Украинская автокефальная православная церковь (1942—1944)
Украинская автокефальная православная церковь — украинская православная церковная организация, возникшая в 1942 году в Рейхскомиссариате Украина.
Предыстория
В конце 1930-х Холмщина и Подляшье оказались в немецком генерал-губернаторстве, а Волынь, Полесье и Галичина присоединены к Советскому Союзу. Православные украинцы в генерал-губернаторстве основали в Холме Церковную раду, которую признал и утвердил митрополит Дионисий (Валединский). Вскоре появилась Церковная рада в Варшаве, возглавляемая украинским учёным и общественно-политическим деятелем Иваном Огиенко. Начаты мероприятия для возвращения православных церквей, силой захваченных католиками во времена польской власти. В мае 1940 года поляки освободили и вернули Православной церкви кафедральный собор Пресвятой Богородицы на Даниловой горе в Холме[1]. В этом соборе 20 октября 1940 состоялась хиротония архимандрита Илариона Огиенко в архиепископа Холмского и Подляшского.
В феврале 1941 года рукоположён ещё один иерарх-украинец — епископ Краковский и Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко). Митрополитом Варшавским Дионисием (Валединским) 24 декабря 1941 года епископ Поликарп (Сикорский) был назначен «Временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобождённых землях Украины»[1] (название титула, в действительности имелись в виду земли, захваченные Германией).
В 1942 году сан священников, рукоположённых в 1920-е годы, был подтверждён иерархами УАПЦ (хиротония которых восходит к Польской православной церкви), восстановленной на оккупированной немецкими войсками территории Украины.
В генерал-губернаторстве в этот период было восстановлено более 100 православных приходов. Архиепископ Иларион принял курс на постепенную украинизацию. Украинская Холмско-Подляшская епархия просуществовала всего четыре года: ей положил конец приход советских войск летом 1944 года. Однако повторные хиротонии не проводились.
4 мая 1942 года власти Рейхскомиссариата признали УАПЦ, но впоследствии лишили её своей поддержки в связи со всё более тесным сотрудничеством между УАПЦ и украинскими националистическими организациями. После восстановления на Украине советской власти в 1944 году, УАПЦ была запрещена.
На православных землях Западной Украины приход советской власти 17 сентября 1939 быстро положил конец насильственной украинизации 1920-1930-х годов. Приходские школы по приказу властей были закрыты. Из школ было устранено обучение религии, а взамен введена интенсивная антирелигиозная пропаганда. На приходы и священников накладывали непосильные налоги, закрывали и конфисковывали церкви и монастыри. С закреплением на новоприсоединенных землях советской власти, начались аресты украинских сепаратистов.
Подчинение РПЦ
После вхождения в Советский Союз Западной Украины и Западной Белоруссии, а также послабления властей СССР в отношении РПЦ, была начата кампания по подчинению Московскому патриархату православных епископов на Западной Украине и в Западной Белоруссии. На новоприсоединённые земли прибыл архиепископ Сергий (Воскресенский) . Архиепископ Сергий застал на православных землях Западной Украины и Западной Белоруссии пятерых иерархов довоенной неканонической Православной автокефальной церкви в Польше во главе с архиепископом Пинским Александром и архиепископом Волынским Алексием. Они продолжали свою пастырскую деятельность на основе неканонической связанности с митрополитом Дионисием, которого они продолжали считать своим первоиерархом.
Архиепископ Алексий был первым, кто пошёл на призыв архиепископа Сергия. В июне 1940 года он поехал в Москву и там составил заявление о разрыве с Православной автокефальной церковью в Польше и подчинении Матери-Церкви Русской. Впоследствии подобные заявления сделали другие православные иерархи Западной Украины и Западной Белоруссии.
УАПЦ под немецкой оккупацией
Летом 1940 года РПЦ (Московский патриархат) прислала на Волынь архиепископа Николая (Ярушевича), предоставив ему титул архиепископа Волынского и Луцкого и патриаршего экзарха в западных областях Украины и Белоруссии. Новоназначенный экзарх начал быстро устанавливать свою власть, руководствуясь указаниями из Москвы. Рукоположены новые епископы: Дамаскин (Малюта), которого выслали в Черновцы для подчинения церковной жизни на Буковине Московскому патриархату, и Пантелеимон (Рудык), поставленный епископом Львовским с целью работать для «соединения униатов в Галиции с Православной Церковью». Деятельность Московской патриархии, которая имела целью введение полной монополии на западно-украинских и западно-белорусских землях, прекратило вторжение Германии в Советский Союз 22 июня 1941.
