Фернан Лопиш (солдат)
Фернан Лопиш (порт. Fernão Lopes; ум. в 1545, остров Святой Елены) — первый известный постоянный обитатель острова Святой Елены в южной части Атлантического океана, позже прославленного как место изгнания и смерти Наполеона.
Был португальским солдатом в Индии. Его пытали и изуродовали в наказание за участие в восстании Расул-Хана против португальского правления в Гоа. По пути домой в Португалию Лопиш выбрал добровольное изгнание на острове Святой Елены, где и прожил в почти полном уединении около тридцати лет.
На португальской службе
В 1503 году Лопиш, мелкий дворянин и солдат, сопровождал португальского морского генерала Афонсу ди Албукерки во время его первого путешествия в Гоа на западном побережье Индии. Вскоре после прибытия Албукерки отправился обратно в Португалию за подкреплением, оставив Лопиша во главе гарнизона с приказом поддерживать мир и управлять местным населением. Когда спустя два года Албукерки вернулся, он обнаружил, что гарнизон больше не служит Португалии. Некоторые мужчины женились на местных женщинах, и некоторые, в том числе сам Лопиш, приняли ислам[1]. Также войска Лопиша приняли сторону мусульманского сопротивления португальской оккупации.
Люди Албукерки восстановили владение территорией, а Лопиш и другие португальские ренегаты сдались Португалии при условии, что им сохранят жизнь. Однако их пытали так жестоко, что в течение трёх дней половина из них умерла. Лопиш, как руководитель, получил самое строгое наказание. Его привязали верёвками к двум деревянным столбам, и люди Албукерки отрезали ему нос, уши, правую руку и большой палец левой руки (по другим сведениям, также указательный и средний пальцы). Волосы на голове и бороде соскоблили раковинами морских моллюсков.
Выживших после пыток отпустили, и они бежали в джунгли, где могли скрыть своё уродство.
Лопиш оставался в Индии до смерти Албукерки в 1515 году. Затем Лопиш решил отправиться в Португалию, предположительно прокравшись на борт судна, направлявшегося в Лиссабон. Корабль остановился на острове Святой Елены для пополнения запасов еды и воды. Остров Святой Елены был открыт португальцем Жуаном да Нова в 1502 году[2] и благодаря обилию пресной воды и пропитания стал постоянным местом захода португальских кораблей по пути из Европы в Ост-Индии и обратно через мыс Доброй Надежды. Согласно одному источнику, Лопиш отправился на остров втайне и жил там в полном одиночестве; согласно другому, он с несколькими рабами был высажен с корабля насильно. Оба источника согласны, что Лопиш был снабжён некоторым количеством судовых запасов.
Изгнанник на острове Святой Елены
До прибытия следующего корабля прошёл почти год. Лопиш обжился на своём новом месте жительства — вулканическом острове площадью 122 км² почти в 2000 км западнее южного атлантического побережья Африки. Климат был тропическим и умеренным, смягчаемым пассатами. В то время родная экосистема острова была почти невредима, и завезённые португальцами козы хорошо прижились в нетронутой природе (до прихода европейцев на острове не было млекопитающих и рептилий). Остров был покрыт густым первобытным лесом из камедного дерева и других эндемиков, появившихся здесь примерно 10 млн лет назад.
До нас дошёл рассказ современника с первого корабля, прибывшего на остров Святой Елены после того, как там поселился Лопиш (рассказ опубликован в журнале Общества Ричарда Хаклита:
Экипаж был изумлён, увидев грот и постель из соломы, на которой он спал… а когда они увидели его одежду, то пришли к выводу, что он — португалец. Потом они пополнили запасы воды и не тронув ничего, оставили галеты, сыр, что-то ещё из еды, а также письмо, в котором было сказано, чтобы он не прятался, когда в следующий раз придет корабль, ибо никто его не обидит. Когда корабль отплывал и поднимал свои паруса, за борт выпал петушок, и волны принесли его к берегу, и Лопиш поймал его и накормил рисом, который они ему оставили.
Петушок, спасённый Лопишем, стал на острове его единственным другом. Ночью он сидел на насесте над его головой, а днем следовал за Лопишем и отзывался, когда Лопиш окликал его. С течением времени Лопиш стал всё меньше и меньше бояться людей. Когда корабль бросал якорь в том месте, которое позже будет известно как Джеймстаунская гавань, Лопиш приветствовал моряков и разговаривал с ними, когда они сходили на берег. Из-за своего уродства и того, что он ни за что не хотел покидать остров, Лопиш стал считаться кем-то вроде святого. Многие считали его воплощением человеческих страданий и отшельничества и жалели его. Путешественники многим снабжали Лопиша, в том числе домашним скотом и семенами. В итоге Лопиш стал садовником и скотоводом, начал обрабатывать почву и посадил фруктовые деревья, траву и многие другие растения.
Посещение Португалии и Рима
После 10 лет на острове Лопиш решил вернуться в Португалию, чтобы увидеть свою семью, посетил короля Жуана III, а затем отправился в Рим, где папа Климент VII освободил его от греха отступничества. Отпущение было публичным и произошло на Пасху 1530 года (в те времена только папа мог простить грех отступничества, и он всегда делал это публично, на Пасху). Папа был очень впечатлён Лопишем и решил исполнить какое-либо его желание. У Лопиша было одно желание: вернуться на остров Святой Елены. Климент VII отправил Лопиша обратно в Португалию с письмом Жуану III с просьбой вернуть его обратно. Лопиш вернулся на остров и там умер в 1545 году, проведя там ещё 20 лет почти полного одиночества.
Примечания
- (англ.) Yvette Christianse, Castaway, <https://books.google.ca/books?id=1sCcbWXsWiQC&pg=PA13>
- Новые исследования, результаты которых опубликованы в 2015 году, ставят под сомнение традиционную дату открытия — 21 мая, полагая 3 мая наиболее вероятной датой исторического события. См.: Ian Bruce, ‘St Helena Day’, Wirebird The Journal of the Friends of St Helena, no. 44 (2015): 32-46. (англ.)
Источники
- Beau W Rowlands, «Fernão Lopes — A South Atlantic 'Robinson Crusoe'»