Арматана
Арматана — страна или область, сведения о которой сохранились в клинописных текстах. Интерпретируется как древняя гипотетическая прародина наири (урмейцев, аримов) основателей страны Урарту[1]. Название связывают с именем бога Армаса[2]. Существовало с XVI века до н.э по XIV век до н.э.[3]
Историческое государство | |
Арматана | |
---|---|
Форма правления | Монархия |
Известно, что Хеттский царь Тудхалия III (Тутхалияс III, он же Ташми-Шарри Таšmi-Šаrriš) вёл неудачные войны с государством Арматана, которое продвинуло свои границы на юго-западном направлении. Воины страны Арматана дошли до границ царства Киццувадны.
Фрагментарно сохранившийся список деяний сына Тудхалия III Суппилулиума I (Деяния Суппилулиумы) сообщает, что он атаковал Арматану, но результат этой войны не известен. Положение хеттов усугублялось тем, что Арматану была союзником Митанни, которое, в свою очередь, было союзным Египту, а ослабленное войной и территориальными потерями Хеттское царство ни при каких обстоятельствах не хотела конфликта с Египтом, управлявшимся Аменхотепом III[4].
Согласно теории С. Т. Еремяна древнее лувийско-хурритское государственное объединение (царство) Арматана располагалась в западной части Армянского нагорья в XVIII—XVI веках до н. э., граничила с Мелидом (дом Торгома, впоследствии область Мелитена) на западе, и с Киццувадной на юго-западе. Наследникaми Арматаны были царство Арме-Шубриa, располагавшееся на юго-западе Армянского нагорья, и царство Хайаса - Ацци, располагавшееся на северо-западе Армянского нагорья. Таким образом в горном районе (Сасунские горы) образовалось ядро будущего армянского народа. Интерпретация Арматаны как прародины армян вызывает определённые трудности как с языковой точки зрения (сопоставление этих названий требует объяснения изменившейся огласовки), так и с объяснением того, как в населенную атолийскими племенами территорию мог попасть народ, говоривший на другой ветви индоевропейского языка[2].
Если же учесть тот факт, что первым индоевропейским пластом в этногенезе армян был хетто-лувийский пласт, то становится ясно, что страна Арматана являлась ещё одной родиной древних племён, из которых сформировался армянских народ («Мушское царство Алзи XII—IX вв. до н. э., также можно рассматривать в качестве зачатка армянской государственности, а также, любое хурритское, урартское или лувийское государство на территории Армянского нагорья, созданные людьми, потомки которых влились в армянский народ»)[5].
См. также
Ссылки
Всемирная история. Энциклопедия (КНИГА 1) (К). — ОЛМА Медиа Групп. — 241 с. — ISBN 9785948495804.
Примечания
- Всемирная история.
- Дьяконов Игорь Михайлович. "Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне)" 62—63. www.rulit.me. Дата обращения: 12 декабря 2017.
- René Grousset, Histoire d'Armenia
- Trevor Bryce. The Kingdom of the Hittites. — Oxford University Press, 2005. — 575 с. — ISBN 9780199279081.
- И. М. Дьяконов. Глава III. Образование армянского народа // Предыстория армянского народа: История Арм. нагорья с 1500 по 500 г. до н. э. Хурриты, лувийцы, протоармяне. — Ер.: АН Арм. ССР, 1968. — С. 242. — 264 с.Оригинальный текст (рус.)[показатьскрыть]Сейчас уже признано, что зачатки армянской государственности уходят не только в эпоху падения Урарту и Ассирии, но и глубже; зачатком её могло быть царство Арме-Шубрия, как считает Б. Б. Пиотровский, предполагающий здесь создание скифско-армянского объединения на рубеже VII и VI вв. до н. э., но которое сложилось как государство значительно раньше; зачатком её могло быть и царство Мелида — столицы сатрапии Армении в V в. до н. э., а может быть и столицы Армянского царства легендарного Тиграна I в VI в. до н. э., — «Великая Хатти» XII—VIII вв. до н. э. В качестве зачатка армянской государственности можно рассматривать и мушкское царство Алзи XII—IX вв. до н. э.; но отчасти и любое хурритское, урартское или лувийское государство на территории Армянского нагорья — и эти государства были тоже созданы не чуждыми армянам этническими группами, а людьми, потомки которых влились в армянский народ, хотя сами они и говорили на других языках