В условиях относительной свободы, которая была вначале, православные украинцы Волыни, Подолья и Полесья взялись за восстановление церковно-религиозной жизни. Они возлагали надежды на то, что Церковь вновь возглавит архиепископ Волынский (до 1940 года иерарх Польской Православной Церкви) Алексий (Громадский) — старший по церковному стажу иерарх на украинских землях, признанный главой структур в юрисдикции Московского Патриархата на территории Рейхскомиссариата Украина . Но 18 августа 1941 владыка Алексий вместе с тремя другими епископами-единомышленниками устроил в Почаеве тайный собор, на котором постановили оставаться в канонической подчинённости Московской патриархии на правах автономии. Он учредил автономное церковное управление (Украинскую автономную православную церковь) и получил права областного митрополита (епископ Московского Патриархата Вениамин (Новицкий) писал в своих воспоминаниях, что за Алексием (Громадским) епископами в его юрисдикции было признано право ношения титула Митрополита[2]). Так возникла на Украине Автономная церковь, а вместе с тем началось новое церковное разделение.
Украинские церковно-общественные круги обратились к митрополиту Дионисию с просьбой благословить возрождение независимой Украинской православной церкви под председательством архиепископа Поликарпа (Сикорского). Митрополит Дионисий дал своё согласие указом от 24 декабря 1941 года. В феврале 1942 года архиепископы Александр и Поликарп рукоположили на соборе в Пинске двух новых епископов: Никанора (Абрамовича) и Игоря (Губу). Они были посланы в Киев для организации церковной жизни на восточных землях. В Киеве группа священников и деятелей УАПЦ, уцелевших во время террора 30-х годов, основала 29 сентября 1941 года, вскоре после того, как город заняли немецкие войска, Всеукраинскую православную церковную раду, надеясь восстановить в новых условиях разгромленную украинскую церковь. Но в декабре в Киев прибыл епископ Автономной церкви Пантелеимон (Рудык) и взял под свою юрисдикцию большинство основанных во время немецкой оккупации приходов. Получив доверие германской администрации, он повёл активную борьбу со сторонниками УАПЦ. По его наущению, немцы распустили в феврале 1942 года Всеукраинскую православную церковную раду и закрыли её канцелярию.
15 марта в Андреевском соборе состоялась первая со времени разгрома УАПЦ соборное богослужение на украинском языке с участием огромных масс верующих. Православные украинцы Киева признали иерархию УАПЦ во главе с архиепископом Поликарпом своей духовной властью.
Немецкие власти в Киеве явно фаворитизировали Автономную церковь, а к украинским епископам относились неблагосклонно и даже враждебно. Украинцам дали в распоряжение только Андреевский собор и церкви на Соломенке и Демиевке, в то время, как автономисты имели 14 церквей и 8 монастырей.
28 марта собор русских архиереев лишил владыку Поликарпа духовного сана и монашества, хотя не имел к тому никакого канонического основания, поскольку архиепископ Поликарп никогда не признавал над собой юрисдикции Московской патриархии.
Несмотря на преследования и ограничения со стороны немецкой власти и тяжелые условия жизни в условиях оккупации, епископы Никанор и Игорь начали интенсивную работу над организацией церковно-религиозной жизни. За первые три месяца посвячены 103 священников, потом много больше. Новые общины вырастали по всей Украине и посылали делегации в Киев с просьбой о духовной опеке[1].
В мае 1942 года в Киеве были посвящены шестеро новых епископов: Фотий (Тимощук), Мануил (Тарнавский), Михаил (Хороший), Мстислав (Скрипник), Сильвестр (Гаевский) и Григорий (Огийчук). Хиротонии происходили поспешно, почти тайно. Уже 20 мая рейхскомиссар Украины запретил рукополагать епископов без согласования с властями, а в сентябре запретил любые дальнейшие епископские рукоположения. Все же в течение лета 1942 были рукоположены ещё четверо епископов УАПЦ: Геннадий (Шиприкевич), Владимир (Малец), Платон (Артемюк) и Вячеслав (Лисицкий). К УАПЦ присоединился 77-летний митрополит Харьковский Феофил (Булдовский), рукоположённый ещё в 1923 году. К концу лета 1942 года иерархия УАПЦ состояла из 14 епископов, а в Автономной было 16.
