200-я танковая бригада

200-я танковая бригада — танковая бригада РККА времён Великой Отечественной войны.

200-я танковая бригада
(200 тбр)
Вооружённые силы ВС СССР
Вид вооружённых сил сухопутные войска
Род войск (сил) автобронетанковые войска (до декабря 1942 года),
бронетанковые и механизированные войска
Формирование 31 марта 1942 года
Расформирование (преобразование) 23 октября 1943 года
Районы боевых действий
Великая Отечественная война
1942: Первая Ржевско-Сычёвская операция, Вторая Ржевско-Сычёвская операция (операция «Марс»)
1943: Курская битва
Преемственность
Преемник 45-я гвардейская танковая бригада

История формирования

Сформирована 31 марта 1942 года во Владимире по штату отдельной танковой бригады № 010/345 от 16 февраля 1942 г.[1]

Состав бригады, к началу боевых действий[2]:

  • Управление бригады
  • Рота управления
    • разведывательный взвод
    • взвод связи
    • сапёрный взвод
    • комендантский взвод
  • 191-й отдельный танковый батальон
  • 192-й отдельный танковый батальон
  • Мотострелково-пулемётный батальон
  • Истребительно-противотанковая артиллерийская батарея
  • Зенитная батарея
  • Рота технического обеспечения
  • Медико-санитарный взвод

Боевой путь

В составе 6-го танкового корпуса принимала участие в боевых действиях[2]:

Первая Ржевско-Сычёвская операция

Согласно плану операции, 200-я танковая бригада в составе 6-го танкового корпуса должна была наступать на стыке между 31-й и 20-й армий, развивая их успех. Помимо 6-го танкового корпуса, во фронтовую подвижную группу вошли 8-й танковый и 2-й гвардейский кавалерийский корпуса. К 20 июля 1942 года личный состав и вся материальная часть были сосредоточены в районе севернее станции Шаховская[3].

Приказ о наступлении был отдан 31 июля. 2 августа части 6-го танкового корпуса сосредоточились на исходных позициях. Однако началу наступления помешали два фактора[4]:

  • из-за ливней уровень воды в реке Дёрже, по которой проходила линия фронта на участке прорыва, резко повысился. Потоком были сорваны два из четырёх мостов, а глубина бродов, составлявшая обычно 40-70 см, увеличилась до 2-2,5 м, сделав их непроходимыми. В негодность пришли также и грунтовые дороги.
  • результаты боевых действий Калининского фронта, перешедшего в наступление 30 июля, оказались скромными, особенно на стыке с 31-й армией.

Учитывая это, командование Западного фронта по согласованию со Ставкой ВГК перенесло начало наступления 31-й и 20-й армий на утро 4 августа. Соответственно отодвигался и ввод в прорыв 6-го танкового корпуса, как и всей фронтовой подвижной группы[4].

С началом наступления фронта 4 августа подвижные группы обеих наступающих армий переправились через реку Дёржу и, не встречая сопротивления, вошли в прорыв. Оборонявшиеся 161-й пехотная и 36-й моторизованная дивизии противника понесли большие потери из-за мощной артподготовки и отошли[5].

200-я танковая бригада с истребительно-противотанковым полком выступала в первом эшелоне 6-го танкового корпуса по маршруту к населённым пунктам Зеновское и Засухино (не существующие ныне деревни в Зубцовском районе Тверской области), имея во втором 22-ю танковую бригаду. Однако из-за действий авиации противника и несвоевременного ремонта все переправы через реку Дёржа оказались разбитыми. Первые части корпуса были переправлены на другой берег только днём 5 августа. Во второй половине дня 6 августа передовой отряд 200-й танковой бригады совместно с частью сил 923-го стрелкового полка дивизии полковника Городовикова вступил в бой с частями 161-й пехотной дивизии, противостоявшей левому флангу 31-й и правому флангу 20-й армий. Немцы были выбиты из Буконтово (не существующая ныне деревня неподалёку от Золотилово), и части корпуса вышли на восточный берег реки Вазузы. Другая часть сил 200-й танковой бригады совместно с частями 88-й стрелковой дивизии 31-й армии заняла опорный пункт Кошелёво[6].

