Шернский лес

Ше́рнский лес (Шеренский лес[1]) — исторический лесной массив в Северо-Восточной Руси, локализуемый в районе Клязьмы южнее верхней Волги либо в районе Медведицы севернее верхней Волги (западнее нынешнего Рыбинского водохранилища).

Летописные упоминания

Шернский лес дважды упоминается Лаврентьевской летописью:

История исследований

Одно из решающих сражений русских дружин и войск под предводительством Бурундая состоялась 4 марта 1238 года на реке Сить. С местом, где произошла битва, неразрывно связан Шернский лес. Он упоминается в древнерусских произведениях и работах дореволюционных исследователей. О нём говорят летописи — Лаврентьевская, пишет С. А. Мусин-Пушкин в книге «Очерки Моложскаго уѣзда»; журнал «Военное обозрение» в сборниках 1913 и 2014 года[4]; церковные книги; лес упоминается в произведениях Бестужева-Рюмина. В. Жуковский пишет о Ситской битве и обозначает Шернский лес в Истории государства Российского как место гибели от ордынских воинов защитников Владимирско-Суздальского княжества и князей — Великого Князя Юрия II Всеволодовича и главы ростовского княжества — князя ростовского Василько Константиновича.

Русский историк Александр Васильевич Экземплярский, составивший авторитетнейший источник в 2-х томах о жизни и деятельности русских князей в период феодальной раздробленности — книгу «Великие и удельные князья cеверной Руси в татарский период», также упомянул о местонахождении Шернского (или Шеринского) леса, предположив, что лес с таким названием мог находиться, как при реке Ширинке, так и возле реки Шерна[5].

Река Сить протяжённостью 159 км протекает в Ярославской и Тверской областях, её исток находится в болотистых краях Сонковского района Тверской области, а устье — река Молога в 50 км выше города Мологи в Ярославской области[6].

Мусин-Пушкин отмечал в книге «Очерки моложскаго уѣзда», вышедшей в 1902 году:

Къ сожалѣнію, столь важное для исторіи моложскаго края событіе, какъ знаменитая ситская битва, закончившая покореніе южной и центральной Руси татарами и явившаяся гранью ихъ дальнѣйшаго движенія на сѣверъ, такъ мало еще изслѣдована археологическими изысканіями и изученіемъ источниковъ, что по вопросу о ней ничего неизвестно яснаго, точнаго и опредѣленнаго. Не установлено даже, въ какомъ мѣстѣ на р. Сити происходилъ бой. …князь Василько за отказъ измѣнить веру былъ замученъ татарами въ Ширенскомъ лѣсу, на границе Угличскаго (якимовская волость) и Романово-борисоглебскаго уѣздовъ, гдѣ до сихъ поръ сохранилось названіе урочища Ширены и пустошь васили.

Из книги «Очерки моложскаго уѣзда»[7]

В среде исследователей Древней Руси не утихает дискуссия о том, в каком именно месте происходила Ситская битва, о её ходе и о передвижении войск в марте 1238 года, что говорит о важности происшедшего события, об отважности русских ратников, мужественно и отважно сражавшихся с превосходящими силами противника.

В Поволжье

О нахождении леса в Поволжье писал Сергей Соловьёв[8]:

у села Ширинское, прежде бывший монастырь, от Кашина в 23 верстах, от Калязина в 38—40, при реке Ширинке, впадающей в Медведицу.

  • и Н. Н. Овсянников[9].
  • Существует версия локализации упомянутого летописью под 1238 годом Шернского леса «у Рыбинской луки р. Волги»[10] (до создания Рыбинского водохранилища).

В начале периода март 1176—февраль 1177 годов Лаврентьевская и Новгородская летописи описывают события, связанные со сражением под Юрьевом 27 июня, в его конце — связанные с сражением на Колокше в конце зимы 1176/77, но между ними описание существенно разнится.

