Фаббри, Морис Альбертович

Мо́рис Альбе́ртович (Алекса́ндрович) Фа́ббри (итал. Moris Fabbri; после 1917 — Фа́бри; не позднее 1885 — после 1933, Баку) — российский и советский художник итало-персидского происхождения. График, книжный иллюстратор и плакатист, музейный работник. Один из участников раннего русского авангарда; входил в круг Михаила Ларионова. Участник Первой мировой войны на стороне Османской империи.

Морис Фаббри
итал. Moris Fabbri

Михаил Ле-Дантю. Портрет Мориса Фаббри. 1912
Имя при рождении Морис Альбертович Фаббри
Дата рождения не позднее 1885
Дата смерти не ранее 1934
Место смерти Баку, Азербайджанская ССР, СССР
Страна
Жанр графика, книжная иллюстрация, плакат
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1910—1912, не окончил)
Стиль русский футуризм,
русский авангард

Биография

Морис Фаббри родился не позднее 1885 года в семье итальянца и азербайджанки-персиянки[1].

У Фаббри было малопривлекательное лицо, он был высоким и худощавым, с кудрявыми чёрными волосами. При этом Фаббри был очень обаятелен и интеллигентен. По-русски говорил с акцентом и писал с ошибками («…страшно трудно мне, не зная хорошо русского языка, выражаться ясно»). Был болен туберкулёзом[1].

В начале 1910-х годов Фабрри поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Положение его в училище было шатким: он не был освобождён от платы (видимо, испытывая при этом материальные затруднения) и неоднократно получал замечания о несоответствии его работ требованиям училища[1].

Начав самостоятельно работать с новым пониманием художественной формы, Фаббри вскоре нашёл единомышленников, объединившихся вокруг Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Особенно он сблизился с Михаилом Ле-Дантю, чьим мнением о своих работах очень дорожил[1]. В 1912 году Морис Фаббри и Янко Лаврин присоединились к Михаилу Ле-Дантю и Илье Зданевичу, путешествующим по Грузии и Осетии[2].

В конце 1912 года Фаббри принял решение «бросить училище к чертям» (поскольку не понимал учителей, а учителя не понимали его) и держать экзамен в «натурный класс». С начала 1913 года Морис Фаббри жил, лечился и, предположительно, рисовал в Одессе, где проживал по адресу: Ришельевская улица, дом 48, квартира 11. Но уже в конце апреля того же года Фаббри ждал Ле-Дантю в Москве для совместных занятий. В августе следующего, 1914-го года Илья Зданевич писал Михаилу Ле-Дантю, что наблюдает «прогуливающегося пока по Головинскому проспекту Фаббри»[2].

Во время Первой мировой войны Морис Фаббри был вовлечён в политику, перебрался в Персию и оказался в армии Османской империи, воюющей против Российской империи[2]. В ноябре 1916 года Ольга Лешкова писала Ле-Дантю на фронт по этому поводу:

…Относительно интересовавших Вас коллекций Меджидул-Салтан ничего определённого узнать не удалось. Достоверно только то, что они были аккуратнейшим образом вывезены из Тифлиса. Когда началась война, принцы эти уехали в Персию, в которой произошёл раскол на партии русофильскую и туркофильскую. Меджидул-Салтан с Ардаширом и присными примкнул к последней и даже пошёл в ряды турецких войск. С ним видели высокого брюнета с итальянской фамилией, в котором нетрудно узнать Фаббри. Под напором русских войск они отступали, и их видели в Урмии, Тавризе. Когда русские войска вошли в Исфагань — вся компания бежала в Багдад[2].

Морис Фаббри. Обложка первого издания поэмы Бориса Серебрякова «Саят-Нова» (Баку, 1928)

Не ранее 1923 года Фаббри появился в Баку, где с 1926 года работал в одном из музеев города. Коллегой по этой работе был один из его ближайших друзей — Владимир Оболенский. В 1928 году в издательстве газеты «Бакинский рабочий» вышла отдельным изданием поэма Бориса Серебрякова «Саят-Нова» с обложкой работы Мориса Фаббри. Фаббри был участником юбилейной художественной выставки к десятилетию советского Азербайджана. В 1933 году он принял участие в московской «Выставке произведений художников Азербайджанской ССР» с двумя плакатами — «Перевыборы сельсовета» и «Учиться, учиться и учиться»[2].

Достоверных сведений о Морисе Фаббри после 1933 года нет[2].

Творчество

В своём раннем авангардном творчестве Морис Фаббри работал над строением живописной формы как результатом согласования ритма движения плоскостей в реальном предмете и на холсте. Свои занятия он соотносил с диалектикой формы как таковой и, по его собственным словам, «с опытом искусства персов»[1]. О своём понимании диалектики Фаббри писал в письме Михаилу Ле-Дантю: «Отрицать природу значит отрицать самого себя, всё равно что окружающее без нас и наоборот. Нарисована выпуклость, чтобы рядом не было выпадины, невозможно. Если мы постараемся понимать ту или другую форму, мы должны считаться с окружающими её условиями. Шар получает свою форму и от себя и от окружающего, и наоборот — меняет свою форму опять <в> таком же порядке (принцип давления и прочее)»[1].

Иконография

Примечания

  1. Бернштейн, 2013, с. 473.
  2. Бернштейн, 2013, с. 474.
  3. Михаил Ле-Дантю. Портрет Мориса Фаббри // Валяева М. В. Морфология русской беспредметности. М.: Виртуальная галерея, 2003. С. 130—131. ISBN 5-98181-001-7.

Литература

  • Михаил Ле-Дантю. Портрет Мориса Фаббри // Валяева М. В. Морфология русской беспредметности. М.: Виртуальная галерея, 2003. С. 130—131. ISBN 5-98181-001-7.
  • Бернштейн Д. К. Фаббри Морис Альбертович (Александрович) // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. II: Биографии. Л—Я. С. 473—474. ISBN 978-5-902801-11-5.

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.