Хучбаров, Ахмед

Ахмед Хучбаров — ингушский абрек, народный мститель, представитель тайпа Гулой (тайп ГIулой относится к тайповому сообществу Мержой). Прозвище «Горный волк».

Ахмед Хучбаров
ингуш. ГӀулой Ахьамад
Имя при рождении Ахмед Хучбаров
Дата рождения 1904(1904)
Место рождения аул Гул, Терская область, Российская империя
Дата смерти 1955(1955)
Род деятельности Абрек

Биография


Ахмед родился в селении Гул Галашкинского района Ингушетии, представитель тайпа Гулой (ГIулой).

В 1929 году Ахмед Хучбаров, живший к этому времени в Ангуште, оказался в эпицентре тотального раскулачивания: его лошадь экспроприировали в пользу районного ГПУ. Бытовая распря в семье (ссора между Ахмедом и его женой из фамилии Торшхоевых) переросла в ожесточенную личную борьбу — месть против начавшейся тогда в Ингушетии кампании по вовлечению женщин-горянок в строительство коммунизма. Жену Хучбарова (по свидетельствам близких, красивую женщину, очень им любимую) уговорил и определил во Владикавказскую совпартшколу ее двоюродный брат, с которым будущий абрек-повстанец сильно поссорился, применив оружие при выяснении отношений. Ахмед ранил родственника жены в ногу и вынужден был уйти в бега[1].

Ахмед Хучбаров и другие абреки осуществляли вооруженное сопротивление как регулярную войну, имевшую собственную тактику и стратегию. Хучбаров и его бойцы грамотно использовали естественные природные условия территории Ингушетии и прилегающих к ней районов со стратегическими задачами конкретных военных операций[2].

Отряд Хучбарова был подчинен жесткой дисциплине и порядку, что позволяло им долго и эффективно вести свою деятельность. Схроны, склады, базы с боеприпасами, пищей, собственными пошивочными мастерскими располагались во многих стратегических пунктах, которые находились в горах Ингушетии, Хевсуретии, Чечни. Важную роль играла и поддержка земляков[3].

Бесперебойное снабжение оружием и продовольствием обеспечивалось четкой отлаженной системой взаимодействия с местными отделами внутренних дел, колхозами, кооперативами и частными лицами[4].

Снежный февраль 44-го... Перед началом и во время депортации советские спецслужбы арестовывают всех, кто может оказать сопротивление - их везут в Грозный, там им отрубают головы - эти головы доказательства того, что они пойманы. Полные фургоны трупов сбрасывают в Сунжу.

Во время депортации свыше 6 тысяч человек спаслись, ушли в горы. За ними послана погоня из НКВД. Сотрудники взрывают башни, разбрасывают в горах отравленные продукты (надеясь, что абреки съедят и отравятся), расставляют мины. В горах часто слышны взрывы мин, на которых взрываются беглецы.

Из оставшихся в горах вайнахов формируются отряды, начинается вооруженное сопротивление.

Повстанческие отряды Иби Алхастова, Хасана Исраилова-Терлоева, Хасо Магомадова, Абумуслима Дидиева, совершают рейды против НКВД,уничтожают сотрудников и их пособников в администрациях, а так же людей, которых они подозревают в сотрудничестве. Есть свидетельства, что многие невиновные люди пострадали от их действий.

Еще за год до депортации,  разбомбили ингушский аул Гул. Именно отсюда вышел Ахмед Хучбаров , представитель тайпа Гулой (ГIулой), который собрал свой вооруженный отряд в 44-м.

Ахмеда Хучбарова не удалось арестовать в самые тяжёлые для повстанцев годы — с 1944 по 1948, когда "…органами МВД Грозненской области легализовано, выведено из гор и задержано 2213 чеченцев и ингушей. В процессе фильтрации и следствия было арестовано и привлечено к уголовной ответственности за бандитизм 348 человек и за побеги из мест поселений 22 человека. Остальные 1843 чел. были задержаны и отправлены под охраной к местам поселений чеченцев и ингушей, …из 1843 задержанных 1818 чеченцев и ингушей уклонились от переселения и большинство их скрывалось в горах 57. Остальные 25 чел., в том числе 8 несовершеннолетних и один старик, бежали из мест поселений и скрывались до их задержания в горах.