Лаврентьевская летопись Новгородская первая летопись старшего извода
В то же лѣт̑ приведоша Ростовци и болѧре Мстислава Ростиславича из Новагорода…Бъ҃ поможе Всеволоду Юрьѥвичю мс̑цѧ июнѧ въ к҃з дн҃ь на памѧт̑ стаг̑ Сампсона страньноприимцѧ…Мьстиславу же прибѣгшю Новугороду…и не приӕша ѥго И потомь позваша и ростовьци къ собе, и иде Ростову съ дружиною своею, а сынъ остави въ Новегородѣ; и приде Ростову. И въ то врѣмя умьрлъ бяше Михалко; и поиде съ ростовьци и съ суждальци къ Володимирю, и постави Всѣволодъ съ володимирьци и съ переяславьци противу его пълкъ, и бишася, и паде обоихъ множьство много, и одолѣ Всѣволодъ. И възвратися Мьстиславъ въ Новъгородъ, и не прияша его новгородьци, нъ путь ему показаша и съ сыномь съ Святославомь
ѡн же ѣха из Новагорода Рѧзаню и подъмолви Глѣба Рѧзаньскаго кнѧзѧ зѧтѧ своѥго Глѣбъ же на ту ѡсень приѣха на Московь и пожже городъ весь и села кнѧзь же Всеволодъ поѣха к нему и бъıвшю ѥму за Переӕславлемъ подъ Шерньскъıмъ лѣсом̑ в то же времѧ приѣхали к нему Новгородци Милонѣжькова чадь и рекоша ѥму кнѧже не ходи без Новгородьскъıх̑ сн҃овъ поиди на нь ѡдиноӕ с нами кнѧзь же Всеволодъ послушавъ Новгородець възложивъ оупованьє на Ба҃ и на ст҃ую Бц҃ю възвратисѧ Володимерю а Глѣбъ пожегъ Москву иде Рѧзаню и пояша новгородьци у Всеволода сынъ собе Ярослав
Тогож̑ лѣт̑ На зиму иде кнѧзь Всеволодъ на Глѣба к Рѧзаню…поможе Бъ҃ и ст҃аӕ Бц҃ѧ Всеволоду кнѧзю в понедѣлник̑ Ѳеѡдоровъı недѣли и възвратисѧ с побѣдою великою в Володимерь… На ту же зиму иде Мьстислав съ зятьмь съ Глѣбомь и съ братомь Яропълкомь на Суждаль, и бишася за Калакшею, и ту побѣдиша рязанце, и яша князя Глѣба и съ сыномь и Мьстислава съ братомь Яропълкомь, порубиша я.
Пейзаж у реки Медведицы в Поволжье

С точки зрения владимирского летописца за Переяславлем находились территории, расположенные на кратчайшем пути от Владимира к Новгороду, в том числе в бассейне р. Медведицы, а в основе Лаврентьевской летописи до 1185 года лежала Владимирская летопись[11].

В Подмосковье

Пейзаж у реки Шерны в Подмосковье

В некоторых работах историков XIX века место гибели русских князей связано с Московской областью. Отмечая в этих краях обилие лесов (двенадцатитомное издание «Москва в ее прошлом и настоящем», вып.1. Ч.1. Т.1), особенно на западе, на Москва-реке и на верхней Клязьме, упоминается Ширенский лес: «линия лесов заканчивается знаменитым Ширенским лесом, в котором погиб кн. Юрий Всеволодович, спасаясь от татар после поражения на Сити»[12].

Лес локализуется в районе рек Шерны и Ширенки, причём иногда не только для первого, но и для второго упоминаний[13].

В Писцовой книге 1623/24 годов в этих местах упоминается Шеренское городище, соответствующее упомянутому в завещании Дмитрия Донского[14] городу Шерна[15].

Шернский лес в контексте событий 1177 года — вероятно, лес вдоль реки Шерны почти от Переславля-Залесского (Ярославской область) и до впадения в Клязьму.

Неизвестный автор в «Археологической заметке по Московской епархии», опубликованной в 1896 году, пишет:

Прилегающая теперь мимо Сергиевой Лавры дорога на Переславль не могла существовать даже в половине XIV в., потому что и к самой пустыни преподобного Сергия долго не было никакой дороги, и сообщение Москвы с Переславлем производилось, вероятно, по Стромынской дороге до Шернскаго леса, а от Шернскаго леса до Переславля была дорога ещё в 1177 г.

Алексей Симонов. «Древние пути восточного Подмосковья»[16]

В самом центре Шернского леса на речке Ширенке, впадающей в реку Шерну, в XI—XIII и XIV—XVII веках был городок с названием Шерна (Шерно). Крепостной вал частично сохранился до настоящего времени. Местоположение городка сегодня — возле села Могутово, Фряновский городской округ[17]. Следы древнего городка открыл С. З. Чернов, впоследствии проведший исследование совместно с археологом А. А. Юшко в 1980—2000-х годах. По археологическим данным, городок представлял собой укреплённый общинный центр, вокруг которого располагались селища-посады. Он упоминается в Духовных грамотах великий князей: Дмитрия Ивановича, Ивана Васильевича III, а также в духовной грамоте царя Ивана Васильевича[17].

Поселения в Древней Руси возникали, как правило, в тех местах, где существовал какой-либо промысел и имелось торговое сообщение. Учёные предполагают, что городок Шерна был одним из центров на торговом пути из Переславля на юг к Клязьме через Шернский лес. На исторических картах XIV—XVII вв., составленных по материалам С. Б. Веселовского эта местность называется «стан Шеренский и Отъезжий». Именно поэтому, считает Алексей Симонов, Чернов З. С. идентифицирует Могутновский археологический комплекс с Шерной-городком, упоминавшимся в грамотах (духовных и договорных) великих московских князей, а Шернский лес событий 1177 года именуется в них лесом вдоль реки Шерны. Учёные предполагают, что городок был центром, связанным с княжеской властью, и входил в состав переяславских земель, а затем перешёл во владение к князю Петру Дмитриевичу (сын князя Дмитрия Донского). Во второй половине XIII, первой четверти XIV веков городище было центром волости, находившейся в пограничной новгородско-суздальской зоне. Торговый путь вдоль реки Шерны на юг из Переславля в Москву, Коломну и Рязань, возможно, был одним из самых древних путей северо-восточной Руси[16]

Описание Шеренской волости в 1543 году не содержит сведений о городке Шерна (Шорна). В писцовой книге 1623—1634 годов упоминается деревня Могутово в таком виде: «Могутово Шеренское городище тож», его местонахождение указано в пределах Владимиро-Суздальского княжества[17].

