Вооружённые силы польского подполья

Вооружённые силы польского подполья (польск. Siły Zbrojne Polski Podziemnej, SZPP; иногда — Вооружённые силы польского сопротивления или Гродзиская группа) — польская антикоммунистическая подпольная организация времён военного положения в ПНР. Действовала автономно, без связи с оппозиционным движением Солидарность. Единственная организация польской оппозиции после 1950-х, ориентированная на вооружённую борьбу с коммунистическим режимом ПОРП. Стала известна после убийства сержанта милиции Здзислава Кароса 18 февраля 1982 года.

Вооружённые силы польского подполья
польск. Siły Zbrojne Polski Podziemnej
Другие названия Гродзиская группа
Идеология Антикоммунизм, Национал-демократия, Христианская демократия
Этническая принадлежность поляки
Религиозная принадлежность католицизм
Лидеры Станислав Матейчук, Роберт Хехлач, Сильвестр Зых
Активна в  Польша
Дата формирования декабрь 1981
Дата роспуска март 1982 (арест участников)
Противники ПОРП
Участие в конфликтах Военное положение в Польше (1981-1983)
Крупные акции похищение оружия, убийство сержанта Кароса

Создание и состав

Членами SZPP были являлись Станислав Матейчук, Роберт Хехлач, Томаш Лупанов, Анджей Хебик, Томаш Крекора, Тадеуш Влашук и Сильвестр Зых. 31-летний Зых был католическим священником, 24-летний Матейчук — студентом Люблинского католического университета. Остальные — 17-18-летние подростки — учились в старших классах школы.

Ксёндз Зых длительное время принадлежал к католической оппозиции, участвовал в Конфедерации независимой Польши (КНП). Студент Матейчук в 1981 году состоял в близком к «Солидарности» и КНП Независимом союзе студентов. Старшеклассники были настроены резко антикоммунистически и антисоветски. В их семьях были жертвы репрессий, дед одного из членов группы погиб в Катыни.

Планы борьбы

После введения военного положения 13 декабря 1981 года и репрессий против «Солидарности»[1], сопровождавшихся убийствами забастовщиков, SZPP решили развернуть вооружённую борьбу против режима. (Первоначально они ограничивались распространением листовок, но посчитали такие действия малоэффективными[2]). Лидером организации стал Матейчук, капелланом и наставником — Зых. Вскоре, однако, Матейчук, Крекора и Влашук фактически потеряли связь с организацией.

2 февраля 1982 Роберт Хехлач и Томаш Лупанов похитили пистолет у пьяного военнослужащего Станислава Падуха, 16 февраля, при аналогичных обстоятельствах — у прапорщика Мариана Мирковского[3]. Собравшись в гродзиском доме Зыха, они решили предпринять попытку освобождения интернированных из лагеря в варшавском пригороде Бялоленка. Добыть недостающее оружие и транспорт для задуманной операции решили путём захвата. Ксёндз Зых не одобрял этот план, однако не стал ему препятствовать.

Особой решимостью отличался Роберт Хехлач.

Роберт мечтал выстрелить в милиционера. Я настаивал заменить его, но он не согласился.
Томаш Лупанов[4]

Акция сознательно назначалась на дневное время и в людном месте. Даже в случае гибели активистов как можно больше людей должны были узнать об организации, которая ведёт войну с коммунизмом.

Мы готовы были умереть, чтобы показать испуганным людям: есть такие, кто идёт на борьбу.
Анджей Хебик

Убийство в варшавском трамвае

18 февраля 1982 года Роберт Хехлач и Томаш Лупанов сели в варшавский трамвай N 24, на котором ехал 34-летний сержант милиции Здзислав Карос. Лупанов потребовал отдать оружие. Карос отказался, вероятно, не приняв всерьёз угрозу, исходящую от подростков[2].

Между Хехлачем и Каросом завязалась драка. Случайным выстрелом Хехлач смертельно ранил милиционера[5]. 23 февраля Здзислав Карос умер в больнице.

Захватив оружие, Хехлач и Лупанов сумели скрыться. Но через две недели тщательного розыска они были обнаружены и арестованы. Вскоре в руках МВД оказались все члены SZPP.

