Вилланы

Вилла́ны (лат. villanus; англ. villein, serf) — категория феодально-зависимого крестьянства в некоторых странах Западной Европы (Англия, Франция, Германия, Италия) в период средневековья. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда.

Английские вилланы являлись одной из самых незащищённых в правовом отношении категорий населения. Оформление вилланского сословия в Англии относится к началу XII века, а в XVXVI веке оно было вытеснено категорией копигольдеров, державших землю на обычном праве. Во Франции, Германии и Италии вилланами назывались лично свободные крестьяне, несущие некоторые поземельные повинности за предоставление им феодалом земельного участка. Вилланы в этих странах могли достаточно свободно отчуждать свой надел и переселяться в другие сеньории или города. Термин «виллан» имеет повсеместное распространение в средневековой латыни[1].

Вилланы в Англии

Происхождение

Термин «виллан» (от лат. villa — усадьба, поместье) впервые упоминается в «Книге страшного суда» 1086 г. Нормандское завоевание не привело к радикальным изменениям в социальной структуре и феодальных повинностях крестьянства. Незнакомые с деталями социальной иерархии англосаксонских керлов, нормандские феодалы и королевские чиновники пытались перенести на английскую почву устоявшуюся в Северной Франции систему социальных отношений. В результате многочисленные категории керлов от гебуров, находящихся в достаточно сильной зависимости от своего сеньора, до полусвободных крестьян, осуществлявших лишь эпизодическую помощь в работе на домениальных землях феодала, были объединены в рамках одного социального слоя вилланов. В состав вилланов также были включены англосаксонские рабы, освобождённые нормандскими феодалами, а также, вероятно, некоторая часть разорившихся свободных сокменов.

В XI веке под вилланами понимались обычные крестьяне, жители деревень, державшие земельные наделы от сеньора и находившиеся в той или иной степени зависимости от него. Этот термин ещё не подразумевал несвободного статуса. Однако очевидно, что уже в XI веке большинство вилланов были обязаны отработочной повинностью феодалу за предоставленный надел. Их отличием от коттариев и бордариев, других категорий зависимых крестьян, упомянутых в «Книге страшного суда», являлось то, что размер надела виллана был обычным для местной традиции распределения общинных земель между жителями деревни: виргата, половина виргаты, половина гайды или даже целая гайда. В экономическом отношении вилланы XI века были обеспечены гораздо лучше, чем коттарии и бордарии.

В XII веке развитие феодального права и феодального земелевладения привело к оформлению категории вилланов как единого сословия феодально-зависимого крестьянства, противостоящего фригольдерам (свободным крестьянам). В состав вилланов вошли прослойки сервов, коттариев и бордариев. Главным правовым отличием вилланов от свободных стала их подчинённость в судебном отношении суду феодала и невозможность апеллировать к королевским судам. Виллан выполнял барщинную повинность для своего сеньора, право на распоряжение его наделом было сильно ограничено и зависело от воли феодала.

Социальный статус

Вилланы составляли большинство[2] населения Англии после нормандского завоевания. Они были типичными крестьянами, членами деревенской общины. Статус виллана был наследственным. Виллан держал от своего сеньора небольшой земельный надел, обычно в размере виргаты, за который выполнял повинности в пользу феодала, объём которых не был строго ограничен. Государственных налогов вилланы не платили.

Главной обязанностью виллана в отношении своего лорда была отработочная повинность (барщина) на домениальных землях сеньора. Виллан работал на своего господина от одного до четырёх дней в неделю (обычно, однако, три дня), а также дополнительное время в периоды сева и жатвы или в других случаях. Общим правовым принципом в XII—XIII вв. была неопределённость объёма отработочной повинности виллана: он должен был выполнять любые требования своего сеньора в отношении работ на хозяйстве последнего. В судебных хрониках XII века содержится показательная формула: «виллан не должен знать сегодня, что ему прикажут делать завтра». В XIII веке неопределённость размеров барщины служила правовым критерием для признания крестьянина вилланом.

Помимо барщины, феодал мог требовать от своего виллана уплаты крупного взноса в случае выдачи замуж его дочери (меркет), забирать лучшую голову скота виллана после его смерти (гериот) и облагать достаточно произвольными сборами. Оброчная обязанность виллана заключалась, обычно, в уплате относительно небольшой денежной или продуктовой ренты. Виллан был обязан молоть собираемое им зерно на мельнице сеньора и, вероятно, печь хлеб в его печи, за что уплачивал определённый денежный взнос феодалу. Господин мог даже продать своего виллана и, в некоторых случаях, членов его семьи. Виллану запрещалось ношение оружия.