Отряд Хучбарова, располагая свои хорошо оснащенные базы в труднодоступных горных районах Кавказского хребта и имея бесперебойное снабжение современным оружием (в том числе автоматическим), объектом своих нападений делал воинские подразделения и промышленные предприятия.

Мобильное и хорошо вооруженное повстанческое формирование Хучбарова, находясь на нелегальном положении, фактически активно действовало на территориях Ингушетии, Чечни, Осетии, Дагестана и трех районов Грузии (Душетском, Казбегском и Ахметском)[5].

Хучбаров вел войну на поражение с НКВД. «Хучбаров Ахмед со своими единомышленниками и наиболее преданными ему бандитами специально выслеживал сотрудников органов НКВД, участвовавших в борьбе с бандитизмом, и принимал меры по их убийству. Так, в июне 1943 года Хучбаровым в с. Гули Галашкинского района был убит старший оперуполномоченный отдела борьбы с бандитизмом НКВД Чечено-Ингушской АССР младший лейтенант Назиров Мухадин Назирович, смелый молодой чекист. В 1943 году в горах Ахметского района участникам банды Хучбарова удалось угнать несколько тысяч голов овец и во время перестрелки убить трех солдат 236-го полка внутренних войск НКВД и двух милиционеров. … В том же году на хуторе Джараго, тогда Ахалхевского района, бандиты Хучбарова обнаружили на привале отряд внутренних войск и, открыв по нему огонь, расстреляли 23 солдата а затем, совершив вооруженный налет на летние пастбища, угнали более двух тысяч овец, принадлежащих колхозам и совхозам…». 9 июня 1944 г. у с. Малари Хамхинского сельсовета отряд Хучбарова уничтожил опергруппу НКВД под руководством лейтенанта Голика, «зачищавшую» от остававшихся в горах после всеобщей депортации ингушей. Хучбаров со своими товарищами расстрелял опергруппу. У генерал-майора В. Шадури об этом сказано следующее: «…все 5 человек зверски были убиты. Убитыми оказались командир 2-го взвода 9-ой роты 236-го стрелкового полка войск НКВД младший лейтенант Голик Григорий Михайлович, пулеметчик Козлов Иван Семенович, солдаты Дмитрий Трофимов, Александр Икрянников и Геннадий Суворов». Подобные операции НКВД осуществлялись по специальному решению правительства, и в них было задействовано 19 тысяч оперативных работников Наркомата внутренних дел и до 100 тысяч офицеров и бойцов войск НКВД. По специальному указанию Л. Берии 63 для ликвидации бандитизма в выселенных районах Ингушетии, Чечни войсками НКВД создавались войсковые гарнизоны, формировались разведывательные и оперативные группы[6].

Группа продолжила свою деятельность и после депортации земляков в Среднюю Азию и победы СССР над нацистской Германией, хоть это и сильно усугубило положение бандитов. Бойцы Хучбарова продолжали уничтожать оперуполномоченных госбезопасности: 6 июня 1946 года у ингушского села Хамхи была уничтожена опергруппа Мумладзе-Пицхелаури из 5 человек, шедшая «из Казбегского района по заданию партийных и советских органов», задачей которой было уничтожение средневековых башен и святилищ.На территории Ахметского района Грузии отряд Хучбарова ликвидировал сотрудников районного отдела внутренних дел, в горах Хевсуретии — сотрудников и осведомителей госбезопасности. «В мае 1947 года бойцы Хучбарова в Душетском районе Грузии уничтожили группу работников милиции и их пособников. В 1948 году в Пригородном районе отряд Хучбарова попадает в засаду, устроенную большим отрядом НКВД. Партизанам с боем удалось вырваться из окружения, но в бою погиб двоюродный брат Ахмеда Солтмурад. Он умер, успев прочитать предсмертную молитву-ясийн,единственную которую знал наизусть[7].

