Храпковский, Михаил Борисович
Михаил Борисович Храпковский (23 марта [5 апреля] 1905, Саратов — 17 февраля 1959, Москва) — советский художник-график, карикатурист, иллюстратор книг. Сотрудничал с известными периодическими изданиями, такими как «Крокодил», «Мурзилка», «Смена», «Экран» и «30 дней». В 1941 году был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по ложному обвинению в сотрудничестве с германской разведкой вместе с Константином Ротовым. В 1954 году был реабилитирован. В 1956 году написал книгу «Письма начинающему художнику».
Михаил Храпковский | |
---|---|
Имя при рождении | Михаил Борисович Храпковский |
Дата рождения | 23 марта (5 апреля) 1905 |
Место рождения | Саратов, Саратовская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 17 февраля 1959 (53 года) |
Место смерти | Москва, РСФСР, СССР |
Гражданство |
Российская империя РСФСР СССР |
Наиболее известен как автор серии сталинистских карикатур на Георгия Пятакова «История одного предательства».
Биография
Родился и провел детство в Саратове. После революции переехал в Ленинград. Преподавал на Курсах повышения квалификации художников-карикатуристов Пресс-клише ТАСС. Занимался иллюстрированием детских книг, журналов «Крокодил», «30 дней», «Мурзилка», «Смехач» и др. Сотрудничал с изданием «Рабочей газеты». В 1928 году Храпковский проиллюстрировал детский рассказ «Красный сигнал» А. А. Федорова-Давыдова[1].
В 1934 году выполнил серию иллюстраций к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» (в издании указан как М. П. Храпковский, а в критичских отзывах — как В. Л. Храпковский и В. А. Храпковский)[2].
В 1937 году нарисовал к процессу над «Параллельным антисоветским троцкистским центром» серию пропагандистских карикатур «История одного предательства» на оппозиционера Георгия Пятакова, иллюстрирующих официальное обвинение[3].
В 1939 году принял участие в иллюстрировании собрания произведений Салтыкова. В частности, Храпковский выполнил иллюстрации к роману «Убежище Монрепо» и циклам очерков «В среде умеренности и аккуратности» и «Признаки времени»[4].
В 1940 году Михаил Храпковский был арестован. Под давлением Храпковский давал показания на коллегу Константина Ротова.
Обв<иняемый> Храпковский <…> показал, что знает Ротова с 1924-25 г., находился с ним в дружеских взаимоотношениях, всем делился в жизни. По возвращении из Германии в 1928 г., находясь в гостинице г. Одессы, он рассказал Ротову, что был вызван в ОГПУ, где спрашивали о поездке. Ротов спросил: «Всё ли ты рассказал, что с тобой произошло с тобой за границей?» Храпковский ответил, что всё. После этого Ротов многозначительно спросил: «А о том, что с тобой случилось в полицай-президиуме, ты тоже рассказал?» (Там Храпковский был завербован немецкой разведкой). Ротов сказал, что ему всё известно и что в дальнейшем связь от имени германской разведки Храпковский должен поддерживать через него — Ротова.
Верховному прокурору СССР К. П. Горшенину Ротов писал: «Почему поверили такой личности, как Храпковский? (Кстати, о Храпковском: когда я встретился с ним в Бутырской тюрьме, он плакал и просил у меня прощения за то, что вынужден оклеветать меня)».
Очная ставка между Ротовым и Храпковским <…>
Храпковский показал, что его завербовал для шпионской работы Ротов, а Ротов показывает, что его завербовал Храпковский.
По справке I-го спецотдела НКВД СССР от 23/III-44 г. Храпковский М. Б. осужден Особым совещанием 14/VІ-1941 г. на 8 лет ИТЛ с конфискацией имущества[5].
В 50-х годах сотрудничал с Казгосиздатом (Казахское государственное издательство), рисовал агитплакаты на сельскохозяйственные темы.
Примечания
- Храпковский Михаил Борисович — Художник-график, иллюстратор, плакатист, биография, куплю плакаты — Трамвай искусств
- Салтыков в изобразительном искусстве
- Карикатура «Под суфлера», из серии «История одного предательства» — РОСИЗО
- Михаил Храпковский — Госкаталог.рф
- Д. С. Новоселов. «Все мое несчастье в том, что я рано начал работать и печататься…»: документы о судьбе художника К. П. Ротова (1943—1944)