Лингвист Матвеев А. К. связывает этимологию слова с основой, состоящей из лексем, входящих в финно-волжскую и марийскую словообразовательные системы, а также присутствовавших в языке племени меря. Они были переработаны в этимологии русского языка и адаптированы из-за отсутствия явно выраженных соответствий мерянских топоформантов[18].

Сегодня «Городище Могутово» (Могутновский комплекс) — объект археологического наследия в Московской области Щёлковского района. Памятник археологии федерального значения (Приказ Министерства культуры Московской области от 31.12.1998 № 346) возле деревни Могутово. Находится в 5 км к юго-востоку от посёлка городского типа Фряново, в 550 м к северо-западу от деревни Могутово и в 1,5 км к западу от деревни Ерёмино[19].

Разночтения в датах Лаврентьевской и Ипатьевской летописях привели к тому, что Тверь[20] и Ярославль[21] оспаривают место, где произошла Ситская битва. Одни исследователи считают, что битва прошла на восточном низовье реки Сить в ярославских землях. Другие полагают, что она была в тверском верховье реки на западе.

Битва на реке Сить 1238 года, по мнению некоторых учёных (З. С. Чернов, А. Симонова, кандидат исторических наук Константин Иванович Комаров, сотрудник Института археологии РАН[22] и другие), могла состояться только в верховьях реки Сить, а «Шернский лес точно локализуется летописной записью 1177 года» (Комаров К. И.) в пределах Московской и Владимирской областей, что, по мнению Комарова, подтверждает цитата из трудов Карамзина: «Река Шерна впадает в Клязьму в Московской губернии в Богородской округе», поскольку название Шернский лес — топоним, связанный с названием реки.

Примечания

  1. Карамзин Н. М. История государства Российского
  2. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. padabum.com. Дата обращения: 19 марта 2020.
  3. Василий (Василько) Ростовский. pravoslavie.lv. Дата обращения: 10 марта 2020.
  4. В Ярославле презентовали книгу о войне. Imenno.ru. Дата обращения: 12 марта 2020.
  5. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 по 1505г.г. т. 2. СПб., 1891. — P. 30. — 706 p.
  6. Три района готовятся к 780-летию Ситской битвы. сайт о жизни Брейтовского района Ярославской области. Дата обращения: 11 марта 2020.
  7. Мусин-Пушкин С.А. Ситская битва 1928 года. breytovo.ru. Дата обращения: 11 марта 2020.
  8. Чивилихин В. Память. Кн. вторая
  9. Овсянников Н. Н. К 4 марта 1889 года, ко дню чествования памяти убиенных в 1238 г. на р. Сити, в битве с татарами. Тверь. 1889. // Тверские губернские ведомости. — 1889. — № 53, 54.; Погодин М. П. Путевые записки. // Москвитянин. — 1848. — № 12. — С. 99—122.
  10. Спицын А. А. Русская историческая география. — Пг., 1917. — С. 14.
  11. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. — М. Академический проект, 2001. — 880 с. ISBN 5-8291-0007-X. стр.514
  12. Коллектив авторов. Москва в её прошлом и настоящем = Библиотека им. Н. А. Некрасова. М.: Московское товарищество Образование, 1909. — P. 68. — 179 p.
  13. Комаров К. И. О нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237—1238 гг. (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 октября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  14. Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича
  15. Чернов С. З. Усадьба на посаде Шерны. // Русь в IX—XIV веках. — М., 2005. — С. 217, 223.
  16. Симонов А.Ю. Древние пути восточного Подмосковья / М.С. Дроздов. — Историко-краеведческий музей Фряново. — Ногинск (Богородск): типография Мещера, 2015. — 84 p.
  17. С. З. Чернов. Сфрагистический комплекс из Могутова и его значение для изучения Московской земли в первой половине XII в // Древняя Русь : Журнал. — 2003. № 3(13). С. 5—21. ISSN drevnyaya.ru.
  18. Матвеев А.К. Субстратная топонимия Русского Севера. — Екатеринбург: Урал. ун-та, 2015. — С. 159—212. — 313 с.
  19. Учетная карточка АО "Центр комплексного развития". Дата обращения: 10 марта 2020.
  20. Ситская битва – 780 лет ратному подвигу русских воинов!. Ассоциация Тверских землячеств. Дата обращения: 10 марта 2020.
  21. В д. Лопатино Некоузского района отметили 780-летие Ситской битвы. Администрация Некоузского муниципального района. Дата обращения: 10 марта 2020.
  22. Памяти Константина Ивановича Комарова. Институт археологии РАН. Дата обращения: 10 марта 2020.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.