреспондент Петербургской академии наук (1864).

Александр Абрамович Воскресенский

А. А. Воскресенский, 1854 год
Дата рождения 25 ноября (7 декабря) 1809(1809-12-07)
Место рождения Торжок
Дата смерти 21 января (2 февраля) 1880(1880-02-02) (70 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Страна  Российская империя
Научная сфера химия
Место работы
Альма-матер Главный педагогический институт (1836)
Учёная степень доктор философии (1839)
Учёное звание член-корреспондент СПбАН
Научный руководитель Г. И. Гесс
Ученики П. И. Алексеев,
Д. И. Менделеев,
Н. В. Соколов,
Н. А. Меншуткин
Известен как ректор Императорского Санкт-Петербургского университета (1861—1863 и 1865—1867)
Награды и премии
Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе

Образование

Родился 25 ноября (7 декабря) 1809 года в городе Торжок. Отец Александра Абрамовича (в 1809 году — диакон) скончался священником в 1814 году, оставив на руках матери, без всяких средств, кроме маленького домика, 2 сыновей и дочь — малолеток.

В местное духовное училище и тверскую семинарию сыновей-сирот приняли на епархиальный счет. Холщевников, учитель духовного училища в Торжке и дядя Воскресенского, первым заметил в племяннике особые таланты и настоял на дальнейшем обучении будущего русского ученого. Семинарию Воскресенский окончил первым и в числе немногих (с H. H. Тихомандрицким) в 1832 году поступил в Главный педагогический институт, который окончил в 1836 году с золотой медалью. По решению графа Уварова, который задумал остановить наплыв иностранных профессоров в русские университеты, вместе с группой лучших выпускников, был направлен на стажировку в европейские университеты для подготовки к профессорской деятельности.

Ученик выдающегося русского химика академика Германа Ивановича Гесса, профессора химии Педагогического института, А. А. Воскресенский изучил особенности химических методов исследования за границей у таких передовых учёных того времени, как Эйльхард Митчерлих, Генрих Розе и Генрих Густав Магнус — в Берлине и Юстус Либих — в Гиссене, лаборатория которого в те годы была центром исследования органических (углеродных) соединений.

Ю. Либих отзывался о Воскресенском как об одном из самых талантливых среди всей массы его учеников, которому всё трудное давалось с легкостью, который на сомнительном распутье сразу выбирал лучший путь, кого любили и верно ценили окружающие.[2]

В лаборатории Либиха в Гиссене Воскресенский стал учёным, решающим научные вопросы времени; с 1838 года (в «Annalen d. Chemie und Pharmacie», позднее «Liebigs Annalen») начинается список статей «дедушки русских химиков». Здесь он опубликовал, например, «действие серного ангидрида на маслородный газ», «состав хинной кислоты» и «элементарный состав нафталина», который до того времени был сомнителен и имел важное значение, как для решения вопроса об атомном весе углерода, так и для суждения о составе углеводородов, бедных водородом, которые ныне называются — ароматическими соединениями.

С 1838 года — адъюнкт (при профессоре Соловьёве) химии в Императорском Санкт-Петербургском университете и инспектор в Главном педагогическом институте.
В 1839 году получил степень доктора («философии», как тогда называли докторов естествознания), написав сочинение о хинной кислоте, где опубликовано его исследование о 1,4-хиноне (впервые им полученным и названым хиноилом).
С 1843 года — профессор.
С 1848 года — заведующий кафедрой химии и технологии в Главном педагогическом институте.
С 1864 года — член-корреспондент Императорской академии наук.

Теобромин
Почтовая марка СССР, 1959 г.

Воскресенский открыл теобромин, алкалоид, сходный с кофеином и содержащийся в какао (шоколаде), и установил его состав. Добыв образцы, тогда мало кому известных, русских, особенно донецких, каменных углей, Воскресенский с полной точностью установил их состав и тем показал, что для всяких требований техники найдутся в России свои каменные угли, ни в чём иностранным не уступающие, а кое в чём и превосходящие лучшие сорта иностранных углей. Он участвовал в обсуждении вопросов о материалах для окончания постройки Исаакиевского собора и для починки трещины, образовавшейся на Александровской колонне, Воскресенский много содействовал своими знаниями удачному исходу этих работ. Так, например, трещина на Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом, благодаря указанию Воскресенским того состава, который должно было придать закрывающей массе. Не следует забывать, что в то времена ещё и не помышляли о синтетических клеящих веществах, подобных тем, которые появились в XX столетии — этим трудом, своеобразно связав своё имя с одним из основных монументов России, А. А. Воскресенский запечатлелся в истории Отечества. Воскресенский являлся популяризатором применения минеральных удобрений в России, подчёркивая, что их вполне можно производить из отечественного сырья.

Основатели Русского Химического Общества. 1868 г.

