Туру Алты

Туру Алты — культовый комплекс, древнее святилище[1] эпохи бронзы расположенное на правом берегу реки Бар-Бургазы[2] в Кош-Агачский районе Республики Алтай.

Центральная композиция

История исследования

Первые научные исследования комплекса были проведены В. Д. Кубаревым в 1970-е годы[2]. В 1992—1993 годах комплекс изучался российско-американской экспедицией с участием таких учёных, как американский археолог Э. Якобсон и японский исследователь Т. Масумото[3]. Археологические раскопки производились В. Д. Кубаревым. В 1978 году был раскопан пазырыкский могильник Барбургазы I[4], так же был исследован раннесредневековой ксенотаф и тюркская оградка той же эпохи[5].

В 1995 и 2003 комплекс исследовался Саяно-Алтайской экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Л. С. Марсадолова[6]. Копирование петроглифов в 2006—2008 году осуществлялась экспедицией под руководством А. И. Мартынова[7].В 2014—2015 году проводились совместные работы Горно-Алтайского университета и Гентского университета (Бельгия). Целью исследования было картографирование местности и сплошная фиксация объектов, для получения цифровой модели комплекса[8].

Описание комплекса

Объекты культового комплекса расположены у подножия невысокого вытянутого в широтном направлении холма, на его террасах-уступах и на самой вершине, представляющей из себя сланцевые выходы. В состав комплекса входят: курганные могильники, стелы в оградках, керексуры, гигантские восьмикаменные кольца, древнетюркские оградки с изваяниями и наскальные рисунки. Весь комплекс зонируется четырьмя участками:

  1. Верхняя часть горной гряды;
  2. Склоны горной гряды;
  3. Западное и юго-западное подножие;
  4. Юго-Западный участок между горной грядой и рекой Бар-Бургазы.[8]

участок 1

В верхней зоне зафиксировано основное количество рисунков, почти все они приурочены к вертикальному скальному выходу на самом верху холма[2]. Большинство рисунков выполнено точечной техникой, в виде силуэтов, но можно встретить и изображения процарапанные острым предметом по гладкой поверхности[2]. Всего, на небольшой площади зафиксировано более ста изображений различных животных, с преобладанием среди них оленей.

Центральным объектом композиции и всего комплекса[6] является изображение пары оленей, с ярко выраженными признаками пола. Олень-самец более метра в длину, безрогая оленуха не уступает ему размером. Фигура самца выполнена, более тщательно чем фигура самки. Большой размер. форма ветвящихся рогов и другие характерные детали изображения сближают Туру-Алтынские рисунки с фигурами оленей, выполненных в той же стилистической манере на оленных камнях Монголии и Забайкалья[2][9]. Окружающие главную пару рисунки нанесены линиями из мелких, сливающихся точек, выполнены менее тщательно и появились вокруг главных фигур гораздо позднее[2].
В верхней части гряды расположено курганов, одиночно или группами, на выровненных участках находятся четыре керексура, рядом с которыми обычно находятся небольшие поминальные кольца и выкладки.

участок 2

Около 120 курганов расположено на западном склоне гряды, как на ровных уступах, так и на крутых склонах. Локализуются поодиночно и группами. На ровных склонах гряды зафиксировано девять керексуров рядом с которыми располагаются каменные кольца и выкладки. Также на склоне расположены восемь оградок, два каменных ящика и три стелы[8].

участок 3

В этой зоне комплекса зафиксировано 18 стел, стоящих отдельно в оградках и без. На участке ближе к степи расположено 23 кургана, также 11 курганов поздней бронзы расположено у северо-западного подножия гряды. Рядом расположены семь могил этнографического времени. У южной оконечности гряды расположена группа из 24 курганов, одной раскопанной тюркской оградки, поминальных колец и нескольких стел в каменных оградках. Могильник расположенный с западной оконечности гряды включает в себя два кургана и керексур, рядом с которым расположены поминальные кольца. Четыре отдельно стоящие стелы расположены ближе к гряде[8].

участок 4

В некотором отдалении от гряды на остепенённом участке расположены несколько групп археологических объектов. Такие как раскопанный В.Д Кубаревым пазырыкский могильник[4], рядом с ним 20 балбалов и несколько десятков поминальных колец и выкладок. Рядом зафиксированы два керексура и скопление из нескольких десятков каменных оградок. В советские годы на этом участке проводились работы по искусственному орошению земель. Была проложенная сеть из специальных каналов и арыков. По обе стороны от большого канала можно проследить линии выложенные из окатанных камней. С северной стороны канала расположено кольцо из восьми валунов, а ближе к подножию гряды расположено пять стел[8].