В результате рейдов в горах Ахметского и Ахалхевского районов Грузии абреки уничтожили отряд НКВД из 23 человек и опергруппу из 5 человек. …В январе 1949 года одна из групп отряда Хучбарова, во главе с Иби Алхастовым в Верхней Хевсуретии, проведя смелый рейд, уничтожает активистов и гэбистов. Для захвата группы Алхастова из 5 человек была создана специальная группа во главе с начальником одного из райотделов Тбилиси Хоргуани, горцем из Сванетии. Отряд Алхастова был во время ночевки в шалаше окружен и в жарком бою погиб…»

Исследователь С. Хамчиев, перечисляя факты деятельности повстанцев Хучбарова делает вывод о том, что «действия хучбаровцев являлись прямым следствием депортации и зверств карательных органов», поэтому «не знаем такого случая, чтобы он и его товарищи обидели мирное население. Но зато они яростно сражались с карателями».

Из текста В. Шадури следует, что послевоенная борьба отряда Хучбарова, с системой СССР на небольшом горном пятачке была по существу продолжением войны органов госбезопасности с повстанческим движением: с 1944 по 1953 год бойцами А. Хучбарова было проведено около 30 операций против войск НКВД и НКГБ. Лично А. Хучбаровым за эти годы уничтожено не менее 100 оперативников спецслужб. Два года, с 1953-го по 1955-ый, под руководством КГБ СССР в МВД Грузии разрабатывалась спецоперация «по ликвидации социально опасной уголовной и политической банды А. Хучбарова». Спецплан ставил перед сотрудниками КГБ и МВД Грузии конкретные задачи: сбор и обработку имеющейся и поступающей информации об Ахмеде Хучбарове и его отряде; вербовку в Ахметском, Душетском районах и бывшей Чечено-Ингушетии агентуры для соответствующей работы по внедрению в отряд Хучбарова; поиск и специфическую обработку посредников-парламентов для переговоров (с целью обмана) с самим Хучбаровым, а также с Хасухой Магомадовым, Абумуслимом Дидиевым, которые пересекали границы Чечни, Ингушетии и Грузии для боевых совместных операций[3].

В сентябре 1954 года в Тбилиси под руководством министра внутренних дел Грузии А. Н. Инаури (ставшего после этой операции председателем КГБ Грузии) был утвержден план мероприятий по ликвидации отряда Хучбарова. В группу «ликвидаторов» вошли В. И. Шадури — начальник отдела КГБ Грузии, А. Квашели — заместитель министра внутренних дел, Г. Гучмазашвили — начальник уголовного розыска Управления милиции МВД Грузинской ССР. Из казахстанской тюрьмы в 1953 году был привезен соответственно обработанный органами Абубакар Хучбаров, который целый год вел переговоры с Ахмедом о сдаче. В январе 1955 года через Абубакара Ахмед Хучбаров согласился на встречу с Шадури, после чего был арестован[8].

Следствие шло год. На суд, который состоялся в 1956 году в Тбилиси, из Казахстана было привезено более 30 ингушей. Террористическая и диверсионная деятельность Ахмеда Хучбарова была доказана, согласно статьям военного трибунала Закавказского военного округа, за которую он был расстрелян по приговору суда[4].

Ссылки


См. также

Литература

  • Возвращение к истокам : История Ингушетии в лицах и фактах / [Сост. С. А. Хамчиев]. — Саратов : Дет. кн., 2000. — 573, [1] с. : ил., портр.; 22 см.
  • Муса Гешаев. Знаменитые ингуши. Турин: STIG, 2006. — Т. 2. — 620 с. 2000 экз.

Примечания

  1. Кавказские орлы.. — Москва, 1993. — С. С. 51..
  2. Яковлев А.Н. Омут памяти. С. 100-101.
  3. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Мосгорархив, 2002..
  4. «Ахмед Хучбаров в контексте времени», Марьям Яндиева ; Ингушский Мемориал. — Назрань; М., 2004
  5. «Сурхохинское дело» – одно из показательных для Ингушетии 30-х годов. Так назывался процесс 1935 года, проходивший в Назрановском суде. Судили «контрреволюционную группу» из 17 инг.
  6. РГВА. Ф. 25896. Оп. 9. Д.350. ЛЛ. 31-41 // Военно-исторический архив. Вып. 2, 1998. 17. Военно-исторический архив. Вып. 2..
  7. Горцы Кавказа. Париж, 1929, №10-11. С 57-58..
  8. Горцы Кавказа. 1929, №6-7. С. 32.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.