До 1 сентября 1942 года на Киевщине и в областях, где не было ещё украинских епископов и церковной жизнью руководил владыка Никанор — уполномоченный архиепископа Поликарпа на всю Восточную Украину, организовано 513 приходов УАПЦ, в Полтавской епархии — до 150 приходов, в Днепропетровской — более 150, на юге Украины — более 100.
Преследование УАПЦ немецкими оккупантами
Условия деятельности епископов и священников УАПЦ были нелегкие. При этом вмешательство немцев в дела церкви в оккупированной Украине рассматривалась в корреспонденции епископа Платона Ровенского как «нормализация» религиозной жизни. Оккупанты допускали в определённых пределах самостоятельность церковных структур, поощряя таким образом послушание, использовали лесть, пустые обещания, противопоставление друг другу конкурентов в церковной карьере. Под деятельность УАПЦ на самом деле маскировали власть немцев. Назначения на церковные посты проводились только с одобрением сверху, а снятие организовывались без привлечения религиозных структур. Бесспорны контроль, ограничение, подотчетность и видимость свободы совести, хотя к оккупантам писали и сами украинские религиозные деятели.[3]. Были случаи, что немецкие власти, предпочитая Автономную церковь не допускали автокефальных владык к назначенным им местностям. Немцы запрещали священникам проводить благотворительную деятельность, в частности помогать пленным. Летом 1942 года немецкие власти начали вмешиваться в богослужения. Запрещено было служить в праздники (даже большие), которые приходились в будни. Почти полностью было запрещено печатать богослужебные книги и другую церковно-религиозную литературу.
В начале октября 1942 власти рейхскомиссариата не позволили состояться созванному архиепископом Поликарпом собору епископов в Луцке. Епископы, съехавшиеся туда, устроили тогда неофициальный собор, под видом встречи. Принят ряд важных решений, из которых главным было попытаться объединить Автокефальную и Автономную церкви. 8 октября 1942 митрополит Алексий от Автономной Церкви и архиепископ Никанор и епископ Мстислав от УАПЦ, подписали акт объединения на основе существования объединённой УАПЦ в духовном единении с митрополитом Дионисием. Но против Акта немедленно выступили некоторые епископы-москвофилы Автономной Церкви, и под их давлением, а также под давлением немецких властей, которым объединение было невыгодно, митрополит Алексий отозвал своё согласие[1].
В начале 1943 года рейхскомиссариат приказал реорганизовать УАПЦ и Автономную церковь, лишая их центральной власти (главы Церкви и Собора епископов) и подчиняя епископов немецкой администрации генерал-комиссариатов, в которых они жили.
Летом и осенью 1943 года жизнь УАПЦ на западноукраинских землях проходила в условиях все возрастающей партизанской войны против немецких оккупантов, которая особенно разгорелась на Волыни и Полесье. В июле 1943 года, во время массовых арестов украинской интеллигенции на Волыни, гестаповцы арестовали нескольких ближайших сотрудников митрополита Поликарпа. Арестованных держали как заложников. Когда в октябре партизаны совершили покушение на одного из чиновников властей райхскомиссариата, немцы расстреляли несколько заключённых в ровенской тюрьме, среди них члена администратуры УАПЦ о. Николая Малюжинского и члена епархиального управления в Ровно о. Владимира Мисечко. Более 100 украинских православных священников пали жертвами немецкого террора, многие другие оказались в тюрьмах и концлагерях. Оккупанты жгли села и церкви, расстреливали мирное население[1].
УАПЦ в конце Второй мировой войны
С приближением фронта епископат УАПЦ выехал на Запад[1]. По возвращении советской власти всех епископов возрождённой церкви ждала бы явная смерть, а тем самым и новая смерть церкви. Единственного оставшегося на территории СССР иерарха УАПЦ митрополита Феофила (Булдовского) в ноябре 1944 года арестовали, и он умер в заключении. Приходы УАПЦ были переданы под юрисдикцию Московского Патриархата, так же как чуть позже и приходы Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) — после её ликвидации Сталиным в 1946 году. Большинство епископов и многие священники эмигрировали в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку, Австралию. Митрополит Поликарп покинул Луцк в январе 1944 года, а в июле уехал из Холма митрополит Иларион. После этого на украинских землях не осталось украинских православных епископов, и все православные священники и верующие оказались под властью Московской патриархии. Выехали на Запад и епископы Автономной Церкви, подчинённые Московской патриархии, не имея веры, что в ней они найдут надёжного охранника.
