Школа боцманов и юнг
Школа боцманов и юнг, Школа юнг — вид военно-морского учебного заведения в Российской империи и Союзе ССР.
До реформы орфографии, в России, именовалась Школа юнгов[1]. Школы юнг были упразднены после создания в Советском Союзе Нахимовских военно-морских училищ, в 1943 году. В послевоенный период Союза в системе ДОСААФ были созданы «Клубы юных моряков», учащиеся члены которых назывались юнгами.
История
Создание
Пётр I, после построения Кронштадта указал открыть в Кронштадте школу юнг (современный адрес — Красная улица), в другом источнике сказано что царь учредил в нём училище морских юнг[2], то есть малолетних матросов, и сам он начал службу на море с каютного юнги. Этот Указ о создании школы юнг положил начало системной подготовке специалистов для русского флота. Юнги изучали русский язык, закон Божий, географию, физику, машинное дело, строевые занятия, физкультуру. В этой школе готовили минеров, артиллеристов, машинистов, рулевых, сигнальщиков. Позже школа юнг была открыта в Севастополе. Эти школы подготовили тысячи матросов-специалистов для Русского императорского военно-морского флота (ВМФ). Юнги существовали, с перерывами[2], в военно-морских силах России до начала XX века.
В 1910 году в Кронштадте была вновь открыта школа юнг[3]. Юнги учебных кораблей и школ, в отношении исполнения ими воинской повинности, считались вольноопределяющимися во флот[4].
Командованием школы на имя морского министра была дана телеграмма следующего содержания: «Отслужив по случаю открытия школы юнг и помолившись за здоровье Императора и Всей Царской Семьи, все присутствующие и вновь поступившие просим повергнуть к стопам Его Императорского Величества их верноподданные чувства и уверенность служить верой и правдой на радость Его Императорского Величества и дорогой Родине и флоту».
Император ответил: «Искренне желаю полного успеха школе юнг и благодарю всех присутствующих на митинге».
В школу юнгов[5] Русского флота, принимались мальчики в возрасте от 16 до 18 лет от роду. Курс обучения для них составлял 1½ года[5]. После окончания школы юнги зачислялись на действительную службу на флот и поступали в общие школы специалистов, по окончании которых производились в унтер-офицеры. За полученное в школе образование юнги обязаны пробыть на действительной службе в Вооружённых Силах Российской империи 6 лет[5].
Подробнее описано событие набора слушателей в Кронштадтскую школу юнг, в 1912 году: «Подано прошений 1542. Не явились на медицинский осмотр 609 человек, явилось 933 человека. Держали экзамены 526 человек. Выдержали экзамены 345 человек. Состав принятых: крестьян — 259, мещан — 87, казаков — 9, дворян — 11 человек. По вероисповеданию: православных — 366 человек. В честь этого события был отслужен молебен.»
В числе окончивших Кронштадтскую школу юнг уже после 1912 года были будущий адмирал, Герой Советского Союза Иван Степанович Юмашев (1914 год выпуска) и будущий заместитель наркома Военно-Морского флота ВС Союза ССР Гордей Иванович Левченко.
Советское время
В ВС Союза ССР флотская должность «Юнга» на кораблях и судах военно-морского флота была введена 14 октября 1942 года[6], а их подготовка на судах рыбопромыслового флота началась в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны, от 18 января 1944 года и приказа Наркомрыбпрома СССР № 146, от 26 февраля 1944 года. Юнга был воспитанником специализированной военизированной школы.
В советское время первая школа боцманов и школа юнг при ней создана в 1940 году на острове Валаам (Ладожское озеро) для обучения юношей морскому делу и подготовки матросов. Во исполнение решения, от 12 сентября 1941 года, о снятии частей с островов Ладожского озера — Валаам, Коневец, Крестовские и Хиунисима командующий генерал Г. К. Жуков приказывал в двухдневный срок: «Гарнизон Валаама (школа юнг и боцманов) обратить на усиление Шлиссельбургского укрепленного сектора» … Канонерская лодка «Бира», которая в мирное время — всего три месяца назад — была землечерпалкой, доставила роту юнг в бухту Осиновец. Оттуда часть юнг вместе с курсантами боцманской школы ушла к Невской Дубровке и участвовала в боях на знаменитом Невском «пятачке». Другие были направлены в подразделения, державшие оборону на берегах Ладоги и Волхова. Петя Горбачев, Миша Артамонов, Витя Алехин, Коля Никандров пали смертью храбрых. Принято считать, что из 200 школьников в живых осталось 10 человек[7].В январе 1942 года уцелевших валаамских юнг снова направили в Школу катерных боцманов — флоту требовались корабельные специалисты. Теперь школа размещалась в блокированном Ленинграде. Школа находилась на Васильевском острове в Учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова — в Дерябинских казармах.
