Армагед-дом
«Арма́гед-дом» — фантастический роман украинских писателей Марины и Сергея Дяченко. Книга входит в серию «Стрела времени». Впервые в журнальном варианте был опубликован в литературном журнале «Радуга» в 1999 году, в книжном — в издательстве ОЛМА-Пресс в 2000 году. Был награждён литературными премиями «Бронзовая улитка» (2001) и Гран-при Московского Форума фантастики 2001 года (приз «Сигма-Ф»).
Армагед-дом | |
---|---|
Жанр | фантастика |
Автор | Марина и Сергей Дяченко |
Язык оригинала | русский |
Издательство | ОЛМА-Пресс |
Описание мира
Мир похож на наш; у героев типично славянские имена (Андрей, Лидка, Игорь); названия улиц и площадей киевские, иногда слегка изменённые (Прорывная улица — Прорезная улица, Торговая площадь — Контрактовая площадь), иногда не изменённые.
Особенностью мира является происходящий каждые 20-21 год на протяжении уже около тысячи лет апокалипсис (в обиходе — мрыга).
Апокалипсис
Описан в сочинении четвероклассницы:
Конец света по-научному называется апока…(зачеркнуто)…сисом. Тогда случаются большие беды. Идут дожди из огня. Нечем дышать. Все люди погибли бы, если бы не Ворота. Никто не знает, как они устроены. Ученые всего мира ломают над этим голову. Некоторые говорят, что Ворота установили инопланетяне, — но это анте… (зачеркнуто) антинаучная ерунда. Ворота открываются там, где люди могут найти их. Они открываются в нескольких местах. Люди заходят в Ворота и перебывают там страшное время. Внутри Ворот проходят всего тридцать шесть часов. Потом они выходят из Ворот — и начинается новый цикл жизни. Тот, кто не успеет вовремя добраться до Ворот, обязательно погибнет. Поэтому они должны заходить в Ворота очень быстро. Мужчины должны пропускать вперед женщин и тех, кто не умеет быстро бегать. О том, где открылись Ворота, сообщает служба ГО. Надо внимательно слушать сообщения по радио и бежать не к ближайшим Воротам, а к тем, на которые укажет служба. Иначе возле Ворот может возникнуть давка…
В разговорном языке — мрыга. Происходит на 21-й год после предыдущего апокалипсиса. Точная дата и время непредсказуемы. В последние месяцы перед апокалипсисом наблюдается резкий рост подростковой преступности, наркомании, самоубийств; активизируются всевозможные секты; часто появляются пророки, якобы предсказывающие дату апокалипсиса и объявляющие новый апокалипсис последним. Для борьбы с подростковой преступностью вводят комендантский час для всех или для несовершеннолетних.
Продолжается 36 часов. В это время происходит нашествие глеф — многометровых личинок, пожирающих всё живое; землетрясение; дождь комет, неизвестных астрономам; в атмосфере появляются ядовитые газы.
Везде, где есть много людей, появляются Ворота пропорционально численности населения. Вошедшие в Ворота безопасно пережидают апокалипсис в полной темноте, находясь в трансоподобном состоянии. Большинству удаётся войти в ворота и спастись, но многие гибнут, убитые глефами, землетрясением, затоптанные в давке перед Воротами и по другим причинам. Не войдя в Ворота, выжить невозможно.
После Апокалипсиса начинается детородный период, длящийся несколько лет (примерно 3-5). По окончанию этого периода женщины теряют способность забеременеть.[1] Дети, зачатые на первый, второй и третий-четвёртый год после апокалипсиса, называются соответственно старшей, средней и младшей группой. Женщины, пережившие второй апокалипсис, также могут забеременеть в этот период, хотя из-за возраста (им почти 40 лет) это небезопасно.
Материальные ценности страдают гораздо меньше, чем люди, многие дома сохраняются. Около половины оружия, находящегося в убежищах, взрывается.
Для животных открываются Малые Ворота, непригодные для людей. Поголовье диких животных сокращается вдвое, а скота — в 3-4 раза. Животных из зоопарков часто выпускают на волю, чтобы дать им шанс выжить; если этого не сделать, они гибнут в апокалипсисе.
Первые годы после апокалипсиса
Восстанавливается экономика. Начинается рождение детей, сопровождаемое массированной пропагандой деторождения. Школьные учителя на несколько лет переквалифицируются в преподавателей вузов, репетиторов или воспитателей детского сада, поскольку детей школьного возраста в это время нет. Многие женщины беременеют от случайных партнёров. Ведётся широкая пропаганда искусственного размножения и борьба с предрассудком, будто искусственно зачатые дети не переживают апокалипсис.
