Азельма

Азельма (фр. Azelma Thénardier) — персонаж романа Виктора Гюго «Отверженные», младшая дочь Тенардье[1]. В сюжете играет незначительную роль, но образ запоминается как социально-этический тип.

Азельма
фр. Azelma
Создатель Виктор Гюго
Произведения Отверженные (1862)
Пол женский
Возраст 2-15 лет
Дата рождения 1816
Семья Тенардье (отец), тётка Тенардье (мать), Эпонина (сестра), Гаврош (брат)
Род занятий уличная девица

Место образа

Главный отрицательный персонаж «Отверженных» Тенардье по сюжету романа был женат и имел детей. Азельма — средний ребёнок, младшая сестра Эпонины, старшая сестра Гавроша. Родилась Азельма осенью 1816 (к тому времени Тенардье, создав средства за счёт мародёрства при Ватерлоо, открыл трактир в Монфермейле). Вычурное имя Азельма получила от матери под влиянием «глупых романов».

Эволюция образа

В раннем детстве Азельма Тенардье — хорошенькая черноволосая девочка с длинными косичками: «свеженькая, здоровенькая, радующая глаз». Время проводит в играх и развлечениях со старшей сестрой. Хозяйские дочери по-детски помыкают ровесницей — маленькой служанкой Козеттой, которую жестоко эксплуатирует чета Тенардье.

Впоследствии Тенардье разоряются. Семья перебирается в Париж и погружается в беспросветную нищету. Тенардье живёт мелким мошенничеством и попрошайничеством, но и в этом малоудачлив. Азельма и Эпонина превращаются в уличных девочек «дурного пути». Выполняют мошеннические поручения отца, прячутся от полиции. В пятнадцать лет Азельма — «полураздетая мертвенно-бледная долговязая девочка». Дома она сидит, «словно ничего не видит, не слышит, не дышит», на улице убегает от «легавых».

У таких существ не бывает ни детства, ни отрочества. Они словно бегут бегом по жизни, чтобы быстрей покончить с нею[2].

При этом Азельма — в отличие от Эпонины, самостоятельной натуры, бунтующей против Тенардье — беспрекословно подчиняется негодяю-отцу[1]. Она даже ранит себе руку по его приказанию — чтобы разжалобить обманутого филантропа, побудить его раскошелиться.

Тенардье связывается с бандой «Петушиный час» и устраивает у себя на квартире разбойничью засаду. Преступников арестовывает полиция под командованием Жавера. Поначалу Азельма и Эпонина тоже были задержаны, но вскоре освобождены как непричастные к делу. Вскоре Тенардье бежит из тюрьмы. Его жена умирает в камере под следствием. Эпонина и Гаврош погибают в баррикадном бою.

Сам Тенардье и его дочь Азельма, последние, кто остался из этой злополучной семьи, снова канули во тьму[3].

Тенардье заочно приговорён к смертной казни и скрывается в криминальном подполье Парижа. Азельма находится с ним. К шестнадцатилетию это уже вполне сформировавшаяся уличная девица. Она освоила уголовный жаргон — арго, в разговорах и поведении сквозит наглость и цинизм. Подрабатывает как внештатная осведомительница полиции: «На сегодня меня сторговали фараоны». Даже с отцом Азельма стала держаться иначе: «Да ты что, папаша?.. Отец и отец, эка невидаль». Сам Тенардье воспринимает дочь как толкового агента: «Ты у меня шустрая. Надо постараться. Слышишь, Азельма?»

По отцовскому приказу Азельма выслеживает Козетту, ставшую женой преуспевающего адвоката Мариуса Понмерси (девочка-служанка поднялась по социальной лестнице, тогда как хозяйская дочь опустилась на дно). Тенардье приходит к Мариусу, чтобы продать ложный компромат на Жана Вальжана (приёмный отец Козетты) — и оказывается полностью разоблачён. Мариус обвиняет Тенардье в тяжких преступлениях, объявляет достойным каторги и виселицы. Но он ошибочно считает Тенардье спасителем своего отца и поэтому отпускает, снабдив крупной суммой денег. Через несколько дней Тенардье уезжает в Америку, где в силу «неизлечимой нравственной низости» становится работорговцем. Автор особо отмечает, что Азельма остаётся при отце, выехав вместе с ним[1].

Смысл образа

Азельма Тенардье — не очень значительный персонаж романа. Её путь показан пунктирно, она упоминается только в связи с отцом. К концу романа ей ещё нет полных шестнадцати лет. В то же время детская судьба Азельмы впечатляет превращением девочки-«ангелочка» в активную пособницу негодяя и преступника.

На этом образе автор вновь показывает пагубное влияние на личность социальной несправедливости и аморальной среды — которой слабохарактерная Азельма, в отличие от сестры и брата, не могла и не хотела противостоять.

Примечания

  1. Azelma Thénardier
  2. Виктор Гюго. Отверженные. Часть 3, книга 8, глава 6.
  3. Виктор Гюго. Отверженные. Часть 5, книга 5, глава 8.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.