Форсировав реку Вазузу, 200-я танковая бригада совместно с 6-й мотострелковой бригадой захватили плацдарм на западном берегу. Однако наступление на Гредякино, Щеколдино и Кортнево захлебнулось из-за контратаки подошедших частей 5-й танковой и 253-й пехотной дивизий противника. 6-9 августа завязались встречные бои: противник стремился выбить советские части с плацдарма, а фронтовая подвижная группа, в свою очередь, — выбить немцев из села Гредякино.

9 августа из состава фронтовой подвижной группы был выведен 8-й танковый корпус в подчинение 20-й армии, наступавшей на кармановском направлении. Вследствие этого в ударной группировке, наступавшей на Сычёвку, остался один танковый корпус — 6-й. Ему предписывалось совместно с 251-й стрелковой дивизией наступать дальше, расширяя плацдарм. В течение 10-18 августа наступление успеха не имело. С 19 по 22 августа противник, напротив, сам перешёл в наступление, потеснив советские позиции.

24 августа 6-й танковый корпус передал участок на плацдарме к западу от реки Вазузы 251-й стрелковой дивизии и выведен в район Васютники — Коротово для наступления в районе реки Гжати, западнее Карманова. Танки корпуса предполагалось использовать для непосредственной поддержки пехоты (331-я и 354-я стрелковые дивизии 20-й армии).

2 сентября 200-я танковая бригада наступала во втором эшелоне 6-го танкого корпуса, который прорвал первую и вторую позиции обороны. Танкисты корпуса уничтожили свыше 1400 солдат и офицеров, 4 самолёта, 10 танков, 4 миномётные батареи и 32 противотанковых орудия[7]. Однако советским войскам закрепиться на достигнутом рубеже не удалось, и понеся значительные потери в личном составе и материальной части, 4 сентября части 6-го танкового корпуса были отведены на исходные позиции. Корпус был выведен из боя и переброшен под Зубцов, в полосу 31-й армии для предотвращения прорыва противника на этом направлении.

9 сентября в ходе наступления войск 31-й армии танки корпуса были введены в бой для завершения прорыва обороны противника, с которым не справились 164-я и 118-я стрелковые дивизии. Ввиду понесённых корпусом больших потерь, 12 сентября он был выведен в резерв фронта[8].

Операция «Марс»

10 октября поступила директива фронта на продолжение Ржевско-Сычевской наступательной операции. 6-й танковый корпус включался в состав подвижной группы, в которую вошли также 2-й гвардейский кавалерийский корпус и 1-я самокатно-мотоциклетная бригада. Корпусу в полосе 20-й армии снова предстояло форсировать реку Вазузу, но теперь в районе севернее населённого пункта Хлепень, а затем наступать на ту самую Сычёвку, к которой войска Западного фронта не смогли прорваться в августе[8].

В октябре-ноябре проводилась боевая подготовка личного состава, прибыло пополнение, были отремонтированы участвовавшие в боях танки, поступила новая техника. Доля Т-34 в частях и соединениях корпуса достигла 50 %[8]. Так, на 24 ноября 1942 в 200-й танковой бригаде было 63 танка, в том числе: 44 Т-34, 15 Т-70 и 4 Т-60[9].

Рубеж за рекой Вазуза обороняли 102-я пехотная дивизия (северный участок), доукомлектованная 5-я танковая, а также 78-я пехотная дивизии противника (южный участок). Наиболее укреплённой была полоса предстоявшего наступления подвижной группы, тянувшаяся от Кортнева до населённого пункта Хлепень[10].

