Антиохийский собор (363)
Антиохи́йский собо́р — поместный собор, состоявшийся в 363 году. Собор подтвердил Никейский символ веры, но в чисто омиусианском понимании.
Участники
- Мелетий Антиохийский,
- Евсевий Самосатский[1],
- Евагрий Сикелийский,
- Ураний Анамийский,
- Зоил Ларисский,
- Акакий Кесарийский,
- Антипатр Росский,
- Авраамий Уримский,
- Аристеник Селевковильский,
- Варламен Пергамский,
- Ураний Мелитинский,
- Магнос Халкидонский,
- Евтихий Элевтеропольский,
- Исаконис из Великой Армении,
- Тит Бострийский,
- Петр Сиппский,
- Пелагий Лаодикийский,
- Аравиан Антрский,
- Писон Аданский через пресвитера Ламидриона,
- Сабиниан Зевгматский,
- Афанасий Анкирский через пресвитеров Орфиста и Аэция,
- Фринион Газский,
- Писон Августийский,
- Патрикий Палтийский через пресвитера Ламириона,
- Анатолий Верийский,
- Феотим Аравский,
- Лукиан Аркийский
История
В середине IV века продолжаются триадологические споры. Главным вопросом, который решался христианскими богословами в это время, был вопрос отношения Бога Отца и Бога Слово (Сына). В начале IV века Арий предложил учение, согласно которому Сын является «тварью» (то есть сотворенным) и создан «из не-сущих» (то есть было время когда Сына не было). В 325 году состоялся Собор, на котором учение Ария было отвергнуто и был утверждён Никейский символ веры. В Символе веры были использованы новые термины и выражения «единосущный» (др.-греч. «ὁμοούσιος» — «омоусиос») и «из сущности» (др.-греч. «ἐκ οὐσίας»); то есть, Сын единосущен Отцу, и Сын Божий рождён из сущности Отца. Термин «единосущный» в отношении Отца и Слова был введён антитринитарием Павлом Самосатским в III веке, который как и Савеллий отрицали троичность лиц в Боге. Триадологическая терминология в начале IV века была в зачаточном состоянии, термин «ипостась» не был отделён от термина «сущность». По этой причине среди богословов шли поиски новых терминов для выражения отношений между Отцом и Сыном. Для того, чтобы избежать обвинения в савеллианстве вместо термина «единосущный» были предложены два других: «подобносущный» (др.-греч. «ὁμοιούσιος» — «омиусиос») и «подобный» (др.-греч. «ὅμοιος» — «омиос»). Термин «подобный» был введен для того, чтобы вообще избежать использования термина «сущность» (др.-греч. «οὐσία» — «усия»). Используя термины «подобносущный» и «подобный», составлялись на церковных соборах и Символы веры. Епископы условно были разделены на три категории: 1. Омоусиане, те кто держался за термин «единосущный» 2. Омиусиане, те кто использовал термин «подобносущный», 3 Омии, те кто использовал термин «подобный». В зависимости от того какое вероисповедание принимали Византийские императоры зависело положение одной из трёх категорий епископов, они становились или во главе епархий или в изгнании.
Константин Великий, собравший Первый Никейский собор, в начале своего правление поддерживал омоусиан. Но к концу своего правление Константин предпочтение отдаёт омиям и омиусианам, его церковную политику поддерживает его сын и преемник император Констанций II с 337 по 361 год. Юлиан Отступник был равнодушен к спорам внутри Христианства, он даёт свободу вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства. Афанасий в Александрии в 362 году собирает церковный собор, на котором подтверждает Никейский символ веры. В 363 году императором становится Иовиан, он сторонник единосущия. Иовиан исповедует Никейский символ и своим эдиктом признаёт Афанасия в качестве правящего епископа в Александрии[2]. Осенью 363 года собирается церковный собор в Антиохии под председательством Мелетия Антиохийского. Мелетий как Евсевий Самосатский и Акакий Кесарийский не были омоусианами перед началом собора, они принадлежали к омиям. Последовательными и строгими омоусианами, признаваемыми как единственная православная община в Антиохии Афанасием Великим, а и впоследствии Римскими Папами, были христиане, имеющими в качестве предстоятеля Павлина. Но Павлин и его клир в соборе не участвовали. По причине того, что Мелетий и участники собора отрицали единосущие, решение Антиохийского собора омиусианское. Соборное решение с изложением веры, под которым стоят подписи епископов, представляет собой Послание к императору Иоавиану. В Послании объяснено, что слово «сущность» принято отцами Никейского собора не по причине, что оно встречается у язычников, а для опровержения слова «из несущего», которое нечестиво употребил ο Христе Арий и которое ко вреду церковного единомыслия бесстыдно употребляют в настоящее время аномеи. В конце послания изложен Никейский символ веры, но перед этим делается очень существенная оговорка: термин «ὁμοούσιος» объясняется в смысле «подобия по существу»:
А что в ней одно слово, то есть «единосущный» для иных кажется странным; то от Отцов оно получило определенное объяснение, именно означает, что Сын родился из существа Отчего и что по существу Он подобен Отцу.
Соборное решение сохранилось у Сократа Схоластика и Ермия Созомена. Сократ Схоластик в своей книге «Церковная история» называет участников собора акакианами, последователями Акакия Кесарийского, то есть омиями.
Примечания
Ссылки
- Α. Спасский. «История догматических движений в эпоху вселенских соборов». История учения о Св. Троице в IV веке. V. Догматические движения в царствование Юлиана и Иовиана. Характеристика второго периода тринитарных споров. — Значение царствования Юлиана. — Опыт унии между омиямн и аномеями, — Исторические свидетельства ο постепенном сближении омиусиан с никейцами: памятная записка Василия и Георгия; сочинения ο соборах Илария и Афанасия, — Александрийский собор 362 года; его история и значение. — Антиохийская схизма. — События царствования Иовиана.
- Сократ Схоластик «Церковная история» Книга третья Глава 25
- Единосущие
- Ермий Созомен «Церковная история» Книга шестая Глава 4
- Василий Васильевич Болотов Лекции по истории Древней Церкви. Борьба с арианством после Никейского собора (325—381).
- Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, cujus Johannes Dominicus Mansi et post ipsius mortem Florentius et Venetianus editores ab anno 1758 ad annum 1798 priores triginta unum tomos ediderunt, nunc autem continuatat et absoluta, Том 3, Giovan Domenico Mansi, Philippe Labbe, Jean Baptiste Martin, Gabriel Cossart, Louis Petit. col. 369
- Послание Антиохийского собора 363 года в Викитеке