Глефы
Являются личинками дальфинов — больших морских животных, питающихся рыбой. Хотя дальфины похожи на млекопитающих, они относятся к насекомым. Высота — несколько метров.
Выходят на берег с началом апокалипсиса, пожирая всё живое, разрушая дома. Через несколько часов после начала апокалипсиса возвращаются в море, окукливаются и в таком состоянии пережидают апокалипсис. Через 1-2 месяца куколки превращаются во взрослых особей. Во время следующего апокалипсиса погибают.[2]
Попытки уничтожать дальфинов приводят лишь к тому, что оставшиеся откладывают больше яиц, и нашествие глеф становится ужаснее. Кладки яиц находятся на глубине около километра и недоступны современному оружию. Единственным способом борьбы с глефами является расстрел из крупнокалиберного оружия с вертолётов. Расстреливая глеф во время апокалипсиса, вертолётчики часто проявляют большое мужество; многие вертолётчики гибнут, не успев спастись.
Условленное время
Время между появлением Ворот и объявлением о них населению, составляет около часа. В это время эвакуируются высшие чиновники и их ближайшие родственники, а также все, кто необходим после апокалипсиса. Позволяет почти гарантированно выжить немногим за счёт роста числа жертв среди остальных. Считается, что без условленного времени после апокалипсиса наступит хаос и анархия.
Гражданская Оборона (ГО)
Исключительно важная структура. Во время Апокалипсиса информирует население о появившихся Воротах, путях доступа к ним, зонах нашествия глеф; пресекает беспорядки; координирует деятельность вертолётчиков, уничтожающих глеф. В последние месяцы перед апокалипсисом, следит за соблюдением комендантского часа, борется с подростковой преступностью, сектантами, паникёрами.
Наука и техника
Не развиваются или развиваются очень медленно. Все силы каждая страна тратит на подготовку к апокалипсисам, восстановление экономики после них и сохранение численности населения. Те средства, которые остаются на развитие науки, тратятся на исследования причин апокалипсисов, природы Ворот и т. д. Все эти исследования пока что были бесплодными.
Атомная энергетика не развивается, поскольку апокалипсис вызвал бы массовое разрушение АЭС. Космические исследования не ведутся, потому что они потребовали бы больших капиталовложений.
Войны
Не ведутся, потому что все силовые структуры ориентированы на борьбу с беспорядкам и преступностью, принимающую ужасающие масштабы перед каждым апокалипсисом, а также на борьбу с глефами. Кроме того, у стран нет средств на ведение войн.
Главные герои
- Лидия Зарудная (Сотова) — главная героиня книги.
- Ярослав Андреевич Зарудный — муж Лидии Зарудной
- Андрей Игоревич Зарудный — отец Ярослава Зарудного, депутат, учёный
- Клавдия Зарудная — жена Андрея Игоревича Зарудного
- Игорь Рысюк — одноклассник Лидии Зарудной, кризисный историк, начальник избирательного штаба генерала Петра Стужи
- Петр Стужа — генерал, президент
Награды
Роман вошёл в список лучших фантастических книг по версии журнала «Афиша», опубликованный в 2008 году, в номинации «Выбор „Афиши“». Журнал похвалил роман за то, что его авторов «интересуют характеры людей, попавших внутрь сценария о конце света» и книга не представляет собой роман-катастрофу. «Ноу-хау Дяченко — романы, на самом деле представляющие собой изощрённые психологические эксперименты, из которых выясняется, каков человек на самом деле, каковы его возможности — как конструктивные, так и деструктивные — в экстремальных обстоятельствах. <…> Чрезвычайно увлекательные опыты». В то же время в номинации «Выбор экспертов» одной из 10 лучших фантастических книг постсоветской эпохи был назван другой роман Дяченко — «Vita Nostra» (в состав экспертного совета входили 13 человек, включая Алексея Иванова и Бориса Стругацкого; совет не учитывал произведения писателей, чьим основным жанром фантастика не является, таких как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин)[3].
Примечания
- «Детородный период такой короткий, оглянуться не успеешь, а он уже прошел, и тогда уже не забеременеть, ты же учила физиологию… И останешься бездетной.»
- «Еще недавно они лежали, спеленатые своими „кукольными“ покровами, где-то глубоко на дне, куда человеку никогда не донырнуть. А потом родились в третий раз, ровесники, одно поколение, лишенные другого опыта и других знаний, кроме тех, что заложены в инстинктах. А если бы человечество умело так же? Если бы все взрослые погибали бы при апокалипсисе, а нерожденные — личинки — выживали?»
- Журнал «Афиша» № 14 (230) за 28 июля — 10 августа 2008 года. «Это фантастика», страницы 36—50.