6-му танковому корпусу была поставлена задача:

6-му танковому корпусу с 1-й самокатно-мотоциклетной бригадой из района Григорьево, Тимонино, Зеваловка нанести удар в направлении Вязовка, Барсуки, Колодня с задачей во взаимодействии с 20-й армией ударом с юго-запада овладеть Сычёвкой и не допустить подхода к Сычёвке резервов противника… В ночь перед атакой выйти на р. Вазузу.

из директивы Западного фронта[11]

26 ноября после артподготовки прорыв обороны противника начали стрелковые дивизии 20-й армии. Из-за сильного снегопада эффективность артподготовки была значительно снижена, и оборона была прорвана лишь в центре полосы наступления, на рубеже Зеваловка — Пруды. В середине 26 ноября 200-я танковая бригада введёна в бой для прорыва обороны противника юго-восточнее деревни Кузнечихи. Остальные соединения корпуса поддержали наступление на соседних участках. 200-я танковая бригада в течение дня овладела Гринёвкой. При этом потери 6-го танкового корпуса в целом составили до 50 % личного состава и танков[12].

28 ноября 6-й танковый корпус оставшимися силами снова перешёл в наступление. К ночи 200-я и 22-я танковые бригады с частью сил 6-й мотострелковой бригады, сломив сопротивление противника, прорвались на запад, перерезали железную дорогу Ржев — Сычёвка и достигли населённых пунктов Соустово, Ложки, Азарово, Никишино и Филиппово. Вместе с ними сюда вышли 1-я самокатно-мотоциклетная бригада и часть сил 2-го гвардейского кавалерийского корпуса[13].

Но на этом продвижение советских войск и закончилось. У населённых пунктов Соустово и Азарово советские части были встречены подошедшими вражескими танками с пехотой, а с севера и с юга по флангам и в тыл прорвавшейся советской группировке нанесли войска 27-го армейского корпуса и части 39-го танкового корпуса противника, соответственно[13]. Части 6-го танкового, 2-го гвардейского кавалерийского корпусов и 1-й самокатно-мотоциклетной бригады оказались отрезанными от остальных наступающих войск Западного фронта. Были исчерпаны запасы продовольствия, кончались боеприпасы и горючее. Была предпринята попытка организовать снабжение окружённых, но она не увенчалась успехом.

В ночь на 29 ноября перебросить тылы не удалось. Сами на танках перебрались к своим в лес, что юго-западнее Ложки. У личного состава продукты кончились, горючее и боеприпасы на исходе. Прошу ускорить расчистку проходов для тылов или подать необходимое воздухом. Части захватили большие трофеи, в том числе самолёт.

Гришин.

из донесения бригадного комиссара П. Г. Гришина Военному совету Западного фронта, утро 29 ноября 1942 года[14]

По приказу командующего фронтом окружённые части на рассвете 30 ноября предприняли попытку прорыва кольца в районе деревни Малое Кропотово. Одновременно был нанесён деблокирующий удар войск 20-й армии, наступавших с востока. Но пробиться к названной деревне удалось лишь окружённым, которые удерживали её до 16 часов. После чего командование 6-го танкового корпуса приняло решение оставить эту деревню и пробиваться из окружения севернее, в направлении Большое Кропотово.

В ночь на 30 ноября окружённые советские части нанесли удар на северо-восток. Одновременно им навстречу из района Большое Кропотово наступали части 100-й танковой бригады с пехотой. В ночном бою советские войска понесли тяжёлые потери, в числе других были убиты командиры 200-й танковой и 6-й мотострелковой бригад Герой Советского Союза подполковник В. П. Винокуров и старший батальонный комиссар Е. Ф. Рыбалко. Тем не менее, к утру 30 ноября прорыв был завершён. Ликвидация отдельных советских частей, оказавшихся в окружении в районах прорывов, продолжалась до конца декабря.

