Батальоны просят огня (фильм)

«Батальоны просят огня» — телевизионный фильм по одноимённой повести Юрия Бондарева. Фильм снят к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

«Батальоны просят огня»
Жанр военный фильм
Режиссёр Владимир Чеботарёв
Александр Боголюбов
Автор
сценария
Юрий Бондарев
Александр Боголюбов
В главных
ролях
Александр Збруев
Олег Ефремов
Николай Караченцов
Игорь Скляр
Оператор Элизбар Караваев
Роман Веселер
Композитор Андрей Петров
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм».
Творческое объединение телевизионных фильмов
по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию
Длительность 280 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1985
IMDb ID 0088777

Картина полностью, лишь с незначительными отступлениями, отображает содержание повести, в отличие от предыдущей экранизации — второй серии киноэпопеи «Освобождение» («Прорыв») 1969 года, которая была снята по той же повести и частично отражает сюжет.

Известно, что большинство сцен боя снимались вблизи села Малополовецкое Фастовского района УССР (ныне Украина), где на берегах реки Собот строили целые съёмочные платформы.[1]

Сюжет

Основа сюжета фильма — важный этап Великой Отечественной войны: форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года, а именно — события на Букринском плацдарме южнее Киева.

Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны форсировать Днепр, чтобы южнее города Днепрова (вымышленное название) создать плацдарм в районе деревень Новомихайловка и Белохатка для последующего наступления дивизии — так была поставлена боевая задача. Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме и завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня» — и вся дивизионная артиллерия нанесёт удар по противнику, а сама дивизия после артподготовки перейдёт в наступление. Поддержать батальоны во время переправы и завязывания боя должна батарея стрелкового полка полковника Гуляева, которой до ранения командовал капитан Ермаков. Но поскольку после предыдущей неудачной попытки переправы через Днепр из четырёх орудий в батарее осталось лишь два, для восполнения потерь из артполка был выделен взвод в составе двух орудий с расчётами под командованием лейтенанта Ерошина.

Таков был первоначальный план. Но командование внезапно меняет весь план наступления, приказав дивизии сняться с занимаемых позиций, переместиться севернее Днепрова и, соединившись с другой дивизией, которая недавно понесла большие потери в боях, атаковать город с севера. Уже вступившим в бой батальонам приказано не отступать — теперь их действия несут отвлекающий характер. Исполняя приказ командования, командир дивизии полковник Иверзев в срочном порядке отзывает все полки, в том числе и артиллерию, оставляя батальоны без огневой поддержки и тем самым обрекая их на верную гибель. Для поддержки батальонов на правом берегу остаются лишь два орудия той самой батареи, которой ранее командовал Ермаков, а после его ранения — старший лейтенант Кондратьев. Приказ батарее поддержать батальоны приходит слишком поздно, когда оба батальона оказываются в окружении. За это время они несколько раз подавали сигнал с просьбой огня, но огневой поддержки не получили.

С первых же минут боя теряется связь с батальонами. Поэтому у Кондратьева нет никаких сведений об их местоположении, из-за чего он не может открыть огонь. Вся батарея терпеливо ждёт приказа командира полка Гуляева, как только будут получены координаты от связистов. Тем временем батальоны окружены, немцы стягивают в район Новомихайловки всё больше и больше сил. Орудия, приданные батальонам, разбиты, лейтенант Ерошин гибнет, а капитан Ермаков с остатками артиллеристов приходит на КП батальона Бульбанюка, готовый командовать любым из подразделений пехоты. Но поскольку командир батальона Бульбанюк тяжело ранен, начальник штаба Орлов и капитан Ермаков вдвоём берут на себя командование батальоном. Когда становится очевидно, что поддержки огнём не будет, и помощи ждать неоткуда, оба командира и раненый Бульбанюк понимают, что батальон обречён. Тогда Ермаков приказывает ординарцу полковника Гуляева Жорке пройти по всем траншеям и сказать солдатам, что час назад началось долгожданное наступление дивизии. Ермаков идёт на эту ложь, чтобы до последнего сохранить в солдатах надежду. Орлов с группой бойцов отходит на фланг обороны, чтобы попытаться отразить атаку немецких танков на позицию батальона. Но танки всё же прорываются, и Орлов гибнет со всеми, кто был с ним. Тогда Ермаков решает прорываться из окружения с оставшимися от всего батальона двумя десятками человек. К этому моменту Бульбанюк, понимая, что его батальон неизбежно погибнет, а его ранение смертельно, застрелился.