Особенности

Среди прочих петроглифов Алтая данную композицию выделяет факт нанесения рисунков на вертикальную плоскость. Другой особенностью объекта можно считать наличие «амфитеатра», с необычными акустическими возможностями. Отмечено, что даже негромкая речь, произнесённая на вершине горы, многократно переотражаясь от склонов, усиливается и хорошо слышна у подножия[10]. Тщательно вымощенная плитами площадка перед скалой с нанесёнными оленями, стилистическое сходство изображений и техники исполнения с рисунками нанесёнными на оленные камни Монголии позволяет предположить, что Туру-Алтынская наскальная композиция вкупе с ритуальной площадкой перед ней, является жертвенным алтарём, с древнейших времён расположенным на вершине родовой горы[10].

Близкие аналогии

В настоящее время похожие по стилю и исполнению рисунки на Алтае можно наблюдать на холме Джалгызтобе, описан крупный валун[9] с нанесённым на него рисунком пары Олень-Оленуха в долине реки Талдура, аналогичные изображения известны в комплексах петроглифов в долинах рек Елангаш, Ирбисту, Чаган и других[11]. В близлежащем Монгольском Алтае крупные изображения оленей 126 см и 115 см представлены в комплексе Цагаан-Салаа, а также в Хар-Салаа[12].

Датировка комплекса

Данные полученные при изучении петроглифов из разных местонахождений Алтая, говорят о том, что время сооружения культовых объектов следует отнести к эпохе бронзы, их интенсивное дальнейшее использование в раннескифское время с последующим и гораздо меньшее в последующие периоды.

Комплекс Туру-Алты по своим конструктивным и стилистическим решениям более похож на объекты монгун-тайгинского типа Тувы, чем на раннескифские керексуры. Не исключено, что данный комплекс был сооружен раньше чем керексуры на реке Юстыт[1]. Изобразительные особенности центральной композиции с оленями, позволяют проводить параллели и искать аналогии в монголо-забайкальском стиле наскальных изображений[9], относящимся к эпохе бронзы (вторая половина II тыс. до н. э.)

Факт того, что фигуры оленей, выбитые на скалах Алтая и Монголии очень часто бывают вписаны в композиции петроглифов твёрдо относимых исследователями к эпохи бронзы (вторая половина II тыс. до н. э.) позволяет датировать и данное изображение этим временем[13].

Галерея

Примечания

  1. Марсадолов Л.С. Многовековые традиции функционирования древних святилищ Алтая.
  2. Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). — Наука, 1979. — С. 29.
  3. Кубарев В. Д., Якобсон Э., Масумото Т. Исследования в предгорьях Сайлюгема. — Altaica. — 1993. — С. 63—68.
  4. В.Д. Кубарев. Курганы Сайлюгема. — Новосибирск: Наука, 1992.
  5. В.Д. Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. — Новосибирск: Наука, 1984. — С. 9, 59.
  6. Марсадолов Л. С. Ритуальный центр в урочище Туру-Алты на Алтае // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири.. — Барнаул: АлтГУ, 2003. — С. 293—299.
  7. Мартынов А.И., Чигаева В.Ю., Базайченко А.В., Штанов Е.С, Симонова И.Л, Мосина А.Е. Туру-Алты (Карачат). — Кемерово, 2010.
  8. Айдын Урматович Урбушев. Ранний железный век // УДК 902 : сбориник. — Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск.
  9. Г.В. Кубарев. «Оленный камень» из долины реки Талдура (Юго-Восточный Алтай). — Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. — Т. XXIII. — 341-344 с.
  10. В.Д. Кубарев. Мифы и ритуалы запечатленные в петроглифах Алтая // Эпоха палеометалла. УДК 903.27 : журнал. — Институт археологии и этнографии СО РАН.
  11. Черемисин Д.В. Стиль оленных камней в петроглифах Алтая. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1998. — С. 609—614.
  12. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. — 640 с.
  13. Кубарев Г.В. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий / «Оленный камень» из долины реки Талдура (Юго-Восточный Алтай).. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1917. — С. 341—344.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.