27-й армейский корпус… Во время вражеской атаки западнее Большое Кропотово, предпринятой во взаимодействии с окружённой группой противника, последняя пробилась через заслон на восток.

из документов штаба группы армий «Центр»[15]

С 25 ноября по 1 декабря 1942 года 200-я танковая бригада потеряла безвозвратно 176 солдат и офицеров (из них 67 убито и 109 пропало без вести)[16].

Остатки 6-го танкового корпуса после выхода его частей из окружения были выведены в район Буконтово — Козлово — Гребёнкино, где он в течение 10 дней доукомплектовывался. Так, 200-я танковая бригада к 15 часам 11 декабря получила 23 танка.

В тот же день 11 декабря бригада в составе 6-го танкового корпуса была направлена на передовую с задачей прорвать совместно со стрелковыми войсками 20-й армии оборону противника в том же направлении, что и в конце ноября (на участке Большое Кропотово — Малое Кропотово), и вывести пехоту на рубеж Ложки — Белохвостово. В дальнейшем корпус должен был во взаимодействии с 2-м гвардейским кавалерийским корпусом выйти в леса южнее Макруши в готовности для действий в северо-западном направлении.

Наступление не имело успеха, так как осуществлялось меньшими силами, а противник подтянул резервы, в том числе 9-ю танковую дивизию. К 1 января 1943 года фронт на этом участке стабилизовался, и корпус был вновь выведен в район станции Шаховская.

Курская битва

В ходе Курской битвы 200-я танковая бригада принимала участие в отражении удара 11-я танковой и 332-я пехотной немецких дивизии на обоняньском направлении. Согласно боевому приказу командующего 1-й танковой армией 200-я танковая бригада выдвигалась для прикрытия района восточно окраины села Верхопенье с целью не допустить прорыва противника на Обоянь:

1. Противник в составе до шести танковых и трёх пехотных дивизий, нанося главный удар в общем направлении на Обоянь, к исходу дня 7.7.43 вышел на рубеж Луханино, Красная Дубрава, урочище Сухая, Большие Маячки, восточная окраина Грезное.

2. Командиру 6-го танкового корпуса:

а) силами 6-й мотострелковой бригады и одной танковой роты занять оборону на рубеже Чапаев, Раково, Шепелевка. Задача: не допустить прорыва противника в северном направлении;

б) 200-ю танковую бригаду без одной танковой роты к рассвету 8.7.43 вывести в район восточная окраина Верхопенье и западная часть МТС, далее на восток, обеспечив дорогу, идущую из Верхопенье на Обояньское шоссе (исключительно высота 242,1). Задача: не допустить прорыва противника на Обоянь;

в) 22-ю танковую бригаду после сдачи участка 6-й мотострелковой бригаде к утру 8.7.43 сосредоточить в урочище Толстое…

3. Слева на рубеже (исключительно) Луханино, Сырцево, урочище Щенячий, (исключительно) Красная Поляна — части 3-го механизированного корпуса со 112-й танковой бригадой

Гетман А.Л. Танки идут на Берлин. С. 97 со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 676, оп. 20761, д. 24, л. 12.

На 6 июля 1943 в бригаде было 53 танка, в том числе: 44 Т-34, 5 Т-70 и 4 Т-60[9].

8 июля 1943 года 200-я танковая бригада сдерживала натиск превосходящих сил противника в районе Верхопенья. Удары наносились на узком фронте, что позволяло противнику усиливать численное превосходство. Под удар попал крайний левый фланг 200-й танковой бригады, где оборонялся танковый взвод под командованием лейтенанта М. К. Замулы[17]. Бои продолжались 8-9 июля, закончившись отходом противника на прежние позиции. Очередное наступление на позиции бригады было предпринято 10 июля. Немецкие войска прорвали оборону и были остановлены в тылу при содействии подоспевших частей 10-го танкового корпуса, выдвинутого из резерва фронта.