Тем временем командир батареи Кондратьев, устав ждать приказа, просит полковника Гуляева разрешить открыть огонь по старым координатам батальонов. Гуляев поначалу не разрешает: ведь если координаты изменились, то огонь батареи может накрыть своих. Но в то же время и он, и Кондратьев понимают, что дальнейшее промедление может стоить жизни последним оставшимся в живых бойцам батальонов. Кондратьев готов взять на себя всю ответственность за ошибку и открыть огонь без приказа, однако в последний момент Гуляев всё-таки отдаёт этот приказ. Батарея стреляет по старым координатам и помогает батальону Максимова у Белохатки. От батальона Бульбанюка остались лишь четверо солдат и капитан Ермаков, который всё-таки выводит последних уцелевших к Днепру. Батарея Кондратьева, открыв огонь для поддержки батальонов, обнаружила себя перед противником и была разгромлена немецкой артиллерией, а сам Кондратьев получил ранение и был отправлен в госпиталь.

Сразу после возвращения в полк Ермаков является к полковнику Гуляеву, который уже не надеялся увидеть его живым, и требует доставить его к командиру дивизии Иверзеву. Приехав к комдиву, Ермаков в лицо ему говорит всё, что думает о нём, бросившем два батальона на смерть, и называет его «сухарём», которого больше не может «считать человеком и офицером». За оскорбление старшего по званию Ермакова арестовали, но под трибунал он всё же не попал. После успешного взятия Днепрова полковник Иверзев, который лично повёл людей в атаку, был ранен и на себе испытал, каково это командовать батальоном в бою, простил Ермакова и даже внёс его в список представленных к наградам, как и погибших Бульбанюка и Орлова. В конце концов Ермаков возвращается из-под ареста и на переправе встречает свою любимую женщину — медсестру Шуру из батареи Кондратьева. Молча, обнявшись, они идут по мосту через Днепр.

В ролях

Съёмочная группа

Отличия от повести

  • В фильме Елютин — командир орудия батареи Кондратьева, по мирной профессии художник, постоянно что-то рисует; он тайно влюблён в медсестру Шуру и перед смертью признаётся ей в этом. В книге Елютин — по довоенной специальности часовой мастер, который всё время ремонтирует часы, а на фронте он всего лишь наводчик при орудии, тогда как командир орудия — сержант Кравчук, которого в фильме нет, и именно он в повести любит Шуру и признаётся ей в этом в аналогичной ситуации.
  • В фильме добавлен эпизод: раненого Елютина (Кравчука) собираются переправлять через Днепр на плоту; пока плавсредство ещё не отошло от берега, рядовой Лузанчиков передаёт находящимся на нём солдатам папку с рисунками Елютина, а во время переправы в плот ударяет немецкий снаряд. Прямое попадание — и ни Елютина, ни его рисунков больше нет. В повести же о дальнейшей судьбе Кравчука ничего не известно, а Елютин погибает возле орудия.
  • В первоначальном варианте повести Ермакова отдали под суд военного трибунала со всеми вытекающими из этого последствиями, но позже Бондарев заменил этот исход конфликта более счастливой развязкой. Именно окончательный вариант повести и лёг в основу сценария фильма.

Реставрация фильма

В 2020 году Гостелерадиофонд совместно с киностудией «Мосфильм» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войны провели цифровую реставрацию фильма. Премьера реставрированной версии состоялась 9 мая на телеканале «Россия-1»[2].

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.