Шахская гвардия (Иран, 1925—1979)
Гвардия Шахиншаха «Бессмертные» (перс. گارد جاویدان شاهنشاهی) — элитное подразделение вооружённых сил Шаханшахского Государства Иран в 1925—1979. Обеспечивала личную охрану шаха, других представителей правящего семейства Пехлеви, ключевых объектов династии. Комплектовалась по принципу личной преданности Пехлеви. Участвовала в попытках подавления Исламской революции. После победы Исламской революции расформирована, высшие командиры казнены. Рядовой и младший командный состав частично интегрирован в армию исламской республики.
Гвардия Шахиншаха «Бессмертные» перс. گارد جاویدان شاهنشاهی | |
---|---|
Годы существования | 1925—1979 |
Страна | Шаханшахское Государство Иран |
Функция | личная охрана шаха и других представителей династии Пехлеви |
Численность | до 18 тысяч (1979) |
Часть | гвардейский штаб |
Цвета | синий, красный |
Участие в | Исламская революция в Иране |
Командиры | |
Известные командиры |
Джафар Шафакат Аббас Карабаги Нематолла Насири Голям Али Овейси Абдол Али Бадреи Парвиз Амини-Афшар Али Нешат Бахрам Арьяна Мехди Рахими |
Создание
Элитное подразделение личных телохранителей монарха — иранская военная традиция со времён древнеперсидской державы Ахеменидов. Она оставалась непрерывной при всех шахских династиях. Реза Шах Пехлеви после прихода к власти в 1921 также сформировал специальное соединение собственной охраны. В 1925 была учреждена гвардейская дивизия Пехлеви, численность которой достигала 20 тысяч пехотинцев и кавалеристов.
Шах Мохаммед Реза Пехлеви, преемник основателя династии, в 1942 осуществил переформировании гвардии. Были выделены несколько сотен отборных бойцов под командованием капитана (впоследствии генерал) Джафара Шафаката. Новое гвардейское подразделение формировалась по образцам британской Королевской конной гвардии и французской Республиканской гвардии. Гвардейскую форму и ритуалы разработал крупный специалист по персидской истории генерал Махмуд Бахармаст[1].
Во время политического кризиса в 1953 году гвардейцы поддержали шаха, продемонстрировав свою верность престолу[2]. После свержения Мосаддыка гвардию вновь переформировал и увеличил до штатного размера дивизии основатель САВАК генерал Теймур Бахтияр[3]. При этом он выделил ядро — особое подразделение «Бессмертные» («Джавиданы»), названное подобно аналогам Ахеменидских и Сасанидских времён. Это название распространилось на гвардию в целом.
В мирное время задачей гвардии являлось обеспечение безопасности высшего руководства, прежде всего шаха и его семьи. В период военных действий гвардия включалась в состав вооружённых сил Ирана[4].
Структура и комплектование
Шахская гвардия к концу 1970-х насчитывала до 18 тысяч солдат и офицеров — две пехотные дивизии и два бронедивизиона (называлась и цифра 30 тысяч, но она включала близкие по статусу подразделения). «Бессмертные» личной охраны составляли бригаду численностью до 5 тысяч человек. Отряд дворцовой кавалерии из примерно 40 всадников выполнял церемониальные функции. Основной структурной единицей являлся батальон, включающей боевой состав, транспортную часть и обслуживающий персонал. Весь личный состав постоянно базировался в Тегеране. Гвардейские казармы располагались на северо-востоке иранской столицы, в районе Лавизан[5].
Гвардия комплектовалась из добровольцев, срочная служба продолжалась 5 лет. Преимущество при зачислении в гвардию имели сыновья зажиточных крестьян. От будущих гвардейцев требовалась высокая физическая подготовка, сдача спортивных норм, грамотность и некоторый объём исторических знаний. В частях соблюдалась строгая дисциплина и культивировалась верность правящей династии, лично шаху и его политическому курсу[6]. Служба в шахской гвардии пользовалась особым престижем[7].
Гвардейцы были вооружены автоматическим стрелковым орудием, располагали артиллерией, бронетехникой и вертолётами, преимущественно американского и британского производства. «Джавиданам» были придан батальон танков Чифтен.