В течение ночи на 11 июля остатки бригады были отведены во второй эшелон 6-го танкового корпуса, занявшего новые позиции на рубеже урочище Кузнецово — село Новенькое — урочище Челноково. В этот раз положение обороняющихся было осложнено сильными потерями в предыдущих боях, а также тем, что корпус оборонялся не на заранее оборудованном рубеже, а позиции были подготовлены наспех. Угрожающая обстановка сложилась на левом фланге, где оборонялась 22-я танковая бригада. Танки прорвались к командному пункту бригады, и в бой была введена 200-я бригада из второго эшелона. Во второй половине дня по приказу командующего 1-й танковой армией части корпуса под прикрытием арьергардов отошли сначала к урочищу Суходол, а к вечеру — на западный берег ручья, где и заняли рубеж в боевых порядках 184-й стрелковой дивизии 40-й армии.

Вечером 12 июля командующий 1-й танковой армией поставил 6-му танковому корпуса задачу выдвинуться на рубеж в район урочище Толстое — Красный Узлив — урочище Плотовое, с которого предстояло развивать успех 5-го и 10-го танковых корпусов в направлениях Раково, Сырцево, Верхопенье. К 5 часам 13 июля части корпуса сосредоточились в указанном районе, однако вскоре получили приказ перейти к обороне. С утра 14 июля позиции корпуса были атакованы немцами. Бои продолжались до 15 июля. 16 июля противник начал отход.

По данным советской стороны, за десять дней оборонительных боёв с 6 по 16 июля 6-й танковый корпус уничтожил 9935 солдат и офицеров противника, 409 танков, в том числе 127 «тигров», 14 самолётов и 81 артиллерийское орудие[18]. Многие воины 200-й танковой бригады были награждены орденами и медалями. Потери бригады составили 110 человек убитых и пропавших без вести (из них — 19 офицеров)[19].

Приказом НКО № 306 от 23 октября 1943 бригада переформирована в 45-ю гвардейскую танковую бригаду[2].

Командование бригады

Командиры бригады

Начальники штаба бригады

  • с 22.02.1942 по 12.10.1942 — майор Удальцов Алексей Иванович
  • с 12.10.1942 по 16.12.1942 — подполковник Кошелев Иван Андреевич
  • с 30.01.1943 по 23.10.1943 — майор, подполковник Попов-Введенский Владимир Николаевич

Герои Советского Союза

Примечания

  1. Отдельная танковая бригада. штаты № 010/345 — 010/352 (16 февраля 1942 г.) Архивировано 30 августа 2011 года.
  2. 200-я танковая бригада на сайте «Танковый фронт».
  3. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 44.
  4. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 47.
  5. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 48. Со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 386, оп. 8583, д. 134, л. 36.
  6. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 49-53.
  7. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 63. Со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 676, оп. 382898, д. 1, л. 10.
  8. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 67.
  9. 6-й танковый корпус на сайте «Танковый фронт»
  10. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 70.
  11. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 70-71. Со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 386, оп. 8583, д. 144, л. 1.
  12. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 72.
  13. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 73.
  14. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 73-74. Со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 676, оп. 15221, д. 1, л. 208.
  15. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 74. Со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 6598, оп. 12450, д. 68. л. 138.
  16. Донесение о безвозвратных потерях 200-й танковой бригады за период с 25 ноября по 1 декабря 1942 года на сайте ОБД «Мемориал». 25.12.1942.
  17. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. — С. 98—102.
  18. Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. С. 112 со ссылкой на Архив МО СССР, ф. 299, оп. 3070, д. 70, л. 122.
  19. Донесение о безвозвратных потерях 200-й тбр за период с 5 по 25 июля 1943 года (недоступная ссылка) на сайте ОБД «Мемориал».

Литература

  • Гетман А. Л. Танки идут на Берлин. — 2-е, исправленное и дополненное. — Москва: Наука, 1982. — (Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах).

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.