Убийство сержанта Кароса явилось единственным актом политического насилия со стороны польской оппозиции 1980-х годов[6].

Суд и реакция

Перед судом предстали Хехлач, Лупанов, Матейчук и Зых. Приговор был вынесен в сентябре 1982. Роберт Хехлач за убийство милиционера и участие в антиправительственной вооружённой организации получил 25 лет заключения. Смертной казни он избежал только потому, что на 18 февраля 1982 не достиг совершеннолетия. Томаш Лупанов по тем же обвинениям был приговорён к 13 годам. Сильвестр Зых и Станислав Матейчук не имели отношения к убийству (второй к тому времени утратил связь с SZPP), однако за причастность к организации и недонесение получили по 6 лет каждый. Школьники, не успевшие принять участие ни в одной акции, не были приговорены к реальным срокам, но получили условные приговоры и взяты под усиленный надзор.

Власти ПНР активно использовали «дело SZPP» в пропаганде против «Солидарности». Небольшая организация в основном подросткового состава была представлена как разветвлённая террористическая сеть, серьёзно угрожающая государственной безопасности. Убийством сержанта Кароса обосновывались репрессии против политической оппозиции[5].

Подпольные структуры «Солидарности» отмежевались от SZPP и осудили убийство Здзислава Кароса. Лидеры подполья предпринимали усилия для удержания радикальной молодёжи от насильственных форм борьбы[7].

Это было самое трудное время. Неизвестно, как будет развиваться ситуация в стране. Мы старались успокоить людей, чтобы предотвратить массированный удар.
Збигнев Ромашевский

В то же время многие антикоммунистически настроенные поляки посчитали Хехлача и Лупанова героями борьбы с диктатурой[8].

Судьбы членов организации

Сильвестр Зых был освобождён по состоянию здоровья в 1986 году. Он вновь примкнул к оппозиции, стал капелланом КНП. Однако ещё в заключении его предупреждали (от имени сотрудников милиции и госбезопасности), что после освобождения он будет убит в порядке мести за Кароса. Зых серьёзно воспринимал эти угрозы и записал на магнитофон завещание, в котором говорил, что готов разделить судьбу Ежи Попелушко[9]. В 1989 году, уже после круглого стола и полусвободных выборов, накануне смены режима, он был найден мёртвым со следами жестокого избиения. Предполагается, что Сильвестр Зых стал последней жертвой коммунистической госбезопасности ПНР.

Роберт Хехлач, Томаш Лупанов и Станислав Матейчук освободились по амнистии в 1989 году. Все они покинули Польшу. Роберт Хехлач живёт во Франции, Станислав Матейчук с семьёй переехал в США[10]. Томаш Лупанов жил в Ирландии, где скончался в 2011 году при невыясненных бытовых обстоятельствах. Похоронен в Польше, в Гродзиске-Мазовецком[11].

Современные оценки

Деятельность SZPP и убийство сержанта Кароса явили собой практически единственный пример наступательного насилия со стороны польской оппозиции 1980-х годов. (Физическая самооборона забастовщиков и демонстрантов при атаках ЗОМО относится к иной категории действий.)

В современной Польше история SZPP вызывает жаркие споры. Немаловажно, что Здзислав Карос не только был отцом двоих детей, но служил в охране дипломатических представительств и не принимал непосредственного участия в карательных операциях.

Членов SZPP считают либо героями, показавшими пример мужества[12] — либо бандитами-«бандеровцами» (этот термин носит для большинства поляков однозначно негативное значение), нарушившими принцип мирного сопротивления и вставшими на одну доску с карателями режима. Сами они не восприняли перемены 1989—1990 годов как свою победу, поскольку оппозиция пришла к власти в результате компромисса с ПОРП, а не вооружённого восстания.

В кино

В 2007 году в Польше был снят фильм Oskarżeni. Śmierć sierżanta Karosa — Подсудимые. Смерть сержанта Кароса[13] (автор сценария и режиссёр — Станислав Кузник; в фильме снимались, в частности, Владислав Ковальский и Наталья Рыбицкая). Документальная драма описывает историю SZPP, личности участников, гибель Здзислава Кароса, судебный процесс, даёт общую картину польских событий 1981—1982 годов.

См. также

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.