Фиалка, Ревекка Моисеевна

Ревекка (Ривка) Моисеевна Фиалка (1888, село Тимковичи, Минская губерния — 1975, Москва) — эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале XX века.

Ревекка Моисеевна
Фиалка-Рачинская
Имя при рождении Ревекка Моисеевна Фиалка
Дата рождения 1888(1888)
Место рождения с. Тимковичи,
Минская губерния,
Российская империя
ныне Копыльский район, Минская область, Белоруссия
Дата смерти 1975(1975)
Место смерти Москва
Гражданство  Российская империя
 СССР
Род деятельности участница революционного движения
Отец Моисей Гиш Фиалка
Мать Хая Фиалка
Супруг Сигизмунд Густавович Рачинский[1]

Биография

Ревекка Фиалка родилась в 1888 году в селе Тимковичи Минской губернии в семье учителя еврейского языка Моисея (Моше) Гирша Фиалки (1852—?); мать — Хая Фиалка (1855—1900).

Вскоре после рождения дочери семья переехала на жительство в Кишинёв. Ревекка училась в Кишиневской профессиональной школе, приблизительно имевшей программу средней школы с профессиональным уклоном. В 1903 году окончила школу, сдав экзамен при городской управе, со званием подмастерья-швеи. Некоторое время работала в пошивочной мастерской. Еще будучи ученицей последнего класса школы, Фиалка сблизилась с революционным движением. Первоначально её деятельность заключалась в посещении кружков, собраний и чтении нелегальной литературы. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинёв и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и её товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе.

Нерчинская каторга

Торжественная встреча Марии Спиридоновой, Марии Школьник, Анастасии Биценко, Александры Измайлович, Ревекки Фиалки и Лидии Езерской на Омской железнодорожной станции 30 июня 1906 года во время этапирования на Нерчинскую каторгу.
Мария Школьник, Ревекка Фиалка и Мария Спиридонова в Акатуйской тюрьме с конвоем, 1906 год.

Молодых людей судил военно-окружной суд; к двоим обвиняемым присоединился революционер Павел Гальперин; всех троих приговорили к 20-ти годам каторги, однако Фиалке, как несовершеннолетней, треть срока была сокращена и итоговый приговор составил 13 лет и несколько месяцев. В январе 1906 года Фиалку отправили этапом на каторгу. В Бутырской пересыльной тюрьме, в которой она пробыла до июля, Фиалка познакомилась с пятью известными женщинами-террористками, приговоренными к смертной казни, замененной бессрочной каторгой: Марией Спиридоновой, Лидией Езерской, Александрой Измайлович, Марией Школьник и Анастасией Биценко.

В августе 1906 года террористки прибыли в Акатуевскую каторжную тюрьму. Первоначально режим содержания политических заключенных был довольно мягким, однако после нескольких побегов зимой 1907 года было принято решение перевести шестерых террористок в Мальцевскую тюрьму, где содержались в основном женщины, осужденные за уголовные преступления. Обращение с Фиалкой и её товарищами со стороны тюремного начальства было жестким, что побуждало революционерок вести борьбу за свои права (возможность читать книги, вести переписку с родными и так далее).

В конце 1910 года Фиалка была отправлена на вечное поселение в Читканскую волость Баргузинского уезда, и пробыла в Баргузине до конца 1915 года без права передвижения даже по области. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

После Февральской революции

В начале 1916 года Фиалка переехала в город Свободный (до 1917 года — Алексеевск) на Амуре и жила там до 1923 года. В 1917 году она была выбрана в Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1919 году Фиалка была арестована семёновцами, но после допроса японской разведкой и непродолжительного заключения её отпустили.

В конце 1923 года Фиалка с семьёй переехала в Хабаровск, a c 1926 по 1931 год жила во Владивостоке. И в Хабаровске, и во Владивостоке работала как член Совета Хабаровского и Владивостокского особого отделения политкаторжан в различных комиссиях. В середине 1931 года переехала в Москву и с этого времени до 1935 года работала в детской комиссии общества политкаторжан. После 1935 года, получив постоянную квартиру, и до 1946 года Фиалка работала в культкомиссии при домоуправлении.

Семья

Муж Ревекки Моисеевны Сигизмунд Густавович Рачинский (1882—1938) был заместителем главного бухгалтера артели «Химкраска». Во время Большого террора он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной эсеровской организации и по приговору «тройки» НКВД расстрелян 4 июня 1938 года на Бутовском полигоне. 14 мая 1956 года он был реабилитирован. Его жене о судьбе мужа сообщено не было, в июле 1956 года она обратилась в КГБ с просьбой сообщить ей о судьбе мужа, но и тогда ей сообщили, что Рачинский якобы умер от кровоизлияния в мозг в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Ревекка Моисеевна находилась в эвакуации. По возвращении из эвакуации работала в активе при Куйбышевском райсобесе, исполняя различные поручения по обследованиям пенсионеров и обслуживанию их. В последующие годы Фиалка работала нерегулярно, но принимала участие в кампаниях по выборам в Советы и по займам.

Умерла в 1975 году.

Дети — Чарна Сигизмундовна Рачинская (1913—2001) и Збигнев Зигмундович Рачинский (1921—2018), переводчики. Внук — Ян Рачинский, председатель правления международного общества «Мемориал» (с 22 марта 2018 года).

Брат — Натан Фиалко (Nathan Fialko) (1881—1960) — врач-психолог и литератор, среди прочего автор антиутопии «Новый град» (1925).

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.