Прихожанами УАПЦ после войны были исключительно украинские эмигранты, в основном выходцы с Западной Украины. В США и Канаде сохранилась многочисленная епархия, которую возглавлял епископ Иоанн Теодорович, направленный на Запад ещё Василём Липкивским в 1923 году. С 1947 года канадскую епархию взял в свои руки митрополит Мстислав (Скрипник) (1898—1993), племянник Симона Петлюры.
УАПЦ в диаспоре
Украинская Автокефальная Православная Церковь в диаспоре — церковь, которую в эмиграции возглавила иерархия канонически признанных священников во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским).
Митрополит Поликарп, летом 1945 года, созвал первое совещание епископов УАПЦ, которое состоялась 16 июля 1945 в городе Бад-Киссинген. Было принято постановление дальнейшем действовать как иерархический орган Украинской Автокефальной Православной Церкви в эмиграции.
Сначала резиденцией митрополита был Ганновер (Германия). В состав УАПЦ были приняты священники УАПЦ (1919), что дало повод обвинить её в неканоничности.
Между тем епископы Украинской автономной православной церкви, находившиеся в эмиграции вошли в состав Русской православной церкви заграницей, которую возглавлял митрополит Анастасий (Грибановский).
В августе 1947 года епископ Григорий Огийчук собрал в Ашаффенбурге конференцию единомышленников и осудил иерархию УАПЦ за сотрудничество с митрополитом Иоанном (Теодоровичем). В ответ митрополит Поликарп созвал там же Синод епископов УАПЦ и осудил епископа Григория. Одновременно Синод направил архиепископа Мстислава (Скрипник) в США для решения вопроса каноничности рукоположения митрополита Теодоровича.
В 1949 году УАПЦ насчитывала около 60 приходов, 20 000 верующих, 127 священников и 20 диаконов. В Мюнхене существовали Богословский Научный Институт и Богословско-Педагогическая Академия, где преподавали украинские ученые и богословы.
27 августа 1949 года в Нью-Йорке Иоанн Теодорович был повторно хиротонисан во епископы. Хиротонию совершили экзарх Александрийского Патриархата в США, митрополит Христофор (Кондогиоргис) и епископ Мстислав (Скрыпник).
После смерти митрополита Поликарпа в Париже в октябре 1953 его преемником стал Архиепископ Никанор (Абрамович), находившийся в Карлсруге. УАПЦ в диаспоре митрополита Никанора объединяла православные общины в Западной Европе, Австралии, небольшое количество общин в США, Канаде и Аргентине.
В 1969 году Украинская автокефальная православная церковь в Европе перешла под юрисдикцию Митрополита Украинской Православной Церкви в США Мстислава (Скрыпника). После его смерти в июне 1993 года, его преемником стал Митрополит Украинской Православной Церкви в США Константин (Баган) с центром в Саут-Баунд-Брук.
В юрисдикции Митрополита Константина находилась и продолжает находиться Украинская Западно-Европейская епархия УАПЦ. Епархию возглавляет епископ Андрей (Пешко) с титулом епископа Кратейского (рукоположен 13 декабря 2005 в Чикаго и подчинен митрополиту УПЦ в США Константину).
Примечания
- ИСТОРИЯ УАПЦ. Часть 6. УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ . УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (11 ноября 2015). Дата обращения: 19 ноября 2015.
- Архиепископ Вениамин (Новицкий). Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории. // ЖМП. — 1975. — № 7. — С. 13.
- Терешина О.В. Украинская автокефальная православная церковь в 1942-1944гг // Вопросы истории. — 2016. — № 5. — С. 130—142.
Литература
- Смирнов А. Мстислав (Скрипник): громадсько-політичний і церковний діяч. 1930—1944: Монографія / А. Смирнов. — К. : Смолоскип, 2008.-326с.
- Стоколос Н. Конфесійно-етнічні трансформації в Україні (XIX — перша половина ХХ ст.) / Н. Стоколос. — Рівне : Ліста, 2003.-480с.
- Mironowicz A. Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku (польск.). — Białystok: Uniwersytet w Białymstoku, 2005. — 390 с.
- Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви, — в 4-ох т.: 2-е вид. — Ню-Йорк-Київ-С.Бавнд Брук: Українська Автокефальна Православна Церква, 1990. — Т.4, Ч.2 — 416 с.
- Волошин Ю. Українська православна церква в роки нацистської окупації (1941—1944 рр.) — Полтава. 1997
- Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. — М. 2002. — 467 с.
- Вишиванюк А. В. Церковный вопрос в идеологии и практической деятельности украинских националистических движений в 1941—1949 гг. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (XXIII): Материалы. — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — 418 с. — С. 191—195