Бржезицкий, Франц Карлович

Франц Карлович Бржезицкий (4 сентября 1924, Житомир — 4 августа 2017, там же) — десятилетиями был последний на Украине из уцелевших заключенных концлагеря Майданек[1].

Франц Карлович Бржезицкий
польск. Franciszek Brzezicki
укр. Франц Карлович Бржезицький
Дата рождения 4 сентября 1924(1924-09-04)
Место рождения Житомир, Житомирский уезд, Волынская губерния, Украинская ССР, СССР
Дата смерти 4 августа 2017(2017-08-04) (92 года)
Место смерти Житомир, Украина
Гражданство  СССР
 Украина
Награды и премии

Биография

Франц Карлович Бржезицкий родился 4 сентября 1924 года в Житомире. Родителей в 1938 году арестовали (маму потом отпустили, а отца осудили и реабилитировали посмертно).[2].

С начала оккупации Житомира Франц активно участвовал в подпольном движении и плотно сотрудничал с антифашистами. Однако немцы и коллаборационисты вычислили его и арестовали. Несмотря на то, что Франц знал лично все руководство подпольной организации, он не выдал ни одного человека[3]. Его решили расстрелять и посадили в камеру смертников. 13 февраля 1943 года его отослали в лагерь смерти Майданек. Ему удалось прожить в этом смертельном аду более года. Как вспоминал это время сам Франц Бржезицкий

Многие говорят: немцы плохие, русские плохие. Неверно это, очень неверно. Плохими бывают люди, а не национальности. Я всегда говорил так: гитлеровцы и сталинисты. Это они преступники. А среди русских, немцев очень много хороших людей. Благодаря им я остался жив. Немца Зента из концлагеря Майданек буду помнить даже перед смертью. Он не знал по-русски ни одного слова, на мигах общался, но старался всем помочь. Я помню, как немецкий надзиратель Якуб бил заключенных ногами, унижал, а Зент к нему подошел и говорит: ты идиот, если я увижу, что ты бьешь заключенных, то я тебе так в морду дам, что ты никогда не встанешь[4]

За время пребывания в лагере ему несколько раз чудом удалось избежать смерти. Первый раз его хотел убить эсэсовец-садист, любивший забивать до смерти узников сапогом. Нациста опередил «старший рабочий» польский еврей Юзеф Зингер, который, ударив несколько раз Франца, оттолкнул того от эсэсовца в толпу людей, а ночью пришел извиниться, объяснив свои действия.

Второй раз он чуть не умер в лагерном лазарете, когда у него открылось кровотечение на старой ране, сделанной немцем ещё в житомирском СД, и один из заключенных, лагерный врач Новак, смог остановить кровотечение и сделал операцию, предотвратив гангрену. Во время визита эсэсовцев ему пришлось прыгнуть в контейнер с дерьмом, который стоял под стеной, и там он смог спастись от того, чтобы его послали в газовую камеру. По словам Франца Бржезицкого:

У меня есть секрет, который я хочу оставить молодым. Часто думаю: как я остался жив в Майданеке? Там многие с ума сходили. Бросались на проволоку, стоя умирали, а мне всегда хватало времени и мужества во время построения помолиться богу: Господи, Матерь Божа, помоги мне, чтоб я не сошел с ума, чтоб я при сознании умер. Этого мне хватало. Что-то мне всегда подсказывало, что нужно сделать, как поступить. Это правда. У меня нет злобы ни к нацистскому режиму, ни к сталинскому. Было проклятое время, не только для меня одного: Бог им судья (Сталину и Гитлеру). Но злобы у меня нет[4]

В концлагере он не мог помыться и вечно мучился от укусов тысяч блох. Но через три месяца пребывания в концлагере ему дали помыться и даже одели в гражданскую одежду, как оказалось впоследствии, в тот день, Майданек посещала делегация Красного Креста. В книге Юзефа Маршалека «Майданек» (Варшава, 1987) на одном из фото, которое подписано — «Строительство дороги, 1943 год» он запечатлен.

В апреле 1944 года Бржезицкого перевели к концлагерь Гросрозен. Из него он попал в лагерь Ляйтмериц.

Уже через короткое время Бржезицкого забрали в армию, он был в Дрездене и Ковеле. В армии, после того как он заступился за бывшего заключенного концлагеря перед гебистом, ему стали шить «контрреволюционную деятельность». Тогда вместе с другом, которого тоже ложно обвинили, они, связав охранника, ночью сбежали и вернулись домой в Житомир. Просидел четыре года в подвале, а потом кто-то из соседей настучал и его выдал. Он получил десять лет лагерей и был послан в ГУЛАГ. Отбыв там пять лет, он был досрочно освобожден в 1955 году и полностью реабилитирован.

В 2000-х Франца Карловича обокрали, и среди пропавшего оказалась и рукопись его книги о Майданеке. Украинская милиция не нашла ни преступников, ни рукописи.

Также в 2000 году Житомирский областной совет организации борцов антифашистского сопротивления исключил Бржезицкого из рядов организации за то, что на День Победы он шёл на демонстрации с польским флагом в руках. Впоследствии исключение было названо «недоразумением».

