Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря
Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря — некогда очень известный, но ныне разрушенный некрополь. Остатки некрополя находятся рядом с Преображенским кладбищем, недалеко от метро Преображенская площадь в Москве.
Кладбище | |
Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря | |
---|---|
| |
55°47′27″ с. ш. 37°43′03″ в. д. | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Здесь были похоронены настоятели, священнослужители и монахи Никольского единоверческого монастыря, а также многие из известных церковных деятелей, писателей, купцов и фабрикантов России — попечители и почётные меценаты данного монастыря. Некрополь располагался на территории Никольского единоверческого монастыря в Москве.
История
На территории Никольского единоверческого монастыря, рядом с храмом свт. Николая находилось небольшое братское (монастырское) кладбище.
Над тремя могилами находящимися рядом друг с другом за Никольским алтарём Соборного храма свт. Николая — над могилами архимандрита Павла, профессора Н. И. Субботина и игумена Серия, так как все они были деятельными членами Братства св. Петра Митрополита, была сооружена единая часовня по заказу, проекту и на средства Братства св. Петра Митрополита.
В начале 1920-х годов Никольский единоверческий монастырь был закрыт коммунистическими властями, а в братских корпусах было устроено общежитие завода «Радио»[1], но и некоторое время после этого на территории монастыря около Никольского храма продолжались захоронения.
Декретом СНК от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» Православная Церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела[2]. А в 1920-х годах появились «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ» принятые советскими властями. Согласно этим нормам, кладбища не могли находиться рядом с общественными зданиями, и, тем более, на территории общежития. Следуя этим нормам и инструкциям, примерно в начале 1930-х годов, было уничтожено большинство кладбищ находящихся на территории бывших монастырей или около православных храмов. Было уничтожено и братское кладбище Никольского единоверческого монастыря — памятники и кресты большей частью были выкопаны, и остался один уцелевший памятник, установленный в 1921 году над могилой Александры Ивановны Александровой — участницы революционного движения.
Список погребённых на братском кладбище
- Мина (Шустов) — архимандрит, известный миссионер, настоятель монастыря;
- Онуфрий (Парусов) — инок, монах единоверец, бывший епископ Браиловский и один из основателей старообрядческой Белокриницкой митрополии;
- Павел (Леднев) — архимандрит, известный миссионер, единоверческий писатель, настоятель монастыря (1868—1895);
- Сергий (Смирнов) — игумен, настоятель монастыря (1896—1908);
- Субботин Николай Иванович — профессор МДА, близкий друг архим. Павела (Леднева);
- Филарет (Захарович) — игумен, миссионер, единоверческий писатель (в миру Фёдор Захарович);
- Серафим († 4.02.1934) — архимандрит, священник монастыря.
- и другие
Захоронения советского периода (после 1920 года)
- Александрова, Александра Ивановна[3] — одна из деятельниц революционного движения в России, дочь потомственного почетного гражданина, московского купца, сестра Варвары Ивановны Александровой-Натансон[4].
См. также
Примечания
- Из жития преподобномученика Иоасаф (Боев), бывшего насельника Никольского Единоверческого монастыря
- Статья на сайте requiem.ru: «Организация похоронного дела…»
- Александрова Александра Ивановна // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
- Александрова Варвара Ивановна // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.