Шахматы с острова Льюис

Шахматы острова Льюис — набор из 78 шахматных фигур, изготовленных в средние века. Материалом для большинства из них послужил моржовый клык, а остальные выполнены из китового зуба. Фигуры вместе с 14 шашками для игры типа нард и пряжкой для ремня были обнаружены в 1831 году на шотландском острове Льюис (Внешние Гебриды). Существует предположение, что «фигурки использовали не только для шахмат, но и для игры в хнефатафл (hnefatafl)».

Шахматы с острова Льюис. XII век
моржовый клык, китовый зуб
Британский музей, Национальный музей Шотландии
 Медиафайлы на Викискладе

В настоящее время 11 шахматных фигур находятся в Национальном музее Шотландии[1], остальные 82 предмета (включая шашки и пряжку) — в Британском музее[2].

История

Клад был обнаружен жителем деревни Пенни-Дональд (округ Уиг) Малкольмом Маклаудом в 1831 году на западном побережье острова, в районе залива Уиг. При этом до сих пор непонятно, каков был точный состав находки: первые газетные публикации говорили, что найдено «до семидесяти фигур», сегодня экспонируется 78 (плюс шашки и пряжка), предполагается же, что фигур было минимум 4 полных набора (то есть не меньше 128, хотя серьезные различия в размерах 19 сохранившихся пешек позволяют выдвинуть гипотезу и о 5 первоначальных наборах, т. е. 160 фигурах[3]). Почти сразу же удачливый крестьянин продал свою находку сторновейскому купцу Родрику Пири.

Первая публичная демонстрация фигурок состоялась «с разрешения мистера Родрика Пири из Сторновея» во время заседания Общества антиквариев Шотландии в Эдинбурге 11 апреля 1831 года. Спустя короткое время шахматы за 30 фунтов стерлингов приобретает эдинбургский купец Т. А. Форрест, рассчитывая выгодно их перепродать. Не достигнув договорённости с Обществом антиквариев Шотландии, Форрест обращается в Британский музей, где знакомится с помощником хранителя отдела манускриптов Фредериком Мэдденом, который сумел заинтересовать идеей приобретения своего начальника Эдварда Хокинса. Однако, как это часто бывает, вопрос цены стал камнем преткновения. В дневнике Мэддона 17 октября 1831 года записано: «За шахматы запрошена цена в 100 гиней. Боюсь, что, если Попечительский совет не заплатит эту сумму, коллекция будет распродана по частям, и это станет ужасным несчастьем». Но музейные сотрудники настаивали на цене в 80 гиней.

В итоге долгих переговоров до января 1832 года в собственность Британского музея перешло 82 предмета (67 фигур, 14 шашек и ременная пряжка). Примерно в это же время член Общества антиквариев Шотландии Чарльз Киркпатрик Шарп приобретает у Форреста ещё 10 фигур, а немного позже прибавляет к своей коллекции одиннадцатый экспонат — епископа (слона), который ему продают на острове Льюис. Эта покупка позволяет утверждать, что к Форресту попал не весь клад, и часть фигур была распродана (или, наоборот, припрятана) ранее.

Киркпатрик Шарп владел своими фигурами почти 20 лет и, когда он умер, в июне 1851 года они были проданы с аукциона лорду Лондесборо за 105 фунтов. Коллекцию лорда Лондесборо было решено распродать только через 28 лет после его смерти, и в 1888 году на аукционе Кристис все его 11 фигур были куплены за 100 гиней Обществом антиквариев Шотландии, которое передало свою покупку Национальному музею Шотландии.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о передаче всех фигур в шотландские музеи.