Проникшись основной мыслью графа Уварова, Воскресенский заменил Гесса после его смерти, и старается, может быть даже сверх меры, удовлетворить всем требованиям, обращенным к нему, как к новому русскому химику. Он читает в университете, в Педагогическом институте, в Институте путей сообщения, в Инженерной академии, в Пажеском корпусе и в Школе гвардейских подпрапорщиков, и удерживает эти места, пока не народился сонм свежих русских сил, могущих его заменить. Плодом такой усиленной педагогической деятельности является то множество русских химиков, которое и дало Воскресенскому прозвище «дедушки русских химиков». Чтобы указать, какую любовь к делу, какую охоту к разработке химических знаний и какую основу самобытного развития этих знаний в России внушали чтения Воскресенского, достаточно сказать, что его учениками были H. H. Бекетов, H. H. Соколов, H. А. Меншуткин, А. Р. Шуляченко, П. П. Алексеев, Д. И. Менделеев и множество других лиц, укрепивших как в ученом мире всего света, так и во всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков. Воскресенскому и Зинину, его сверстнику, принадлежит честь быть зачинателями самостоятельного русского направления в химии.

Важна ещё одна черта педагогической деятельности Воскресенского. Как ученик Либиха, проводивший и в лекциях, и в сочинениях идеи Берцелиуса и своего учителя, Воскресенский всегда ясно видел, что истинное знание не может ограничиваться односторонностью, поэтому от своих учеников требовал сопоставлять мысли и взгляды Берцелиуса и Либиха с учениями Дюма, Лорана и Жерара, тогда уже выступивших, но ещё далеко не получивших главенствующих позиций в органической химии. Мало того, Воскресенский всегда относился скептически к теории дуализма, считая истинно научным делом только возможно твёрдое следование за фактами, добывать которые и разбирать он и учил массу своих слушателей.

В 1859 году был произведён в чин действительного статского советника, 14 мая 1867 года — в чин тайного советника[3].

С 1863 по 1867 годы избирался ректором Санкт-Петербургского университета. Ректорство Воскресенского отличалось тем, что он много заботился о приведении в полный порядок как научного состава профессоров, так и самой внешности университета. Время ректорства Воскресенского относится к той эпохе Санкт-Петербургского университета, когда в нём накопилось наиболее русских сил среди профессоров и численность студентов стала быстро возрастать.

В 1867 году Воскресенский получил назначение попечителем Харьковского учебного округа, но недолго оставался на этом месте, которое считал не по себе, особенно вследствие тех симпатий к реализму, которыми проникнута была вся его жизненная деятельность. Возвратившись в Петербург, Воскресенский уже избегал официальных мест и много времени посвятил на устройство в своем имении «Можайцево» (Новоторжский уезд) 2-классной крестьянской школы (ныне — МОУ Мирновская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Воскресенского[4]), где и преподавал. Там, на берегу Тверцы, на погосте Спаса на Низу, и завещал похоронить себя Воскресенский.

Умер 21 января (2 февраля) 1880 года; по сведениям «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» — в Санкт-Петербурге, но по сведениям «Большой Российской энциклопедии» — в селе Можайцево (ныне — Тверская область). Похоронен в селе Спас Торжокского района Тверской области. На его памятнике-кресте высечена надпись: «Дедушка русской химии»[5].

Награды

Русское химическое общество, собрав капитал в 7 000 рублей, учредило премию имени Н. Н. Зинина и А. А. Воскресенского, на проценты от которого решило присуждать её за лучшее самостоятельное исследование по химии, сделанное в России и напечатанное на русском языке.

Библиография

  • Рассуждение о хинной кислоте и об открытом в ней новом теле, хиноиле, написанное А. Воскресенским для получения степени доктора по Отделению естественных наук. — Санкт-Петербург: тип. Э. Праца и К°, 1839. — 48 с.

Семья

Примечания

  1. Воскресенский, Александр Абрамович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  2. Д. И. Менделеев. Сочинения: В 25 т. / Ред.тома В. Я. Курбатов. — Изд-во АН СССР. — Л; М., 1949. — Т. 15. «Знания теоретические», мелкие заметки. — С. 622—623. — 646 с.
  3. Воскресенский Александр Абрамович // Список гражданским чинам первых четырех классов. Исправлен по 10-е января 1873 года. Ч. 1. — С. 274.
  4. Историческая справка. МБОУ «Мирновская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Воскресенского».
  5. Ворончихина Л. И., Платонова Т. И. Намного о забытых именах: Кто является «дедушкой русской химии»? // Фундаментальные исследования : научный журнал. — 2004. № 6. С. 34.

Литература


  • A. Woskresensky, Ueber das Theobromin, Annalen der Chemie und Pharmacie, 1842, 41 (1), 125—127.
  • A. Woskresensky, Ueber die Zusammensetzung des Naphtalins, Annalen der Pharmacie, 1838, 26(1), 66-69.
  • Alex Woskresensky, Ueber die Einwirkung der wasserfreien Schwefelsäure aus das ölbildende Gas, Annalen der Pharmacie, 1838, 25 (2),113-115.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.