25 мая 1942 года, по приказу адмирала флота СССР Н. Г. Кузнецова с подтверждением приказом адмирала А. Г. Головко, командовавшим Северным флотом, была организована новая школа юнг на Соловецких островах при учебном отряде Северного Флота. Эта формулировка сыграла потом злую шутку с юнгами, поскольку военная бюрократия маршала Д. Ф. Устинова, бывшего в 1970-х годах министром обороны СССР, использовала эту приставку «при» для того, чтобы не признавать соловецких юнг участниками войны (особенно постарался в этом направлении начальник историко-архивного управления Генштаба генерал-майор В. В. Гуркин, скрывавший документы о принятии присяги юнгами). Окончательно юнги были признаны участниками войны в 1985 году при содействии маршала С. Ф. Ахромеева. Школа на Соловецких островах базировалась в местном Кремле и бывшем ските Савватьево в 12 км от Кремля, комплектовалась юношами-добровольцами в возрасте 15—16 лет (некоторые юноши, приписав себе возраст, попали туда в 11-летнем возрасте, как, например, будущий военно-морской офицер и инженер авиационного завода Борис Положай[8] или 14-летний будущий писатель Валентин Пикуль), с образованием 6—8 классов по рекомендациям комсомольских организаций и при участии ЦК ВЛКСМ. Среди выпускников были будущий народный артист СССР, лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени Борис Штоколов, как, впрочем, и писатель Валентин Пикуль, лауреаты Государственной премии, археолог Геральд Матюшин[9], заслуженные изобретатели Николай Махотин и Марс Валидов[10].
Готовились специалисты на уровне техникума по специальностям:
- боцман торпедного катера
- боцман
- рулевой-сигнальщик
- радист
- электрик подводной лодки
- моторист торпедного катера
- моторист больших дизелей (под конкретные лендлизовские поставки судов, морских охотников и тральщиков фирмы «Хиггинз»)
- артиллерийский электрик
- электрик
Школа юнг на Соловецких островах провела 5 наборов, три военных и два послевоенных с выпуском курсантов, попавших на фронт и на боевое траление. В октябре 1945 года Школа юнг на Соловках была свернута и вместе со всеми ребятами, преподавателями и руководством переведена в Кронштадт. И тогда уже новонабранные юнги стали называться кронштадтскими.
Кроме того, существовали школы юнг гражданского флота, к примеру, трехгодичная школа юнг Наркомата рыбной промышленности в г. Сортавала в 1945—1949 гг., школа-интернат юнг Беломорско-Онежского пароходства министерства речного флота в Пиндушах в 1945—1947 гг. в них готовили механиков и судоводителей речных судов[11], Тобольская школа юнг в 1944—1962, в ней готовили судостроителей, судомотористов и радиооператоров, которые впоследствии в большинстве своем трудились в рыбной промышленности[12].
Боевой путь
В сентябре 1941 года юнги Валаамской школы участвовали в боях при обороне Ленинграда, в ходе которых многие из них показали образцы воинской доблести и смелости, большинство личного состава погибло при первой попытке прорыва ленинградской блокады.
Выпускники Соловецкой школы юнгов (она официально называлась именно так, так как в то время использовалось два написания, старое и новое) были хорошо подготовлены, они обучались около года (намного лучше, чем более возрастные курсанты из учебного отряда Северного Флота, где обучение длилось три месяца, соловецкие юнги обучались 9 — 11 месяцев по 10 — 12 часов в сутки, кроме спецдисциплин изучали физику, математику, географию, литературу и даже традиционные для дореволюционных флотских офицеров танцы) в дальнейшем (с 1943 года) образцово несли службу на кораблях ВМФ СССР, многие из них были удостоены правительственных наград, из 4111 выпускников более 1000 погибло на море, в речных сражениях на Волге, Днестре и Дунае, Амуре, Днепре, на фронте (в том числе и на Дальневосточном театре БД, взятие Сейсина, Герой Советского Союза соловецкий юнга-ленинградец Владимир Моисеенко), были юнги (псковитянин Василий Храбрых), которые участвовали в штурме Берлина в качестве морских пехотинцев. Семерым выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза.