Эмблемой шахской гвардией являлись львы под шахской короной со щитом цветов национального флага и скрещёнными мечами. Парадная форма была синего и красного цвета, носились также серебряные кирасы.
Политическая позиция
Шахская гвардия рассматривалась как военно-политическая опора династии и правящего режима в целом[1]. Гвардейское командование включалось в ближний круг монарха и являлось проводником его политики, причём не только в армии. При этом среди генералов и офицеров был распространён антиклерикализм, негативное отношение к шиитским имамам (особенно к аятолле Хомейни), что в ряде случаев вызывало недоумение и неприятие со стороны рядовых[7].
Командующими шахской гвардией в разное время являлись Джафар Шафакат, Голям Али Овейси, Аббас Карабаги, Нематолла Насири, Парвиз Амини-Афшар, Абдол Али Бадреи; одной из гвардейских дивизий в начале 1950-х командовал Бахрам Арьяна; последним командующим в январе 1979 был назначен Али Нешат. Все они принадлежали к военной верхушке Ирана, имели генеральские звания и выступали активными сторонниками шахской Белой революции. Генерал Бадреи, генерал Овейси, генерал Арьяна впоследствии командовали сухопутными войсками, генерал Карабаги был начальником генштаба, генерал Насири — директором САВАК, генерал Шафакат — министром обороны в последнем шахском правительстве Шапура Бахтияра. Генерал Мехди Рахими, заместитель командующего гвардией Амини-Ашфара, возглавлял тегеранскую полицию.
Важную роль в функционировании шахской гвардии играли системные связи со спецслужбой САВАК. По указанию шаха, наблюдение за гвардейцами курировал в тайной полиции генерал Хосейн Фардуст, армейским партнёром которого выступал Аббас Карабаги. САВАК контролировала военнослужащих, выявляла нелояльных. Тем не менее, в гвардии встречались и исламистски настроенные бойцы, и сторонники компартии Туде.[1]
Гвардия в подавлении «Восстания 15 Хордада»
Мощным катализатором исламистского революционного движения в Иране стали глубокие социально-экономические преобразования в рамках т. н. «белой революции шаха и народа». Реформы, инициированные монархическим режимом, ущемляли интересы крупных землевладельцев и и приводили в ярость шиитское духовенство[8]. Особенно жёсткую позицию в отношении шахских реформ занял Хомейни, который призвал религиозных деятелей и население Ирана бойкотировать конституционный референдум 26 января 1963. В последующие месяцы Хомейни, выступая в мечетях, продолжал критиковать правительство и шаха. Хомейни максимально воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы побудить народ к восстанию.
Во второй половине дня 3 июня 1963 (в день Ашуры, 13 Хордада 1342 г.) Хомейни в научной духовной семинарии «Фейзийе» произнес речь, которая стала сигналом к восстанию «15 Хордада 1342 года» (5 июня 1963). В своей речи Хомейни провёл параллели между халифом из династий Омейядов Язидом I и Мохаммедом Реза Пехлеви. Он предупредил шаха, что если тот не изменит свою политику, настанет день, когда люди будут благодарить за его отъезд из страны[9][10]. Хомейни открыто обвинял шаха в измене исламу и государству.
Вечером 4 июня была арестована большая группа соратников Хомейни, а в 3 часа ночи 5 июня сотни бойцов шахского спецназа окружили дом Хомейни и арестовали его. Сначала Хомейни был доставлен в Тегеран и заключен в тюрьму офицерского клуба. Вечером того же дня его перевели в тюрьму Каср[11]. Весть об аресте Хомейни распространилась сначала в Куме, затем в других городах. В Куме, Тегеране, Ширазе, Мешхеде и Варамине массы разгневанных демонстрантов вступили в уличные столкновения с правительственными силами. В Тегеране они нападали на полицейские участки, офисы САВАК и правительственные здания.