В правовом отношении виллан подчинялся юрисдикции манориального суда феодала и не мог прибегать к защите королевских судов. Помимо дел, возникающих из поземельных отношений, манориальному суду были подсудны также мелкие уголовные преступления, совершённые вилланами. Лишь в XV веке «суды справедливости» получили право вмешиваться в правовые отношения вилланов и феодалов и защищать имущественные права зависимого крестьянства. С другой стороны, вилланы принимали самое активное участие в работе манориального суда, являясь его присяжными и судьями.

Формально виллан не являлся рабом и обладал определёнными личными правами. Сеньор не мог убить или покалечить своего крестьянина, за избиение виллана налагался достаточно крупный штраф. В начале XIII века «Великая хартия вольностей» установила гарантии недопущения со стороны сеньора разорения крестьянского хозяйства, запретив произвольные штрафы и изъятия надела виллана,однако источники того времени, такие как протоколы королевских судов, говорят о том, что сеньоры могли беспрепятственно отбирать земельные наделы, скот и имущество вилланов, произвольно повышать их повинности. В случаях жалоб виллана на это в королевский суд феодалу было необходимо лишь доказать вилланский статус истца и иск объявлялся аннулированным. Таким образом права вилланов в XIII веке оставались чисто декларативным сюжетом. С течением времени также складывался традиционный объём повинностей крестьян в каждом конкретном поместье, который феодал уже не мог по своему усмотрению увеличивать. Этот объём стал фиксироваться в хозяйственной документации поместий (в так называемых «манориальных свитках»). Повинности рассчитывались на одну виргату и при дроблении крестьянского хозяйства или увеличении семьи виллана не изменялись. Более того, в отношении третьих лиц виллан обладал теми же правами, как и свободный. Он не мог быть лишён своего надела, который переходил нераздельным по наследству к одному из сыновей (иногда в порядке ультимогенитуры), при условии осуществления в надлежащем объёме повинностей в пользу сеньора.

Освобождение вилланов от крепостной зависимости производилось путём издания феодалом соответствующей грамоты в присутствии свидетелей. За свою свободу виллан обычно уплачивал сеньору достаточно крупный выкуп. Однако случаи такого освобождения в период высокого средневековья были крайне редки. Виллан также превращался в свободного гражданина в случае вступления в церковный орден. Более распространённым способом освобождения было бегство в города: если в течение года и одного дня беглец не будет возвращён своим господином, он становился свободным, согласно знаменитому немецкому принципу «воздух города делает свободным».

Особыми привилегиями пользовались вилланы, проживающие на территории королевского домена: они были освобождены от многих работ, могли по своему желанию покидать наделы и находились под защитой королевских судов. В свою очередь, такие вилланы достаточно произвольно облагались налогами и сборами в пользу государственной казны. Эти привилегии сохранялись и при передаче королевских земель в лен феодалам. Возникновение этой прослойки вилланов связано с фискальными реформами короля Генриха II. Другой особой категорией вилланов являлись лично свободные крестьяне, держащие свои земли на крепостном праве (англ. in villeinage). Это были, в основном, младшие сыновья свободных землевладельцев и их потомки, которые были вынуждены соглашаться на сервильные повинности за предоставление им земельного надела.

Экономическая основа

Экономическую основу хозяйства виллана составлял его земельный надел. Стандартной величиной надела вилана являлась одна виргата, однако существовали участки в размере от нескольких акров до гайды. Согласно традиции, участок в одну виргату был достаточен для поддержания жизнедеятельности одной крестьянской семьи, однако продуктивность земледелия зависела от местных климатических и почвенных условий, и в некоторых регионах участки приходилось объединять для обеспечения пропитания вилланов. Поскольку в Англии господствовала система открытых полей, земельный надел виллана представлял собой совокупность небольших полос пахотной земли в каждом из общинных полей, перемежающихся с полосами земель других вилланов[3]. Каждая такая полоса представляла собой участок, обрабатываемый одним плугом в течение одного дня. Распределение полос между членами общины осуществлялось на основании принципа справедливости: каждый крестьянин имел определённую долю высокоплодородной земли и земель более низкого качества. Домениальные земли феодала также обычно перемежались с полосами вилланов, хотя тенденция к образованию компактной господской запашки с течением времени набирала всё большую силу.