Версии о происхождении клада

О том, как фигуры попали на остров Льюис, есть несколько версий:

  1. Мэдден, а вслед за ним и Киркпатрик Шарп связывают происхождение шахмат с местным мифом о монастыре у залива Уиг, населённым «чёрными женщинами». Однако на сегодняшний день нет ни документальных, ни археологических подтверждений существования такого монастыря или чего-то подобного.
  2. Записи Национального музея Шотландии сообщают о покупке 11 шахматных фигур, найденных в каменной полости, обнажившейся под действием моря. Данная полость располагалась на глубине 15 футов (4,6 метра), а фигуры были слегка покрыты песком и находились рядом с кучей золы. Причём упоминается, что находка сделана поблизости от «Дома чёрных женщин в Уиге».
  3. В опубликованном в 1863 году в составе «Трудов Общества антиквариев Шотландии» сочинении капитана Ф. У. Л. Томаса «Заметки о шахматах с острова Льюис» рассказывается легенда о местном пастухе, который убил потерпевшего кораблекрушение матроса и зарыл его мешок (в котором и были шахматы) на берегу. Позже пастух был повешен (правда, за другие преступления), а его клад остался нетронутым.
  4. Похожая легенда упоминается и Королевской комиссией по античности и историческим памятникам: в XVII веке пастух по кличке Рыжий Гилли поймал на берегу мальчика, который сбежал со стоявшего в заливе корабля, и убил его. Шахматы, которые были у мальчика, закапываются в песке, а Рыжего Гилли через некоторое время вешают.
Верхняя фотография показывает один из каждого типа фигуры — в верхнем ряду изображены король, королева и епископ. Нижний ряд показывает коня, ладью и пешку.

Состав и описание

На основании анализа стиля резьбы и одежды/экипировки фигур-персонажей временем изготовления считается интервал между 1150 и 1200 годами. По поводу места изготовления есть несколько гипотез, основная из которых называет авторами норвежских резчиков, по-видимому, из Тронхейма, где были найдены схожие артефакты. В то время Внешние Гебриды (к которым относится Льюис) входили в состав земель норвежской короны.

Есть предположение, что общеизвестные фигуры первоначально составляли минимум 4 комплекта, для полноты которых сегодня не достаёт (в русских наименованиях) 1 коня, 4 ладей и 45 пешек. В свою очередь, 78 известных фигур распределены следующим образом:

  • Британский музей — 6 королей, 5 ферзей, 10 ладей, 13 слонов, 14 коней и 19 пешек;
  • Национальный музей Шотландии — 2 короля, 3 ферзя, 2 ладьи, 3 слона и 1 конь.

Короли. Все короли сидят на богато украшенных тронах, на коленях каждого лежит меч, который король держит за оба конца. 6 королей бородаты, 2 гладко выбриты. Почти все короли носят толстые косы, только у одного волосы обрезаны до плеч.

Королевы (ферзи). Как и короли, все королевы сидят на тронах. По обычаю конца XII века на головы королев (под корону) надето покрывало. Все фигурки имеют примерно одну позу: они опираются подбородком на правую руку, а левая лежит на коленях и либо поддерживает локоть правой, либо сжимает рог (скорее всего, разновидность винного кубка).

Епископы (слоны). 7 фигурок сидят на тронах, а 9 стоят. Головы всех епископов увенчаны митрой, а в руках они держат посохи. Митры играют важную роль датировки шахмат, так как мода именно на прямые митры (как у фигурок) возникла около 1150 года. Причём именно эти фигуры — старейшее сохранившееся изображение слона как «епископа».

Рыцари (кони). Все 15 сохранившихся рыцарей сидят верхом на пони, на головах у них шлемы, в руках щиты и копья, а через плечо повешены ножны с мечами.

Стражники (ладьи). Все 12 дошедших до нас стражников — это пешие воины, прикрывающиеся ростовыми щитами и вооружённые мечами. 11 из них в шлемах. 4 стражника изображены в виде берсерков, грызущих свои щиты.

Пешки. Все 19 пешек сходны по форме, хотя и различаются в размерах. Пешки — единственные не антропоморфные фигуры. Возможно, это связано с тем, что традиционный вид — пеших солдат — уже «занят» ладьями. Большинство пешек имеют вид восьмигранной усечённой пирамиды со скруглённой верхушкой. У одной из пешек сверху находится подобие кнопки, а другая имеет слегка вогнутые поверхности.

Галерея

Примечания

  1. Lewis chessmen Архивная копия от 16 ноября 2011 на Wayback Machine // Национальный музей Шотландии  (англ.)
  2. The Lewis chessmen Архивная копия от 11 сентября 2011 на Wayback Machine // Британский музей  (англ.)
  3. Robinson, James. The Lewis Chessmen. — British Museum Press, 2004. — С. 30.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.