Шахматисты (картина Бордоне)

Шахматисты (итал. Giocatori di scacchi) — картина итальянского художника Париса Бордоне (итал. Paris Paschalinus Bordone; 1500—1571).

Парис Бордоне
Шахматисты. между 1540 и 1545
итал. Giocatori di scacchi
Холст, масло. 112 × 181 см
Берлинская картинная галерея, Государственные музеи Берлина, inv.169, Берлин, Германия
(инв. 169)

История картины

Картина создана между 1540 и 1545 годами[1]. Выполнена маслом на холсте. Размер — 112 на 181 сантиметров[2] (по другим данным — 116 на 184,7[3]). Известно, что одним из первых владельцев картины был Thomas Howard, 2Earl of Arunde (1585—1646)[4][5]. В настоящее время находится в Берлинской картинной галерее (нем. Berlin: Staatliche Museen Gemaldegalerie, inv.169[6]).

Композиция картины и трактовки изображения

Парис Бордоне обращает внимание зрителей в первую очередь на шахматную партию, которая расположена в центре картины. По своему социальному положению шахматисты, расположившиеся вокруг шахматной доски, равны друг другу, их одежды одинакового покроя и различаются только в цветовых оттенках. На заднем плане картины причудливый пейзаж. В левом верхнем углу изображен портик, его конструкция причудлива и громоздка. Патриция Браун (в книге «Art and Life in Renaissance Venice») настаивает[7], что он является плодом буйной фантазии художника и имеет мало общего с реальными постройками. Изображены и другие персонажи: два человека в левой части картины ведут беседу, а еще один размышляет, опираясь на колонну спиной. В правой части картины изображены две группы: одна принимает пищу и отдыхает, возможно, ведя непринужденную светскую беседу; вторая просто отдыхает, любуясь природой. На переднем плане и в левой части картины Бордоне изобразил варианты интеллектуального отдыха. На заднем плане и в правой части изображен отдых от мыслительной деятельности.

Разнообразны трактовки символического смысла изображения. Патриция Браун предполагала, что изображение было[8]:

«метафорой идеального государства, в котором каждый имеет свои правильно определённые для него место в обществе и социальную роль»

Патриция Фортини Браун. Искусство и жизнь в Венеции эпохи Возрождения.

Было высказано предположение, что картина — портрет отца и сына (лица персонажей выдают близкое родство), играющих партию, в которой победу одерживает отец, тем самым в иносказательной форме представлена роль власти в жизни общества, одновременно отеческая и насильственная[7]. Искусствовед Регина Л. О’Ши видит в картине слабо различимый гомосексуальный оттенок[9]. Обращалось внимание на расчерченный на квадраты пол в портике, который становится продолжением пространства шахматной доски.

Шахматная позиция

В партии заметно некоторое материальное превосходство белых над черными (у белых две ладьи, один слон и одна пешка против ферзя и двух пешек). С позиционной точки зрения у чёрных перевес (чёрные контролируют центр, белая ладья заперта в углу). Представлена заключительная фаза комбинации чёрных. Следующим ходом они ставят мат белому королю — 1. … Фb7-b1X. Такая комбинация стала возможна вследствие грубой ошибки белых. Первоначально ферзь, вероятно, стоял на линии от d7 до h7 (на поле d7, f7 или h7, защищая обе чёрные пешки), а белая ладья должна была находиться на a6. Чёрный ферзь переместился на b7, атакуя ладью, а белая ладья отступила на a2.

Галерея

Примечания

Литература

  • Fried, Michael. The Moment of Caravaggio. Princeton University Press. 2010. ISBN 0691147019, ISBN 978-0691147017. С. 117—119.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.