Основной хозяйства виллана было пахотное земледелие, а главной возделываемой культурой — различные виды зерновых (рожь, пшеница). Животноводство занимало вторичное значение, причём количество голов скота у виллана должно было быть пропорционально размеру его надела. В отличие от свободных землевладельцев, за выпас скота на общинных землях вилланы были обязаны уплачивать небольшой сбор. С ростом европейского спроса на шерсть и сукно стало увеличиваться значение овцеводства. Уже в XIII веке некоторые вилланские хозяйства переориентировались на разведение овец. В дальнейшем этот процесс значительно ускорился, и хотя основу товарного овцеводства составляли манориальные хозяйства феодалов, зажиточная часть вилланов также приняла участие в бурном развитии этой отрасли сельского хозяйства в XIVXV веках.

Трансформация сословия

Уже к концу XII века возникла тенденция к коммутации повинностей вилланов. Вместо выполнения малоэффективной барщинной работы на господских землях часть вилланов стала переводится на уплату фиксированного денежного платежа сеньору. Появился и стал достаточно быстро расти слой вилланов, которые не несли или несли незначительную отработочную повинность, а выплачивали денежную ренту. Коммутация повинностей существенно улучшала экономическое положение крестьянского хозяйства и способствовала втягиванию его в товарно-денежные отношения. Одними из первых к рентным отношениям перешли некоторые церковные организации, например иностранные аббатства, владеющие землями на территории Англии, и Орден тамплиеров. Однако в условиях роста спроса на сельскохозяйственную продукцию и существенного прогресса аграрной техники во второй половине XIII—начале XIV века, процессы коммутации отработочных повинностей замедлились и появилась тенденция к реставрации барщины в полном объёме. Негативную роль также сыграла эпидемия чумы 1348 г., приведшая к нехватке рабочих рук в сельском хозяйстве и усилению прикрепления вилланов к земле. Однако в конце XIV века рост социальной напряжённости (восстание Уота Тайлера 1381 г. и другие выступления крестьян) привёл к ускорению коммутации барщинных повинностей и массовому переходу от феодальных к арендным отношениям в господском хозяйстве.

Одновременно шёл процесс закрепления объёма отработочных и оброчных повинностей вилланов в манориальных свитках каждого английского поместья. К XIV веку сложилась достаточно устойчивая правовая традиция недопущения произвольного увеличения повинностей феодалом. Вилланы стали добиваться предоставления им копий-выписок из протоколов манориального суда, в которых содержался полный перечень повинностей, причитающихся феодалу с надела виллана, и которые подтверждали права крестьянина на землю. Эти копии служили гарантией крестьянину против произвольного увеличения объёма его повинностей и трансформировали абсолютную феодальную власть сеньора над вилланом в систему обычно-правовых отношений. В XV веке замена крепостного держания копигольдом приобрела всеобщий характер, а на смену феодально-зависимому виллану пришёл лично свободный копигольдер, исполняющий строго определённые и фиксированные повинности сеньору.

Вилланы во Франции

Во Франции, начиная с IX века, под вилланами понималась категория лично свободных крестьян, держащих свои земли от феодала. В отличие от основной массы зависимого крестьянства — сервов, вилланы обычно не несли или несли в незначительном объёме отработочные повинности. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), первоначально в натуральной, а с XII века в денежной форме. Величина тальи виллана была существенно меньшей, чем у сервов, и фиксировалась обычаем. Помимо этого вилланы уплачивали сеньору сбор за замужество дочерей (формарьяж), платёж при вступлении в наследство (менморт), а также сборы за пользование баналитетами: выпечку хлеба в пекарне феодала, производство вина в его винодельне и т.п. Однако виллан обладал полной личной свободой, он мог свободно перемещаться и в некоторых случаях покидать своего сеньора.

В XII веке начался массовый процесс выкупа вилланами своих повинностей путём внесения единовременной суммы за отказ сеньора от тех или иных привилегий. В результате зависимость французского виллана от сеньора утратила личный характер. Одновременно шло освобождение сервов, превращавшихся за выкуп в лично-свободных вилланов. Позднее на основе категории вилланов сформировалась достаточно широкая прослойка мелких свободных землевладельцев во Франции. Тем не менее, рудименты вилланского состояния и повинностей (главным образом, менморт и формарьяж) сохранялись до Великой французской революции.

Примечания

  1. Виллан Новый энциклопедический словарь
  2. По данным «Книги страшного суда» доля вилланов в общей численности населения Англии составляла 38%, а после включения в состав этой категории других феодально-зависимых слоёв — более 60%.
  3. Компактные наделы существовали лишь в Кенте и Восточной Англии.

См. также

Литература

на русском языке
на других языках
  • Maitland F. W. Domesday Book and Beyond.
  • Stenton F. Anglo-Saxon England. — Oxford, 1971, ISBN 978-0-19-821716-9
  • Poole A. L. From Domesday Book to Magna Carta 1087-1216. — Oxford, 1956 ISBN 978-0-19-821707-7
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.