Статус участника войны Франц Бржезицкий получил только в 2003 году.

4 августа 2017 года Франц Бржезицкий скончался[5]. Прощание с ним прошло 5 августа, в 12.00 на улице Новый Бульвар, 7 в Житомире.

Литература

  • Бездітко А. Застереження правдою / А. Бездітко // Місто. — 2008. — 10 квіт. (№ 15). — С. 5. — (11 квітня — Міжнародний день визволення в’язнів фашистських концтаборів).
  • Бондаревич М. Жертви «Майданека» спочили у рідній землі / М. Бондаревич // Місто. — 2002. — 27 черв.
  • Бржезицький Ф. Розповідь очевидця / Ф. Бржезицький; записав А. Бездітко // Місто. — 2008. — 25 верес. (№ 39). — С. 5.
  • Бржезицький Ф. Шаную вас, брати—словаки / Ф. Бржезицький // Житомирщина. — 2002. — 13 серп.
  • Бржезицький Ф. К. Борг Франца Бржезицького : колишній в’язень «Майданека» має його перед родинами Бутовичів і Кирилюків / Ф. К. Бржезицький; записав А. Бездітко // Місто. — 2009. — 9 квіт. (№ 15). — С. 6.
  • Бржезицький Ф. К. Розповідь очевидця / Ф. К. Бржезицький; записав А. Бездітко // Місто. — 2008. — 25 верес. (№ 39). — С. 5.
  • Бычковская Л. Узнику «Майданека» — 90 / Л. Бычковская // Эхо. — 2014. — 11-17 сент. (№ 37). — С. 1.
  • Бычковская Л. Франц Бржезицкий: «На территории концлагеря не было ни одного кустика, ни одной травинки — мы все съедали» / Л. Бычковская // Эхо. — 2014. — 2-8 окт. (№ 40). — С. 12.
  • Бычковская Л. Франц Бржезицкий: «На территории концлагеря не было ни одного кустика, ни одной травинки — мы все съедали» / Л. Бычковская //Факты и комментарии. — 2014. — 9 окт. (№ 182). — С. 12. — (Взгляд в прошлое).
  • Гуцалюк О. Окупований Житомир: міфи і реальність. Чужі стали братами / О. Гуцалюк // Місто. — 2015. — 13 берез. (№ 10). — С. 7. — (70-й річниці Перемоги над нацистською Німеччиною присвячується).
  • Демченко Л. Пам‘ять серця : уривок / Л. Демченко // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 203—204.
  • Завещание бывших узников Майданека : [зачитано Ф. К. Бржезицьким на мітингу-реквіємі в Майданеку у 1994 р.] // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 204—205.
  • Киричанский В. Комбатанты / В. Киричанский // Эхо. — 2010. — 23-29 сент. (№ 38). — С. 7-8. — (День партизанской славы).
  • Киричанский В. «Последний живой листок истории» / В. Киричанский // Эхо. — 2001. — 3 мая (№ 18). — С. 11-12.
  • Киричанский В. Звонок из Майданека / В. Киричанский // Эхо. — 2009. — 16-22 апр. (№ 16). — С. 8.
  • Киричанский В. Звонок из Майданека : отрывок / В. Киричанский // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 210—211.
  • Киричанский В. И успокоится их души / В. Киричанский // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 219—225.
  • Киричанський В. «Живий аркуш історії» / В. Киричанський // Житомирщина. — 2004. — 4 верес.
  • Киричанський В. Вища справедливість : уривок / В. Киричанський // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 206—207.
  • Киричанський В. Синоніми Майданека : до 60-річчя / В. Киричанський // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 207—210.
  • Липинский В. На братских могилах не ставят крестов… : отрывок / В. Липинский // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 205—206.
  • Руденький Д. Франц Бржезицький: «Я дуже люблю Житомир, і коли мені довелось робити вибір, я надав перевагу нашому місту» / Д. Руденький // Місто. — 2014. — 18 квіт. (№ 15). — С. 3.
  • Соболь В. «Остання війна»: сповідь Франца Бржезицького / В. Соболь // Житомирщина. — 2011. — 2 серп. — С. 14. — Рец. на кн.: Гуцалюк О. О. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — 228 с.
  • Стецюк Р. Там, де й досі плаче каміння / Р. Стецюк // Кожному мила своя сторона : краєзн. нариси про видат. людей, минуле Житомирщини, обряди і звичаї населення краю. Ч. 2 / Асоц. інтелігенції Житомир. обл. ; упоряд. Л. І. Бондарчук, Л. С. Демченко. — Київ : Аверс, 1998. — С. 176—183.
  • Стецюк Р. Там, де й досі плаче каміння / Р. Стецюк // О. О. Гуцалюк. Остання війна : док. повість / О. О. Гуцалюк. — Житомир : Полісся, 2011. — С. 211—218.
  • Шпак В. Заколотник—сталініст чи герой—партизан? : цього року минає 70 років з дня загибелі на Житомирщині словака Яна Налепки / В. Шпак // Урядовий кур’єр. — 2013. — 6 лют. (№ 24). — С. 20.

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.