Правительство объявило военное положение и ввело комендантский час. Шах отдал приказ гвардейцам под командованием генерала Овейси разогнать демонстрации. На следующий день протестные группы столкнулись с танками и «солдатами в боевом снаряжении с приказами стрелять на поражение»[12]. Шахские гвардейцы принимали активное участие в подавлении протестов. 5 июня гвардейцы атаковали крупнейший иранский теологический колледж в Куме[13].
Журналист Бакер Моини со ссылкой на полицейские отчёты сообщал, что 5 июня было арестовано 320 человек, в том числе 30 ведущих священнослужителей страны. В отчёте также говорится о погибших, численность которых достигла 380 человек[12].
Свержение монархии и поражение гвардии
В период Исламской революции на шахскую гвардию возлагались задачи охраны ключевых столичных объектов. Гвардейские части патрулировали тегеранские улицы, пресекали революционные выступления в армии, привлекались к разгонам демонстраций, в том числе к событиям «Чёрной пятницы» — массовому расстрелу в Тегеране 8 сентября 1978[14].
Отмечались вооружённые нападения на штаб генерала Бадреи[15]. 11 декабря 1978 двое гвардейских унтер-офицеров, которые поддерживали революцию, открыли стрельбу по офицерам в Лавизане. Погибли 12 человек, более 20 были ранены[16][17][18].
В целом гвардейцы оставались верны шаху, степень их лояльности превышала общеармейскую. После того, как шах вынужден был покинуть Иран 16 января 1979, гвардейцы по-прежнему изъявляли преданность «Его Императорскому Величеству Шахиншаху»[19]. Этот фактор был замечен в СССР: программа Время посвятила отдельный сюжет параду «личной гвардии шаха, готовящейся залить кровью улицы Тегерана». Этот парад состоялся 23 января 1979 с демонстрацией боевой подготовки и оснащения. Более 1200 гвардейцев прошли маршем на территории казарм в Лавизане, скандируя «Да здравствует шах!» Последний командующий гвардией генерал Али Нешат подтвердил готовность гвардии защищать монарха до последнего (Мохаммед Реза Пехлеви к тому времени уже покинул Иран).
В феврале военный губернатор Тегерана генерал Мехди Рахими объявил, что комендантский час начнется в 16:00[20].
Многие иранцы посчитали отъезд шаха признаком конца монархии. Однако гвардейцы, особенно «Бессмертные», категорически не верили в это. «Шах находится в одном из своих обычных отпусков, и военнослужащие видят это таким образом, — заявил журналистам генерал Нешат. — Когда Его Величество вернется, мои солдаты готовы пролить для него свою кровь до последней капли»[21]. Ранее Нешат призывал шаха проявлять большую жёсткость, действовать в наступательном стиле, и был сильно разочарован отсутствием отклика.
Шахская гвардия участвовала в уличных боях 9—11 февраля 1979. «Бессмертные» были последней боевой силой, с которой столкнулись революционеры в момент падения шахского режима. Несмотря на большие потери, многие гвардейцы продолжали сражаться даже после приказа командования вернуться в казармы[22].
Гвардейцы атаковали тегеранскую авиабазу, курсанты и технический персонал которой присоединились к революции. Столкновение закончилось полным поражением гвардейцев. Их численность и степень решимости стали несравнимы с противостоящей стороной после того, как восставшую авиабазу поддержали тысячи тегеранцев. Этот конфликт ускорил захват столицы революционными силами[23]. При этом отмечались случаи перехода гвардейцев на сторону восставших[24], но они не являлись частыми.
Охранная система, которую Мохаммед Реза создал с большими затратами, рассыпалась под напором революционной массы.[1]
11 февраля 1979, после решения армейского руководства о нейтралитете в событиях, командование шахской гвардии отдало приказ отступить в Лавизан[25]. Генерал Нешат, выступив по радио, заявил о признании и «солидарности с революцией»[26]. Через посредников из революционного лагеря он пытался договориться о личной встрече с аятоллой Хомейни, гарантируя полную лояльность гвардии в отношении восстания[27].