Память
- Музей соловецкой школы юнг Северного флота.
- Раздел в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике.
- Площадь Соловецких Юнг и памятник на ней в Москве в районе Восточное Измайлово.
- Памятник соловецким юнгам на набережной Северной Двины в Архангельске
- Площадь Балтийских Юнг и памятник на ней в Санкт-Петербурге.
- Музей юнг Военно-Морского Флота в лицее № 369 Красносельского района, города Санкт-Петербург.
- В Самаре имя Соловецких юнг носит аллея на набережной реки Волги.
- В Казани есть улица Соловецких юнг.
- В Саратове в парке Липки есть памятник «Юным морякам-саратовцам Соловецкой школы юнг Северного флота 1942—1944 гг.», а рядом на улице Волжской установлена памятная табличка на бывшем здании обкома ВЛКСМ, где в 1942—1944 годах формировались группы добровольцев в Соловецкую школу юнг военно-морского флота.
- В Ульяновске, в парке А. Матросова, установлен памятник «Юным морякам-ульяновцам, воспитанникам Соловецкой школы юнг».
- ул. Волжская 32, Саратов
- памятник «Юным морякам-ульяновцам, воспитанникам Соловецкой школы юнг».
В искусстве
События военных времён на Соловецких островах и элементы жизни, судьбы юнг и их подготовки к активному участию в войне отражены в фильме «Юнга Северного флота», по сценарию Вадима Трунина.
См. также
- Борис Штоколов — бывший юнга, оперный певец Большого театра, народный артист СССР.
Примечания
- Сайт Двина, Школа юнгов или юнг? Баннер на заборе Архангельского драмтеатра: безграмотность или историческое недоразумение, 08 мая 2018, 16:05.
- Юнга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Тимофеевский Ф. А. XI. Учебные заведения // Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. — Кронштадт, 1913.
- Глава XII, Устав о воинской повинности, от 1 января 1874 года.
- Комплектование // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Музей морского флота, Должность юнги на судах морского флота.
- Валаамские_юнги (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2011. Архивировано 23 июля 2015 года.
- Борис Положай (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано 21 октября 2014 года.
- Морозов Ю. А. Памяти Геральда Николаевича Матюшина (1927—2000) // Уфимский археологический вестник. Уфа, 2001, вып. 3. С. 187—188
- Владимир Гундаров. Отрочество на морских ветрах // «Учительская газета» №25. 22.06.2004
- Ленинское Знамя. 1945. 29 августа
- Как тобольские юнги попали на большую сцену/Тюменские известия № 128(4870) от 21.07.09 г. Тобольские юнги/град Тобольск
Литература
- Глава XII, Устав о воинской повинности, от 1 января 1874 года.
- Юнга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Комплектование // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- «Положение о юнгах — юных рыбаках на судах флота Наркомрыбпрома СССР». Утверждено Приказом Народного Комиссариата Рыбной промышленности СССР от 26 февраля 1944 года № 146 «Об организации института юнг на судах флота Наркомрыбпрома СССР».
- Приказ Народного Комиссариата Морского Флота от 16 октября 1942 года № 300 «О введении на судах Наркомморфлота института воспитанников-юнг».
- Гузанов В. Г. Юнги Северного флота. — М., 1977.
- Школа юнг // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 765. — 500 000 экз.
- Соловецкие юнги. — М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2004. — 408 с.
- Море зовет смелых / сост. Т. Н. Спирина. — Ярославль: Верхняя Волга, 2002. — 88 с. [О Соловецкой школе юнг.]
- Пикуль В. С. Мальчики с бантиками. — Л.: Детская литература, Ленинградское отделение, 1974. (впоследствии повесть многократно переиздавалась отдельными книгами и в составе сборников произведений В. Пикуля)