Трансформация
Расформирование шахской гвардии стало одним из первых решений исламско-революционных властей. Генерал Бадреи был убит при вооружённом сопротивлении победившим хомейнистам; генералы Насири, Амини-Ашфар, Рахими, Нешат казнены по приговорам революционных трибуналов; генералы Шафакат, Карабаги, Овейси, Арьяна эмигрировали из Ирана. Овейси и Арьяна активно участвовали в военно-политическом сопротивлении исламской республике; Овейси через несколько лет погиб в результате теракта, Арьяна скончался вскоре после него.
Генеральный штаб новой революционной армии издал приказ о расформировании всех гвардейских частей и включении личного состава в пехотные части. Правительство объявило о намерении сформировать национальную гвардию из революционных сил[28]. На основе бывшей шахской гвардии было создано пехотное соединение Хамза, развёрнутое затем в 21-ю дивизию сухопутных войск[29]. Дивизия базировалась в Тебризе, участвовала в Ирано-Иракской войне, после войны вновь частично дислоцирована в Лавизане. Командиром дивизии с 2018 является бригадный генерал Голям Хосейн Захир-Малики[30].
Примечания
- بنیانگذار گارد جاویدان چه کسی بود
- Donald N. Wilber. «Iran, past and present». Princeton University Press, (1963), p. 147.
- Marvin Zonis. «Political Elite of Iran». (1971), p. 85.
- Smith, John M. «Where Was the Shah’s Army?». (June 6, 1980), p. 8.
- Weapons of Mass Destruction (WMD)
- Smith, John M. «Where Was the Shah’s Army?». (June 6, 1980), p. 9.
- نیروی گارد جاویدان شاه که محافظ امام خمینی شد
- Папава В.А. "САВАК — тайная полиция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (1957—1979)", Издательство "Берика", Грузия, (2016).
- Amin Sharifi Isaloo. «Power, Legitimacy and the Public Sphere: The Iranian Ta’ziyeh Theatre Ritual». (2017), p. 85.
- Ehsan yar-shater. «Encyclopaedia Iranica, Volume 14». Routledge & Kegan Paul, (1982), p. 485.
- P. Avery, William Bayne Fisher; G.R.G. Hambly, C. Melville (October 10, 1991). The Cambridge History of Iran. Cambridge University Press. pp. 281, 448. ISBN 978-0-521-20095-0.
- Moin, Baqer. «Khomeini, Life of an Ayatollah». New York City: St. Martin’s Press. (2000), pp. 111—113.
- Martha Crenshaw, John Pimlott. «International Encyclopedia of Terrorism». (1971), p. 401.
- ۲۰ آذر ۵۷؛ واقعهای که پایههای حکومت پهلوی را متزلزل کرد
- The Rise and Fall of the Pahlavi Dynasty: Memoirs of Former General Hussein Fardust. Translated and Annotated by Ali Akbar Dareini. First edition: Delhi, (1999).
- Masīḥ Muhājirī. «Islamic revolution: future path of the nations». External Liaison Section of the Central Office of Jihad-e-Sazandegi, (1982), p. 68.
- Daṿid Menashri. «Iran: a decade of war and revolution». Holmes & Meier, (1990), p. 67.
- Colin Legum, Haim Shaked. «MECS». Holmes & Meier, (1980), p. 5.
- The Washington Post (January 24, 1979): «'Immortal' Guards Strut Loyalty to Shah».
- Abū al-Faz̤l ʻIzzatī. "The Revolutionary Islam and the Islamic Revolution", Ministry of Islamic Guidance, Islamic Republic of Iran, (1981), p. 196.
- The New York Times (January 24, 1979): «'Immortals’ March to Show Fealty to Shah».
- Smith, John M. «Where Was the Shah’s Army?» (June 6, 1980), p. 9.
- Iran’s Elite Army Guard Was Routed by Civilians
- Iran’s revolutionaries have mixed feelings, 40 years later
- Bakhtiar quits after losing army backing
- سرلشکر علی نشاط
- The Ten Days That Changed Iran
- Агаев С. Л. «Иран: рождение республики». Полит. издат., (1984), стр. 65.
- Imperial Army Order of Battle (~1979) / Islamic Republic of Iran Army (~1980)
- فرمانده قرارگاه تاكتيكي لشكر 21 حمزه آذربايجان معرفي شد